понедельник, 31 октября 2016 г.

Екатерина Черкасова

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Екатерина Черкасова

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Волоколамский район - село Кашино, Клинский район - село Акатово, г. Истра и Истринский район - село Мокруша

ДНИ ПАМЯТИ

  4 февраля (23 января ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила церковно-приходскую школу в селе.

В 1915 году она поступила послушницей в Троице-Александровский монастырь в Клинском уезде Московской губернии неподалеку от села Акатово.

Екатерина подвизалась в обители до 1922 года, а затем поселилась в селе Мокруша Истринского района, где в то время стали жить многие сестры из обители в единомыслии и при одном желании спастись, жизни хотя и не в стенах монастыря, но все же достаточно уставной. 

Перед арестом работала уборщицей парикмахерской РОКК.

Во время гонений в 1937 году были оформлены с помощью лжесвидетелей показания, на основании которых начальник районного отделения НКВД города Истры выписал справку на арест послушницы Екатерины. В этой справке он, в частности, писал, что «Черкасова, являясь ярой церковницей, проводит среди населения города Истры активную контрреволюционную деятельность, высказывая пораженческо-террористические настроения».

В ночь на 20 января 1938 года послушница Екатерина была арестована и заключена в камеру при районном отделении НКВД города Истра. Допросы начались сразу же после ареста и продолжались беспрерывно.

— Следствие располагает материалами о том, что вы в прошлом являлись монашкой.

Послушница Екатерина подтвердила, что, действительно, она до 1922 года находилась в Акатовском монастыре.

— Каким репрессиям вы подвергались? — спросил следователь.
— С момента закрытия монастыря и до 1936 года я была лишена права голоса, — ответила Екатерина.
Следователь допрашивал её до утра следующего дня, пытаясь добиться от неё признания вины, но нисколько в этом не преуспел, и на следующий день пришёл другой следователь.
— Следствием установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истра проводили активную контрреволюционную деятельность и высказывали пораженческо-террористические настроения. Дайте показания.
— Да, я действительно была «монахиней», но контрреволюционной деятельностью я не занималась и пораженческих настроений не высказывала.
— Следствием установлено, что в октябре 1937 года вы распускали провокационные слухи о войне и о падении советской власти.

И следователь зачитал показания лжесвидетеля.

— Я никогда провокационных слухов о войне и гибели советской власти не распускала и террористических настроений не высказывала, — ответила Екатерина.
— Следствием установлено, что в ноябре 1937 года вы среди группы жителей выражали сожаление об известных расстрелянных врагах народа.
И следователь снова зачитал показания лжесвидетеля.
— Такого разговора я никогда не вела, — ответила Екатерина.
— Следствие предлагает вам быть правдивой и дать следствию правдивые показания о вашей контрреволюционной деятельности.
— Я говорю правду, что никогда никакой контрреволюционной деятельности не вела.

Поскольку и этот следователь потерпел неудачу, то пришёл третий следователь.

— Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Дайте показания! — потребовал он.
— Контрреволюционной деятельностью я не занималась.
— Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении.
— В предъявленном мне обвинении виновной себя не признаю.

Наступил третий день беспрерывных допросов, и третий следователь сменился четвертым.

— Дайте показания о вашей антисоветской деятельности! — потребовал он.
— Антисоветской деятельностью я не занималась, — ответила послушница.
— Вы также уличаетесь в том, что, будучи ярой церковницей, распускали провокационные слухи о войне и падении советской власти.
— Я действительно являюсь ярой церковницей, но провокационных слухов я не распускала.
— Следствию точно известно, что, будучи ярой церковницей, вы высказывали свое недовольство и сожаление о известных контрреволюционерах, ныне расстрелянных. Это вы признаете?
— Никогда я не высказывала недовольство и сожаление о расстрелянных врагах партии и советской власти.
Вслед за этим следователем к концу дня пришёл пятый следователь. И началось все сначала с теми же вопросами. Но как бы ни угрожали следователи, сколько ни допрашивали, какие показания лжесвидетелей ни зачитывали, послушница Екатерина на все вопросы отвечала, что виновной себя в контрреволюционной деятельности не признает. После допросов в Истре Екатерина была перевезена в Бутырскую тюрьму в Москву.

26 января 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за активную контрреволюционную агитацию. В ту же ночь ее повезли на полигон Бутово под Москвой для расстрела.

5 февраля 1938 года была расстреляна.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставила.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

Неизвестно, где конкретно святая жила в Москве. Сейчас о ней знает очень мало людей в нашем городе.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)


У начинающего вдруг унывать христианина рождалась в душе радость и укреплялась вера при виде этих, смиренно и просто несущих крест послушания Христу монахинь и послушниц. Подвизаясь не только при храмах, но и на мирских службах, они одних укрепили в вере, других — привели ко Христу.

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

1. Православная энциклопедия, т. 18;
2. База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 19.12.2016

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий