ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Стефан Франтов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Ступинский район - поселок Михнево, село Нащекино, г. Коломна
ДНИ ПАМЯТИ
6 марта (22 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Московских святых
ЖИЗНЬ
Родился 17 декабря 1877 года в селе Нащекино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина. Его отец был псаломщиком Спасс-Михневской церкви, в 1930 г. раскулачен.
Образование Степан получил в сельской школе и некоторое время помогал отцу управляться с крестьянским хозяйством, а затем переехал в Москву и стал работать экспедитором при складе.
В 1920 году вернулся в родное село. В это время по уезду был распространен указ советской власти, что все, у кого есть велосипеды, должны сдать их для нужд Красной армии. Степан свой велосипед не сдал и был приговорен к трем месяцам заключения.
Степан Федорович регулярно ходил на богослужения в Преображенскую церковь в селе Спас-Михнево и пел на клиросе; через год он организовал здесь хор и стал регентом и псаломщиком. Власти моментально отреагировали на его активную церковную жизнь: он был лишен избирательных прав, а хозяйство – конфисковано. Однако это не остановило его, и он по прежнему ходил в церковь.
В 1931 году Степан переехал в Москву, где прожил три года, и снова вернулся в родное село. Он устроился рабочим при складе в Борисовской артели кожгалантереи и служил псаломщиком в Преображенском храме.
В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь во второй половине тридцатых годов о Степане стали собираться сведения; председатель Нащекинского сельсовета показал, что когда в августе 1937 года было решено устроить в селе зерносушилку, стали разбирать церковную ограду. Ограда была старинной, украшена коваными решетками и представляла собой местную достопримечательность. Франтов, по показаниям свидетеля, не допускал ломать ограду и, обращаясь к верующим, говорил: «Спасайте, последний наш храм коммунисты разоряют». Когда Залесский колхоз приступил к разбору ограды, к храму пришли верующие женщины и потребовали прекратить ломать ограду. В результате пришлось работы прекратить.
Другой свидетель показал, что в августе 1937 года Франтов, ведя антисоветскую агитацию среди колхозников, говорил: «Советская власть и коммунисты разорили все церкви, поокружающим деревням церкви почти все заняты под колхозные амбары, а частью сломаны, и это оттого, что мы мало ходим в церковь. Надо не бросать нашу церковь, а то коммунисты заберут её под амбар, а церковь является для нас домом утешения и отдыха, а что вас агитируют не ходить в церковь и работать в праздничные дни, то вы не слушайте, коммунисты - антихристы что хочешь наболтают, а мы не должны забывать своей православной веры». «Благодаря активной агитации Франтова за укрепление религии, из Нащекино порядочное количество ходит в церковь, особенно активно посещают её те, что состоят в церковном хоре, организованном Франтовым».
16 февраля 1938 года Степан был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Через день после ареста следователь допросил его.
– Следствию известно, что вы занимались антисоветской агитацией. В чем признаете себя виновным?
– Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя ни в чем не признаю.
– Вы говорите неправду. Следствие располагает точными данными, что вы в августе 1937 года распространяли антисоветские настроения, высказывали недовольство советской властью. Дайте по этому вопросу правдивые показания.
– Никогда и никому я не высказывал антисоветских настроений и недовольств советской властью. В тот момент, когда разбирали ограду у церкви, я жил в деревне и работал в артели, и в отношении того, чтобы верующие протестовали её ломать, я ни с кем не разговаривал.
27 февраля тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность, распространение гнусной клеветы против советской власти и коммунистов, опошляя сталинскую конституцию". Он был переведен для ожидания исполнения казни в Таганскую тюрьму в Москве.
Расстрелян 7 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
Образование Степан получил в сельской школе и некоторое время помогал отцу управляться с крестьянским хозяйством, а затем переехал в Москву и стал работать экспедитором при складе.
В 1920 году вернулся в родное село. В это время по уезду был распространен указ советской власти, что все, у кого есть велосипеды, должны сдать их для нужд Красной армии. Степан свой велосипед не сдал и был приговорен к трем месяцам заключения.
Степан Федорович регулярно ходил на богослужения в Преображенскую церковь в селе Спас-Михнево и пел на клиросе; через год он организовал здесь хор и стал регентом и псаломщиком. Власти моментально отреагировали на его активную церковную жизнь: он был лишен избирательных прав, а хозяйство – конфисковано. Однако это не остановило его, и он по прежнему ходил в церковь.
В 1931 году Степан переехал в Москву, где прожил три года, и снова вернулся в родное село. Он устроился рабочим при складе в Борисовской артели кожгалантереи и служил псаломщиком в Преображенском храме.
В связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь во второй половине тридцатых годов о Степане стали собираться сведения; председатель Нащекинского сельсовета показал, что когда в августе 1937 года было решено устроить в селе зерносушилку, стали разбирать церковную ограду. Ограда была старинной, украшена коваными решетками и представляла собой местную достопримечательность. Франтов, по показаниям свидетеля, не допускал ломать ограду и, обращаясь к верующим, говорил: «Спасайте, последний наш храм коммунисты разоряют». Когда Залесский колхоз приступил к разбору ограды, к храму пришли верующие женщины и потребовали прекратить ломать ограду. В результате пришлось работы прекратить.
Другой свидетель показал, что в августе 1937 года Франтов, ведя антисоветскую агитацию среди колхозников, говорил: «Советская власть и коммунисты разорили все церкви, поокружающим деревням церкви почти все заняты под колхозные амбары, а частью сломаны, и это оттого, что мы мало ходим в церковь. Надо не бросать нашу церковь, а то коммунисты заберут её под амбар, а церковь является для нас домом утешения и отдыха, а что вас агитируют не ходить в церковь и работать в праздничные дни, то вы не слушайте, коммунисты - антихристы что хочешь наболтают, а мы не должны забывать своей православной веры». «Благодаря активной агитации Франтова за укрепление религии, из Нащекино порядочное количество ходит в церковь, особенно активно посещают её те, что состоят в церковном хоре, организованном Франтовым».
16 февраля 1938 года Степан был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. Через день после ареста следователь допросил его.
– Следствию известно, что вы занимались антисоветской агитацией. В чем признаете себя виновным?
– Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя ни в чем не признаю.
– Вы говорите неправду. Следствие располагает точными данными, что вы в августе 1937 года распространяли антисоветские настроения, высказывали недовольство советской властью. Дайте по этому вопросу правдивые показания.
– Никогда и никому я не высказывал антисоветских настроений и недовольств советской властью. В тот момент, когда разбирали ограду у церкви, я жил в деревне и работал в артели, и в отношении того, чтобы верующие протестовали её ломать, я ни с кем не разговаривал.
27 февраля тройка НКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за "активную контрреволюционную деятельность, распространение гнусной клеветы против советской власти и коммунистов, опошляя сталинскую конституцию". Он был переведен для ожидания исполнения казни в Таганскую тюрьму в Москве.
Расстрелян 7 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 1 октября 2004 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь. 2005.
Состояние на 08.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий