ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Евдокия Архипова
Евдокия Архипова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество и преподобничество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Луховицкий район - село Горетово; г. Рязань
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Луховицкий район - село Горетово; г. Рязань
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Архипова Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.
Десять лет до революции 1917 года она была послушницей Казанского Явленского монастыря в Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь. Сразу после революции монастырь был закрыт.
Она уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма.
Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что "22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна…" Власти приступили к опросу свидетелей.
16 февраля 1938 послушница Евдокия была арестована и в тот же день допрошена.
– 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь.
– Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай… собрания не было и никаких вопросов не разбирали.
– Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?
– Деньги собирала я, как староста церкви. Граждане давали свои пожертвования в церкви, по домам колхозников я не ходила. На ремонт церкви я собрала примерно 300 или 400 рублей, а всего на ремонт церкви затрачено около 3000 рублей. Эти деньги все церковные, собирались с 1935 года. По колхозникам ходить собирать деньги я никому не поручала, допускаю возможность, может быть, ходили старушки, между собой собирали деньги, но я не знаю.
– Когда вы на собрании обсуждали вопрос о производстве ремонта церкви, кто персонально этот вопрос поднял: вы или священник – и кто из вас предложил собирать средства с населения?
– В 1936 году у меня в доме была проверка ревизионной комиссией церковного совета. В этот раз мы – все члены ревизионной комиссии и церковного совета – решили отремонтировать церковь, так как еще ранее нас понуждал это делать председатель сельсовета. Мы решили обратиться с просьбой к верующим о денежной помощи на ремонт церкви. Так и сделали. Верующие в церкви нам давали кто сколько может. Оповещение верующих о пожертвовании происходило в одиночку: кто подойдет брать свечку, ему скажут. А после уже знали один от другого.
– Почему вы ругаете колхозы и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались?
– Сама я по домам собирать деньги не ходила и колхоз не ругала, и не говорила, что колхозу долго не существовать. И против займа я тоже не говорила. Виновной себя в этом не признаю. Признаю себя виновной только в том, что собирала деньги на нужды церкви.
26 февраля 1938 года власти также арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых, как и о старосте Евдокии Архиповой, власти собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.
Вызванный в качестве лжесвидетеля секретарь районного комитета комсомола Скотников показал, что «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так например, бывшая монашка – ныне церковная староста Евдокия Архипова – под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована»
27 февраля некто из начальников рассмотрел материалы дела и на обложке написал: "Доследовать. Надо следствием установить контрреволюционную деятельность каждого обвиняемого. По делу не видно, в чем заключается антисоветская деятельность Жильцовой. По вопросу о нелегальном собрании обвиняемые не допрошены. Не надо заострять вопросы только на сборе денег для ремонта церкви. Несомненно, у этой группы была организованная деятельность". Однако найти других свидетелей не удалось.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила их к расстрелу за "участие в контрреволюционной группе".
14 марта 1938 года староста Евдокия (Архипова), Ольга (Жильцова) и псаломщик Василий Архипов были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
Десять лет до революции 1917 года она была послушницей Казанского Явленского монастыря в Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер. Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь. Сразу после революции монастырь был закрыт.
Она уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 году была избрана старостой этого храма.
Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 года получил донесение от неких двух местных жителей (один из них был заведующим Луховицким районным финансовым отделением), в котором говорилось, что "22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна…" Власти приступили к опросу свидетелей.
16 февраля 1938 послушница Евдокия была арестована и в тот же день допрошена.
– 22 ноября 1937 года какое собрание у вас было в квартире?.. – спросил следователь.
– Во время престольного праздника у меня на квартире после обедни был чай… собрания не было и никаких вопросов не разбирали.
– Каким порядком вы собирали деньги с населения на ремонт церкви? Кто руководил сбором денег и кто непосредственно ходил по селу?
– Деньги собирала я, как староста церкви. Граждане давали свои пожертвования в церкви, по домам колхозников я не ходила. На ремонт церкви я собрала примерно 300 или 400 рублей, а всего на ремонт церкви затрачено около 3000 рублей. Эти деньги все церковные, собирались с 1935 года. По колхозникам ходить собирать деньги я никому не поручала, допускаю возможность, может быть, ходили старушки, между собой собирали деньги, но я не знаю.
– Когда вы на собрании обсуждали вопрос о производстве ремонта церкви, кто персонально этот вопрос поднял: вы или священник – и кто из вас предложил собирать средства с населения?
– В 1936 году у меня в доме была проверка ревизионной комиссией церковного совета. В этот раз мы – все члены ревизионной комиссии и церковного совета – решили отремонтировать церковь, так как еще ранее нас понуждал это делать председатель сельсовета. Мы решили обратиться с просьбой к верующим о денежной помощи на ремонт церкви. Так и сделали. Верующие в церкви нам давали кто сколько может. Оповещение верующих о пожертвовании происходило в одиночку: кто подойдет брать свечку, ему скажут. А после уже знали один от другого.
– Почему вы ругаете колхозы и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались?
– Сама я по домам собирать деньги не ходила и колхоз не ругала, и не говорила, что колхозу долго не существовать. И против займа я тоже не говорила. Виновной себя в этом не признаю. Признаю себя виновной только в том, что собирала деньги на нужды церкви.
26 февраля 1938 года власти также арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых, как и о старосте Евдокии Архиповой, власти собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.
Вызванный в качестве лжесвидетеля секретарь районного комитета комсомола Скотников показал, что «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так например, бывшая монашка – ныне церковная староста Евдокия Архипова – под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована»
27 февраля некто из начальников рассмотрел материалы дела и на обложке написал: "Доследовать. Надо следствием установить контрреволюционную деятельность каждого обвиняемого. По делу не видно, в чем заключается антисоветская деятельность Жильцовой. По вопросу о нелегальном собрании обвиняемые не допрошены. Не надо заострять вопросы только на сборе денег для ремонта церкви. Несомненно, у этой группы была организованная деятельность". Однако найти других свидетелей не удалось.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила их к расстрелу за "участие в контрреволюционной группе".
14 марта 1938 года староста Евдокия (Архипова), Ольга (Жильцова) и псаломщик Василий Архипов были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
30 июля 2003 года была причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 17
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь. 2006.
Состояние на 10.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий