понедельник, 31 октября 2016 г.

Киприан Московский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Киприан Московский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Кивский, Цамблак

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

святительство

ВРЕМЯ
14-15 века

ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; Украина; Турция

ДНИ ПАМЯТИ

    9 июня (27 мая ст. ст.) - обретение мощей, 29 сентября (16 сентября ст. ст.) кончина и в Соборах Болгарских, Галицких, Киевских и Московских святых, а также Афонских преподобных

ЖИЗНЬ
Родом серб, подвизался на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея, который в 1375 (1376) году посвятил его в митрополита Киевского для Литвы. Тогда же, на Константинопольском Соборе было постановлено, во избежание разделения русской митрополии, "быть ему по смерти святителя Алексея митрополитом всея Руси".

По прибытии в Россию он поселился в Киеве и управлял церквами Западной Руси, что были в составе Литвы.

В 1380 году, после смерти выбранного великим князем Московским Дмитрием Ивановичем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом и в Московском государстве, но ненадолго.

В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, Димитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Святитель Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 году. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож.
В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, — Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях.

Скончался в 16 сентября 1406 года.

МОЩИ
Мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV-XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4 

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен и благими нравы украшен, Духом Святым просвещен, совершив святыню в страсе Божии, сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, пасый Церковь Божию Русския митрополии, постом вся поборая, волнение претерпе, гонение пременув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, и сего помощника имея, и того стопам последуя. Служитель благоприятный заповеди Божия соблюдая, Духом Божиим наставляем, просвещая верныя люди учением словес твоих, пощением украси житие свое, ярем Господень измлада восприим, и паче всех Христа возлюби. Того ради и архиерейским седалищем почтен, и, яко светозарное солнце от Сербския земли происшед, и по вся концы Русския земли добродетелию просияв, светило явися мирови, и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, великий архиерею Божий, Киприане митрополите, учителю и наставниче Русския земли, всегда предстоя престолу Пресвятыя Троицы, моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех, да спасет тебе ради души наша.

Кондак, глас 2 

Необорим столп Православия, вере Христове утверждение, церквам украситель, премудрый учитель, сербское воспитание, русское процветение, Господнею любовию распаляем, Духу Пресвятому дом явися и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе, досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов, Сего ради вселися в широту райскую, предстоя Христу в лице святых, Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения, яко да зовем ти: радуйся, отче Киприане, учителю премудрый.

ХРАМЫ
Есть.

МОНАСТЫРИ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

КАРТИНЫ


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ


РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
 Православная энциклопедия, т. 23
Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М., 1882.
Бантыш-Каменский, Словарь, т. III.
"Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской", Православный Собеседник, 1862, № 1.

Состояние на 19.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий