понедельник, 31 октября 2016 г.

Дионисий Радонежский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Дионисий Радонежский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество

ВРЕМЯ
16-17 века

ГЕОГРАФИЯ

Россия (Тверская область - гг. Ржев и Старица; Московская область - г. Сергиев Посад; г. Москва).

ДНИ ПАМЯТИ

 25 мая (12 мая ст. ст.) и в Соборах Московских, Радонежских и Тверских святых

ЖИЗНЬ
Давид Зобниновский родился около 1570 года в городе Ржев в семье посадников. В детстве родители Давида переехали в Старицу, где он учился грамоте у местных священников. Женился, имел детей, служил священником. Но жена и дети скоро умерли и Давид стал монахом Дионисием, а затем казначеем и настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В период Смутного времени был ближайшим помощником святителя Ермогена, Патриарха Московского.

С 1610 г. - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных.

В 1611-1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием (Палицыным) писал окружные послания с призывом присылать солдат и деньги для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и к воинам - с призывом ускорить поход на Москву, в 1612 г. Дионисий принимал в монастыре идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда он с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер, что было воспринято как дурное предзнаменование; а после того как Дионисий благословил ратников и окропил их св. водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска.

При освобождении Москвы в ноябре 1612 г. Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу рус. войском. В 1613 г. он принял в ТСЛ ехавшего в Москву Михаила Феодоровича, а 11 июля участвовал в его венчании на царство.
При Дионисие к ТСЛ было приписано несколько новых монастырей, в т. ч. и Стромынский; был упорядочен архив монастыря. У мон-ря увеличилась площадь землевладения, в т. ч. за счет города Радонеж с его окрестностями.
Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. "Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас, иноков, великая беда - открывать тайны мирянам. Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность". О глубоких внутренних испытаниях и постигнутых им тайнах Богопознания можно судить только по тем делам, которые проявлялись, когда обстоятельства принуждали преподобного Дионисия к активной деятельности.

Одним из таких значительных событий было привлечение его к исправлению богослужебных книг. В 1616-1618 годах преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других богослужебных книгах, изданных в 1612-1619 гг. Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 года преподобного Дионисия в еретичестве и произволе (в основном часть братии ТСЛ).

Лишенный права священнослужения и отлученный от Церкви, он был бит в течение нескольких дней, а затем заточен в Новоспасский монастырь, где ему предписали делать 1000 поклонов в день и хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 году иерусалимского Патриарха Феофана IV прекратило его заточение, и он был отпущен.
В 1619 г. Дионисий встречал в с. Хорошёве под Москвой возвращавшегося из польского плена Филарета. Через неделю после возведения Филарета на патриарший престол был созван Собор для пересмотра дела Дионисия. На нем Дионисий в течение 8 ч. отвечал на возводимые против него обвинения и опровергал их. В результате он был оправдан, вернулся в ТСЛ и управлял ей до кончины.
Троицкий келарь Александр Булатников хотел поживиться за счет монастыря, попытавшись обменять пустошь, принадлежавшую его родственнику, на якобы запустевшее, а в действительности находившееся в хорошем состоянии одно из владений обители. Близкие отношения с царской семьей позволили келарю добиться одобрения сделки царем и патриархом, но Дионисий воспротивился ее осуществлению. Тогда Александр обвинил Дионисия в том, что тот не выполняет царских повелений. Он был вызван в Москву, где был посажен в темницу 3 дня пребывал в смраде. Ему удалось оправдаться, но келарь подал новый донос, обвиняя Дионисия в желании стать патриархом. Дело дошло до того, что, когда на монастырском соборе настоятель не согласился с мнением келаря, тот ударил Дионисия и запер в келье. Дионисий был освобожден по приказу посетившего монастырь царя. Преподобный не настаивал на наказании келаря и даже просил простить его. Последующие доносы на Дионисия не имели успеха.
В 1920-е гг. Дионисий возобновил работы по благоустройству и украшению ТСЛ. В 1621 г. к старой трапезной палате была пристроена каменная церковь прп. Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича). В 1622 г. была разобрана, затем вновь выстроена церковь над гробом прп. Никона, освященная в 1624 г., украшались Успенский собор и др. строения ТСЛ. В 1624 г. были сооружены кирпичные палаты у келарской и кирпичные кузницы, в 1628-1629 гг. после пожара восстанавливались братские кельи.За пределами обители Дионисий также строил новые храмы и обновлял старые, снабжая их утварью.
Дионисий установил обычай на многие праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов. На воскресных литиях он ввел пение богородичных стихир Павла Аморрейского и догматиков; установил обычай читать в Великий пост и на многие праздники, особенно в день Св. Троицы, слова свт. Григория Богослова, беседы на Евангелия и Апостол свт. Иоанна Златоуста. Эти слова и беседы переписывали и рассылали в различные монастыри и храмы.

Дионисий обратил внимание на хранившиеся в монастыре полузабытые к тому времени рукописи переводов и сочинений прп. Максима Грека. Благодаря ему была приведена в порядок могила прп. Максима у Свято-Духовской церкви. В 1620-х гг. была предпринята большая работа по собиранию и переписке произведений прп. Максима.
Провинившихся монахов Дионисий наказывал быстро, но бывал скор к прощению. Он был кроток по отношению к братии, действовал не приказом, но убеждением, о проступках с виновными беседовал наедине. Благодаря терпению и такту Дионисий умело сглаживал конфликты, возникавшие среди троицкой братии.

Преподобный Дионисий известен строгим соблюдением монастырского устава, личным участием вместе с братией в монастырских работах и устроением обители после осады Лавры. Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, сщмч. Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением Дионисия. Первым являлся в храм к богослужению, имел дар слезной молитвы, помимо правила упражнялся в псалмопении, клал многочисленные поклоны, ежедневно читал каноны праздникам. Отличаясь телесной крепостью, вместе с братией участвовал в полевых работах.

Скончался 12 мая 1633 года во время пострига в великую схиму.
СУДЬБА МОЩЕЙ
Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у Троицкого собора. 
В настоящее время мощи святого почивают под спудом в Серапионовой палатке у Троицкого собора ТСЛ.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Почитание Дионисия в ТСЛ и в Тверском крае установилось сразу после его кончины. 

Симон Азарьин включил имя Дионисия в составленный им в 1650-х гг. месяцеслов под 10 мая. С таким же днем памяти Дионисий назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII вв.). Свт. Филарет Московский установил служить молебен по Дионисию в Гефсиманском скиту ТСЛ 5 мая, но уже в кон. XIX в. память Дионисия в ТСЛ совершалась 12 мая.

Канонизация Дионисия подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых (празднование установлено в 1979 г.), Собор Радонежских святых (1981) и Собор Московских святых (2001).

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Симон Азарьин присоединил к житию святого рассказы о 13 его чудесах.

Первые известные чудеса по молитвам к Дионисию, датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Известны явления Дионисия его ученику, бывш. архимандриту владимирского Рождествено-Богородицкого монастыря Перфилию, священнику Служней слободы Феодору, монахине Вере из Хотьковского монастыря - святой их благословлял или утешал.

Старец Боголеп Львов из Кожеезерского монастыря записал рассказ о явлении прп. Никодиму Кожеезерскому митр. св. Алексия вместе с ионисием. и послал запись патриарху Иосифу. В ТСЛ для поклонения гробу Дионисия приехали донские казаки, поведавшие о том, что преподобный им помощь против их врагов подавал явлением на море. В 1650 г. был записан рассказ донских казаков о явлении их старейшине Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Дионисием и о предсказании поражения от турок.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Послания и грамоты (в годы Смутного времени) ополчениям с призывом объединиться и освободить Москву от польско-литовских интервентов.

АФОРИЗМЫ
Призовите в любовь всех любовью своей.

ИКОНОГРАФИЯ

Первые изображения Дионисия появились сразу после его кончины. Архиеп. Филарет (Гумилевский) дал описание внешности святого: «Роста высокого, с лицом благолепным, с очами веселыми, с брадою долгою и широкою» и написал, что упомянул в ТСЛ находился его древний портрет.

Древння икона с изобраджением святого была на его гробнице, а затем находилась в притворе Успенской церкви Гефсиманского скита ТСЛ. Изображение святого было в росписи трапезной церкви прп. Сергия Радонежского (1883). Копия изображения экспонировалась в Румянцевском музее, хромолитография по рисунку Солнцева была опубликована, с нее писались иконы.

На ранних единоличных иконах Дионисий изображался человеком средних лет, с широкой, окладистой бородой, в рост, в молении Св. Троице и образу Божией Матери «Знамение», облаченным в фелонь, подризник с палицей, епитрахиль и митру, в правой руке крест, в левой - Евангелие. Такое изображение было, например, во Владимирской церкви Ржева. Похожие изображения святого делались на литографиях и рукописных миниатюрах 17-18 вв.

В рукописи 17 в. встречается др. ранний извод его иконографии - поясной фронтальный образ с нимбом, средних лет, в богослужебном облачении, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Подобный тип изображения - в росписи алтаря Софийского собора в Вологде (17 в.), где у преподобного большая округлая борода с волнистыми прядями. Очевидно, уже в это время образ Дионисия соотносился с образом прп. Максима Грека.

В иконописном подлиннике 1694 г. о внешнем облике Дионисия сказано: «Мало надсед, брада Власиевой шире вдвое, ризы преподобническия, руце молебны, а инде в ризах и шапке [митре]». В рукописи кон. XVIII в. добавлено: «...инде в схиме». Наиболее подробное описание содержится в сводном подлиннике Г. Филимонова XVIII в.: «Подобием мало надсед, брада аки Власиева, гораздо шире; ризы архимандрическия, и в шапке; нецыи пишут ризы преподобническия и в схиме».

Сохранилось несколько изображений Дионисия в составе Собора Радонежских святых. Наиболее ранний образец - на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» кон. XVII в.: в фелони и митре, с большой коричневой бородой, с Евангелием в руках. Затем - на 2-х иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» (2-я пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ).

Работавшие в ТСЛ мастера, как правило, изображали Дионисия в красной или бордовой фелони и митре, ориентируясь на живописный портрет, и именовали архимандритом. Ростовое изображение Дионисия с посохом в правой и свитком в левой руке наряду с другими почитаемыми в лавре местными святыми написано на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора ТСЛ, на столбике иконостаса церкви прп. Никона Радонежского (нач. 20 в.). Вполоборота вправо, с наперсным крестом и посохом (левая рука в молении) святой представлен в росписи алтаря Михеевской церкви (19 в.).

Образ Дионисия встречается в тиражной графике, например, на гравюре с видом ТСЛ (1725 г., И. Зубова), на литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» (1845 г.).

В сер. XIX - нач. XX в. иконография Дионисия стала более разнообразной, появилась в академических произведениях, где подчеркивался патриотизм его служения. Так, круглая композиция 1851 г., которая раньше находилась в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Москве, а ныне в СПГИАХМЗ, воспроизводит напутствие Дионисия воину-защитнику, принимающему патриотическую грамоту. На фасаде храма Христа Спасителя размещалась скульптурная композиция «Прп. Дионисий благословляет кн. Д. Пожарского и гражданина К. Минина на освобождение Москвы от поляков» (сер. XIX в.), причем Д. был представлен в мантии со скрижалями и клобуке. Ростовой образ преподобного был включен также в роспись этого храма возле сюжета «Явление Божией Матери прп. Сергию» (19 в.).

В монашеских одеждах Дионисий представлен в группе русских подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную церковь прп. Иова Почаевского в Почаевской лавре (1870-е). По рисунку В. Васнецова выполнена литография «Прп. Дионисий диктует грамоту, призывающую православный народ на спасение Отечества» (СПГИАХМЗ, нач. 20 в.) - Дионисий с развернутым свитком и четками в руках сидит во главе стола, иноки записывают его слова.
Несколько изображений Дионисия было создано в XX в. монахиней Иулианией (Соколовой) - поясной прямоличный образ (ризница ТСЛ), икона «Радонежские чудотворцы», образ Дионисия (в числе Радонежских святых) введен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры, в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» (ризница ТСЛ, 1930-е).

На гробницу Дионисия положено его иконописное изображение (1960-е) в рост, со скрещенными на груди руками и Евангелием, глаза закрыты. В росписи 1970-х гг. в кельях Варваринского корпуса лавры Дионисий держит в руках развернутый свиток с обращением к православным христианам. На иконе нач. XXI в. иером. Филадельфа (Захарова) (ризница ТСЛ) Дионисий представлен в рост, с разведенными в стороны руками, вместе с другим архимандритом лавры - прп. Антонием (Медведевым).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 3

Земная, прельщающая очеса миролюбцев,/ возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие, за уметы та вменив, шествуя путем скорбным, и в терпении добр воин Христов явился еси, победив страсти мира, был еси до кончины непоколебимый благочестия поборник. Темже мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песньми ублажаем и смиренно молим, да, предстоя Престолу Господа Бога, ходатайствуеши о спасении душ наших.
Другой тропарь, глас 4

Благости научився от Вышняго благодати, измлада подвизався благою совестию, Дионисие преподобне, терпения столп был еси и слова Божия проповедник, благочестия догматы утвердив и суеумных мудрование упразднив, темже и пострадал еси за истину, радуяся, образ страдальцем собою показав, но, яко имея дерзновение ко Христу Богу, не престай моляся о нас, любовию чтущих святую память твою.
Кондак, глас 6

Свет Трисиянный, вселивыйся в душу твою, сосуд избран показа тя, вещающа Божественная людем, исповедник Божия Слова явился еси, и прилагающих Божеству вещественный огнь явственно обличил еси, и злославных смыслы, яко паучинное прядение, растерзал еси, благочестия столп и забрало твердое мирови показался еси и сего ради от Вселенскаго Патриарха дивне похвален был еси. Мы же благодарными гласы, веселящеся, вопием ти: радуйся, отче наш, Дионисие преподобне.
Молитва

От младых ногтей возлюбивый Христа, препо­добне Дионисие, — сотвори молитвами своими, да и наши сердца священным любве Божия огнем пламенеют, не токмо в юности, но и в старости да не погасают, возжигаема теплотою веры. Возложивый на ся, подвижниче, ярем Евангельский, и оный обретший благим и легким, до конца оный мужественно совершил еси, сподобившися венца торжественнаго, яко победитель, — и нам помози тягостное бремя жития сего мужественно понести и, соблюдите веру до конца, сподобитися милосердаго от Бога воздаяния. Быв тщательный и ревностный звания, от Бога тебе возложеннаго, исполнитель, — помози и нам проходити звания наши неослабно, подкрепляя нас упованием помощи на Всесильнаго. Многия козни и страдания от злокозненных врагов великодушно претерпевый, святе Дионисие, — и нам, окруженным сетями вражиими и различным искушением подлежащим, молитвами твоими испроси свыше помощь на побеждение и попрание оных. Всегда умерщвляя постом, молитвами и бдением плоть свою и оную соделал еси храмом Животворящаго Духа, —и нас святый пример твой да возбуждает подражати следам твоим и улучити время к покаянию и оставлению грехов наших. Быв горящий о славе Церкве и отечества ревнитель, — исходатайствуй молитвами твоими мир Церкви Православно-Российской, отечеству нашему благоденствие, обители Сергиевой твоим правлением благоустро­енной и защищенной, всемогущее покровитель­ство, нам же всем, к тебе с любовию притекающим, здравие и спасение, да прославляем прославльшаго тя Господа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Акафиста святому не составлено.

ХРАМЫ
Не посвящено. Есть придел прп. Дионисия Радонежского в Успенском соборе Успенского Старицкого монастыря. 
Раньше еще был придел в честь святого во Владимирской церкви в г. Ржев (ныне на месте храм сквер с поклонным крестом).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
Дионисий сыграл серьезную роль в деле объединения сил Первого и Второго ополчений для борьбы с общим врагом страны.

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Житие и канон преподобного написаны келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сотрудником преподобного Дионисия в деле исправления богослужебных книг.

ИСТОЧНИКИ
 Православная энциклопедия, т. 15
Арсений, иером. Ист. сведения об иконописании в ТСЛ // СбОДИ на 1873 г. М., 1873
Филарет (Гумилевский). РСв. Май
Снегирёв И. М. Древности Рос. гос-ва. М., 1851. Отд. 4
ГИМ. Хлуд. № 214
Гефсиманский скит. Серг. П., 1898
РНБ. О.XIII.6. Л. 178 об.
БАН. Строг. № 66. Л. 105 об.
Филимонов. Иконописный подлинник
Большаков. Подлинник иконописный
Ровинский. Народные картинки. Т. 2
Троицкий собор ТСЛ. Серг. П., 2003
СПГИАХМЗ
Игумен земли русской: Прп. Сергий Радонежский. Серг. П., 2005
РГБ. Ф. 173. № 201. Л. 316 об.

Состояние на 16.01.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий