ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Николай Розанов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Дмитровский район - села Муромцево и Куликово, г. Сергиев Посад, Волоколамский район - село Черленково, Одинцовский район - г. Звенигород
ДНИ ПАМЯТИ
4 июля (21 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Николай Розанов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Дмитровский район - села Муромцево и Куликово, г. Сергиев Посад, Волоколамский район - село Черленково, Одинцовский район - г. Звенигород
ДНИ ПАМЯТИ
4 июля (21 июня ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился в 1867 года в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Петра Розанова. Его брат Александр тоже стал священником; муж сестры также был священником.
В 1886 году окончил два класса Вифанской духовной семинарии. Женился на Александре, происходившей из духовного сословия.
В 1890 году был рукоположен во диакона к Покровскому храму села Куликово Дмитровского уезда.
С 1901 года он преподавал церковнославянский язык в Куликовской церковно-приходской школе, а затем Закон Божий в земских школах.
В 1904 году был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда.
В 1914 году был переведен в храм Михаила Архангела при Солодовнической богадельне в Москве.
С 1920 года служил в Митрофановской церкви в Петровском парке.
В 1921 году был переведен в Александро-Невский храм в Звенигороде, где прослужил до февраля 1938 года.
18 февраля 1938 года в Звенигородское отделение НКВД поступил донос от инспектора финансового отдела Петушкова, который просил "принять соответствующие меры к недопустимым явлениям со стороны служителя культа, фамилия мне неизвестна, но из города Звенигорода". Доносчик писал, что якобы ехал с отцом Николаем в поезде из Москвы и разговаривал с ним о конституции, которую тот ругал. На следующий день Петушков был вызван следователем для дачи свидетельских показаний. Он показал: «Я ехал из города Москвы, в одном вагоне со мной ехали два старика. Один из них оказался священником Розановым, который распространял контрреволюционную клевету в отношении советской власти, говорил: "Священников арестовывают неправильно, так как конституция говорит за полную свободу и неприкосновенность личности. Конституция фальшивая, она издана для обмана рабочих и крестьян. Сталин надумал конституцию для втирания очков, написана в конституции свобода, а на деле насилие”» Следователь спросил его, "хорошо ли он признал священника Розанова". Лжесвидетель ответил, что курсы московского финансового отдела в городе Звенигороде расположены рядом с домом священника, поэтому отца Николая он "хорошо знает".
21 марта протоиерей Николай Розанов был арестован и сразу же допрошен. Расспросив отца Николая о его биографии, родственниках, социальном и имущественном положении, следователь прервал допрос. Вскоре следователь, ведший дело, был арестован, и 8 мая уже другой следователь вновь допросил священника.
– Вы обвиняетесь в высказывании в феврале 1938 года клеветы в отношении советской власти, – сказал следователь.
– Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти я не признаю, – ответил священник.
– Вы обвиняетесь в высказывании в ноябре 1937 года клеветы в отношении советской власти.
– Виновным себя не признаю. Я высказывал недовольство в отношении советской власти на непосильные налоги, которые были наложены на меня райфинотделом как на священника.
Такие ответы не удовлетворили следователя. 13 мая отца Николая вызвали на очную ставку с одним из лжесвидетелей. Но и тогда отец Николай категорически отверг все вымышленные обвинения против него. После ареста некоторое время отца Николая держали в Звенигородском отделении милиции, а потом перевели в Сретенскую тюрьму в Москве. К моменту ареста батюшке было семьдесят три года. Здоровье его было крайне расстроено. У него было больное сердце, сильно отекали ноги, беспокоила грыжа.
7 июня 1938 года тройкой НКВД по Московской области приговорен к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
Расстрелян 4 июля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
В 1886 году окончил два класса Вифанской духовной семинарии. Женился на Александре, происходившей из духовного сословия.
В 1890 году был рукоположен во диакона к Покровскому храму села Куликово Дмитровского уезда.
С 1901 года он преподавал церковнославянский язык в Куликовской церковно-приходской школе, а затем Закон Божий в земских школах.
В 1904 году был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда.
В 1914 году был переведен в храм Михаила Архангела при Солодовнической богадельне в Москве.
С 1920 года служил в Митрофановской церкви в Петровском парке.
В 1921 году был переведен в Александро-Невский храм в Звенигороде, где прослужил до февраля 1938 года.
18 февраля 1938 года в Звенигородское отделение НКВД поступил донос от инспектора финансового отдела Петушкова, который просил "принять соответствующие меры к недопустимым явлениям со стороны служителя культа, фамилия мне неизвестна, но из города Звенигорода". Доносчик писал, что якобы ехал с отцом Николаем в поезде из Москвы и разговаривал с ним о конституции, которую тот ругал. На следующий день Петушков был вызван следователем для дачи свидетельских показаний. Он показал: «Я ехал из города Москвы, в одном вагоне со мной ехали два старика. Один из них оказался священником Розановым, который распространял контрреволюционную клевету в отношении советской власти, говорил: "Священников арестовывают неправильно, так как конституция говорит за полную свободу и неприкосновенность личности. Конституция фальшивая, она издана для обмана рабочих и крестьян. Сталин надумал конституцию для втирания очков, написана в конституции свобода, а на деле насилие”» Следователь спросил его, "хорошо ли он признал священника Розанова". Лжесвидетель ответил, что курсы московского финансового отдела в городе Звенигороде расположены рядом с домом священника, поэтому отца Николая он "хорошо знает".
21 марта протоиерей Николай Розанов был арестован и сразу же допрошен. Расспросив отца Николая о его биографии, родственниках, социальном и имущественном положении, следователь прервал допрос. Вскоре следователь, ведший дело, был арестован, и 8 мая уже другой следователь вновь допросил священника.
– Вы обвиняетесь в высказывании в феврале 1938 года клеветы в отношении советской власти, – сказал следователь.
– Виновным себя в высказывании клеветы в отношении советской власти я не признаю, – ответил священник.
– Вы обвиняетесь в высказывании в ноябре 1937 года клеветы в отношении советской власти.
– Виновным себя не признаю. Я высказывал недовольство в отношении советской власти на непосильные налоги, которые были наложены на меня райфинотделом как на священника.
Такие ответы не удовлетворили следователя. 13 мая отца Николая вызвали на очную ставку с одним из лжесвидетелей. Но и тогда отец Николай категорически отверг все вымышленные обвинения против него. После ареста некоторое время отца Николая держали в Звенигородском отделении милиции, а потом перевели в Сретенскую тюрьму в Москве. К моменту ареста батюшке было семьдесят три года. Здоровье его было крайне расстроено. У него было больное сердце, сильно отекали ноги, беспокоила грыжа.
7 июня 1938 года тройкой НКВД по Московской области приговорен к расстрелу за "контрреволюционную агитацию".
Расстрелян 4 июля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008.
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь». Тверь. 2008.
Состояние на 14.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий