понедельник, 31 октября 2016 г.

Иоанн Державин

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Иоанн Державин

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Рузский район - село Ануфриево, г. Коломна, г. Сергиев Посад, Серпуховский район (?) - деревня Вихорево, Орехово-Зуевский район - село Ильинский Погост (бывш. Гуслицы), Балашихинский район - село Новый Милет, Шаховской район - село Ново-Александровка, г. Ногинск и Ногинский район - г. Электроугли; Северный край

ДНИ ПАМЯТИ

   15 декабря (2 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика.

Обучался в Коломенском духовном училище и в Московской Духовной семинарии.

По окончании семинарии в 1901 году был учителем церковно-приходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда.

С 1902 года состоял учителем и законоучителем в Горшковской церковно-приходской школе Гуслицкого округа при Воскресенской церкви села Гуслицы Богородского уезда.
Женился, впоследствии у него с супругой Пелагией родилось 9 детей.

В 1904 году епископ Дмитровский Трифон Туркестанов рукоположил Ивана в сан священника к Никольской церкви в селе Ново-Милет Богородского уезда (впоследствии Реутовский район). С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище.
Отец Иоанн был усердным проповедником, со вниманием и благоговением нес свое пастырское служение.

В рапорте благочинного значилось: "отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан".

В 1921 году о. Иоанн поставил свою подпись под актом осмотра храма святителя Николая села Милет, который производился сотрудником Церковного Отдела Комиссии по охране памятников искусства.

Отец Иоанн был смиренным, кротким и незлобивым.

Между тем, милетский приход был малочисленным и бедным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, и чтобы получить хоть какие-то средства к существованию, были вынуждены продавать свое имущество. Это не спасало положения, и семья продолжала бедствовать, живя на грани нищеты, но священник не покинул приход.

В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В 1929 году один из лжесвидетелей показал:
— Священник Иван Николаевич Державин выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть — власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу, несмотря на все невзгоды. За это получите награду. Придет время, и не будет такого насилия над верой. Проповедей Державин не говорит около полугода, а число, когда он говорил, не помню, но он мне лично говорил, что теперь проповеди говорить нельзя, за это посадят, нам нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы... В разговоре со мной он сказал, что советская власть задавила налогами. Религию угнетает. Всех задавила непосильными налогами, фабрикантов обобрали, купцов тоже, теперь возьмутся за крестьян. Власть духовенство давит, меня лично гонят из дома. Дожили при этой власти до того, что ничего нет. Это Бог наказывает за наше безбожие.

Другой лжесвидетель сказал, что священник систематически выступал с проповедями, в которых призывал бороться за укрепление религии; указывал, что теперь детей при советской власти в школах Закону Божию не учат и надо их учить дома. Призывал граждан помочь церкви, собрать деньги среди верующих. Спасибо тем гражданам, которые еще не забыли Бога и посещают храм, им Бог за это поможет. У нас стало много безбожников, забыли Бога, жить стало худо, храм разваливается, ничего не стало. Бог нас за это накажет.

Опираясь на эти показания, ОГПУ в 1930 году арестовало священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На следующий день, отвечая на вопросы следователя, отец Иоанн сказал: «Никакой антисоветской агитации нигде и никогда я не вел. Проповеди я не произношу уже около года. Ранее произносил проповеди часто, но они носили исключительно религиозный характер, и ничего противосоветского в них не было. В частных разговорах от бесед на политические темы воздерживаюсь. С прихожанами имею общение только по чисто церковным делам». На этом дело было закончено. Тройка ОГПУ приговорила священника к 3 годам ссылки в Северный край.

Вернувшись из ссылки, отец Иоанн был направлен служить в храм в село Ильинское (Ярыгино) Смоленской области.

В 1935 году был назначен служить в храм села Ново-Александровка Шаховского района Московской области.

В 1937 году был назначен настоятелем в Троицкий храм села Каменка (ныне г. Электроугли) Ногинского района. А жил с семьей в селе Ново-Милет Реутовского района.

В 1937 году он был арестован и заключен в тюрьму Ногинска. На священника донесли, будто бы он говорил, что верующие стали забывать Бога и мало посещают храмы, что советская власть зверски преследует веру и верующих, сажает невинных людей в тюрьмы, что священник призывал, стоя в церковном дворе: «Православные, возьмите себя в руки, вы позабыли веру и Бога, мало ходите в церковь и больше слушаете этих антихристов-коммунистов, пора вам взяться за ум». Священника обвинили в активной контрреволюционной деятельности, но отец Иоанн не признал себя виновным.
— Следствием установлено, что вы в августе в ограде церкви запугивали верующих контрреволюционной клеветой с целью привлечения к Церкви и создания недовольства среди верующих советской властью. Признаете ли это? — спросил следователь.
— Никогда я верующих с целью привлечения к Церкви и создания недовольства советской властью не запугивал, — ответил священник.
3 декабря 1937 года тройка НКВД по Московской области за "активную контрреволюционную клеветническую агитацию" приговорила отца Иоанна к расстрелу.

15 декабря 1937 года он был расстрелян.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Прославлен на Архиерейском Собор РПЦ 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

1. Православная энциклопедия, т. 23;
2. База данных ПСТГУ "Новомученикип и исповедники Русской Церкви".

Состояние на 14.12.2016

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий