понедельник, 31 октября 2016 г.

Евдокия Архипова

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Евдокия Архипова

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество и преподобничество (новомученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Луховицкий район - село Горетово; г. Рязань

ДНИ ПАМЯТИ

 14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ
Архипова Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.

Десять лет до революции 1917 года она была послушницей Казанского Явленского монастыря в Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь. Сразу после революции монастырь был закрыт.

Она уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма.

Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что "22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна…" Власти приступили к опросу свидетелей.

16 февраля 1938 послушница Евдокия была арестована и в тот же день допрошена.

– 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь.
– Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай… собрания не было и никаких вопросов не разбирали.
– Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?
– Деньги собирала я, как староста церкви. Граждане давали свои пожертвования в церкви, по домам колхозников я не ходила. На ремонт церкви я собрала примерно 300 или 400 рублей, а всего на ремонт церкви затрачено около 3000 рублей. Эти деньги все церковные, собирались с 1935 года. По колхозникам ходить собирать деньги я никому не поручала, допускаю возможность, может быть, ходили старушки, между собой собирали деньги, но я не знаю.
– Когда вы на собрании обсуждали вопрос о производстве ремонта церкви, кто персонально этот вопрос поднял: вы или священник – и кто из вас предложил собирать средства с населения?
– В 1936 году у меня в доме была проверка ревизионной комиссией церковного совета. В этот раз мы – все члены ревизионной комиссии и церковного совета – решили отремонтировать церковь, так как еще ранее нас понуждал это делать председатель сельсовета. Мы решили обратиться с просьбой к верующим о денежной помощи на ремонт церкви. Так и сделали. Верующие в церкви нам давали кто сколько может. Оповещение верующих о пожертвовании происходило в одиночку: кто подойдет брать свечку, ему скажут. А после уже знали один от другого.
– Почему вы ругаете колхозы и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались?
– Сама я по домам собирать деньги не ходила и колхоз не ругала, и не говорила, что колхозу долго не существовать. И против займа я тоже не говорила. Виновной себя в этом не признаю. Признаю себя виновной только в том, что собирала деньги на нужды церкви.

26 февраля 1938 года власти также арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых, как и о старосте Евдокии Архиповой, власти собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.

Вызванный в качестве лжесвидетеля секретарь районного комитета комсомола Скотников показал, что «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так например, бывшая монашка – ныне церковная староста Евдокия Архипова – под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована»

27 февраля некто из начальников рассмотрел материалы дела и на обложке написал: "Доследовать. Надо следствием установить контрреволюционную деятельность каждого обвиняемого. По делу не видно, в чем заключается антисоветская деятельность Жильцовой. По вопросу о нелегальном собрании обвиняемые не допрошены. Не надо заострять вопросы только на сборе денег для ремонта церкви. Несомненно, у этой группы была организованная деятельность". Однако найти других свидетелей не удалось.

8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила их к расстрелу за "участие в контрреволюционной группе".

14 марта 1938 года староста Евдокия (Архипова), Ольга (Жильцова) и псаломщик Василий Архипов были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
30 июля 2003 года была причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
 Православная энциклопедия, т. 17
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь. 2006.  

Состояние на 10.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий