ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Петр Успенский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Зарайский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Рязань и Рязанская область; г. Москва и Московская область: Зарайский район - село Радушино, г. Коломна
ГЕОГРАФИЯ
г. Рязань и Рязанская область; г. Москва и Московская область: Зарайский район - село Радушино, г. Коломна
ДНИ ПАМЯТИ
23 января (10 января ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Рязанских святых
ЖИЗНЬ
Родился в 1863 году в селе Меньшие Можары Рязанской губернии в семье священника Николая Успенского. В 1884 году Петр окончил Рязанскую Духовную семинарию и в течение десяти лет работал учителем в школах сел Юраково и Панкино Рязанской губернии.
В 1894 году Петр был рукоположен во священника к церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Маково Михайловского уезда, а в 1903 году был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Радушино Зарайского уезда; возведен в сан протоиерея и в 1914 году назначен благочинным.
Первый раз отец Петр был допрошен в октябре 1925 года в связи с деятельностью архиепископа Рязанского Бориса (Соколова) и епархиальной канцелярии. Поскольку сам архиепископ жил в это время не в Рязани, а под Москвой, то управлял епархией с помощью посылаемых в адрес канцелярии, находившейся в Рязани, циркуляров. Следователь, вызвавший отца Петра на допрос, задал целый ряд вопросов, касающихся деятельности канцелярии и правящего епископа.
Отец Петр ответил, что такая канцелярия может существовать при епископе и что это не противоречит церковным правилам. Также и сборы средств на нужды правящего епископа вполне законны, так как общины вправе сами содержать начальствующих лиц. Вводимые архиепископом Борисом сестричества являются весьма благим начинанием и частью деятельности всего религиозного общества и не требуют отдельной регистрации. В его благочинии такие сестричества организованы не были, но только потому, что это дело не простое и его не так-то легко быстро организовать. Что касается циркуляров архиепископа Бориса, то их можно назвать не только распоряжениями, но и информативными материалами, и архиерей имел право их издавать.
22 декабря 1929 года один из священников Зарайского района отправил открытку, которая служащим почты показалась подозрительной и была передана в ОГПУ. После этого на квартире священника был произведен обыск и найдено много церковной переписки: посланий покойного Патриарха Тихона, распоряжений как архиерея, так и самого благочинного протоиерея Петра Успенского; все это было воспринято властями как доказательство наличия контрреволюционной организации и проведения антисоветской работы.
4 декабря в разговор находившихся в чайной агентов уголовного розыска вмешался некий неизвестный, который стал защищать Церковь и духовенство. Это показалось им подозрительным, и неизвестный был задержан. Им оказался староста храма села Радушино, в котором служил протоиерей Петр Успенский. Вслед за этим был произведен обыск в доме отца Петра, а он сам арестован и заключен в коломенскую тюрьму.
26 декабря 1929 года, передавая дело в ОГПУ, агент уголовного розыска сопроводил его следующим комментарием: «Был произведен обыск у благочинного села Радушино Успенского, у которого обнаружено громадное количество разной переписки, отчеты священников, черновики его отчетов митрополиту, много разного рода циркуляров митрополита и епископа, которые все отобраны. Кроме того, произведенным расследованием было установлено, что вообще священники деревень, расположенных недалеко от города Зарайска, все связаны между собой и при обходах определенно ведут агитацию контрреволюционного характера, а также такую же агитацию ведут и члены церковного совета их приходов».
Отца Петра снова стали спрашивать о распоряжениях архиепископа Бориса, к этому времени уже почившего, и о том, проводил ли священник в жизнь распоряжения архиерея. Отец Петр ответил: «Один из циркуляров о нравственности и влиянии на молодое поколение в религиозном духе и обережении его от соблазнов и пороков я читал на заседании своего церковного совета. Был также циркуляр об организации при церкви библиотеки с книгами против дарвинизма, атеизма и материализма, о чем я передавал священникам своего округа, но, за отсутствием средств, библиотеки никто не организовывал».
Находясь в коломенской тюрьме, отец Петр в январе 1930 года заболел воспалением легких и 15 января в тяжелом состоянии был доставлен в одну из городских больниц.
Протоиерей Петр Успенский скончался 23 января 1930 года
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в общей неизвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь. 2008.
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Дубинский А.Ю. Московская духовная семинария. Алфавитный список выпускников 1901-1917 годов (краткий генеалогический справочник). М., 1998.
ЦИАМ. Ф. 1371, оп. 1, д. 48, ч. 2, 1916 г., л. 124 об-125.
Состояние на 26.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий