понедельник, 31 октября 2016 г.

Елисей Радонежский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Елисей Радонежский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество

ВРЕМЯ
14 век

ГЕОГРАФИЯ

Ярославская область; Московская область: г. Сергиев Посад

ДНИ ПАМЯТИ

  19 июля (6 июля ст. ст.) - в Соборе Радонежских святых и 5 июня (23 мая ст. ст.) - в Соборе Ростово-Ярославских святых

ЖИЗНЬ
Родился ранее 1332, в Ростове (?). иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского.
Единственным источником сведений о Е. является Житие прп. Сергия, написанное Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нач. 30-х гг. XIV в. (по-видимому, после голода 1332) в Московское великое княжество из Ростова переселилась большая группа его жителей, в т. ч. «болярин» Кирилл и его дядя, отец Е. Анисим, переехавший в Радонеж вместе с тысяцким Протасием.
Многие переселенцы прибыли с «родом си» из Ростова, откуда Анисим, не указано. В числе переселенцев имя Е. не фигурирует, поэтому можно предположить, что Анисим переехал один, а сын его остался в Ростове и оказался в Троице-Сергиевом мон-ре позднее, после того как в обители поселился его отец. Житие упоминает отца Е. в числе первых 12 насельников Троице-Сергиева мон-ря, собравшихся на Маковце до поставления в 1354 г. прп. Сергия в игумены. При этом агиограф поясняет, что входивший в их число Анисим «бе диакон, диаконов отець Иелесеа глаголемаго».
МОЩИ
Елисей был похоронен под монастырским Троицким собором.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) Е. наряду со своим отцом Анисимом и Иаковом Якутой назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре к нач. XVIII в. В древнейших списках рода прп. Сергия в пергаменных синодиках Троице-Сергиева мон-ря посл. трети XVI в. Е. не упоминается. Его имя не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция которого отразилась в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря нач. XVII в. Имя Е. отсутствует и в синодике патриаршего Новинского Введенского Богородицкого мон-ря в Москве, переписанного в 1645/46 г., хотя имя его отца Анисима здесь записано дважды. По сообщению архим. Леонида (Кавелина), в кон. XIX в. Е. почитался местно. Канонизация Е. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, учрежденный в 1964 г. по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), и в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Описание внешнего облика Е. встречается в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Сед, брада поменше и уже Николиной, ризы преподобническия». В рукописи 20-х гг. XIX в. под 14 июня он уподобляется своему учителю: «Брада поменши Сергиевы, власы с ушей, риза преподобническая». В составе композиции Собора Радонежских святых Е. представлен в нижнем ряду 2-м справа, между преподобными Михеем Радонежским и Максимом Греком, на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря. Он изображен вполоборота влево, в красноватой рясе, коричневой мантии и зеленом парамане, с куколем на плечах, с волнистыми волосами и седоватой бородой средней величины, правая рука на груди, левая в молении; вверху на окладе гравированная надпись: «Прп(д)бны елисеи».

В XIX в. в храмах Троице-Сергиевой лавры образ Е. вводился в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев. Так, его полуфигура, в мантии и голубой епитрахили, со сложенными крестообразно на груди руками с четками, с седой округлой бородой и ниспадающими на плечи прядями волос, помещена в стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления - 1871, 1947). В живописной манере выполнен также ростовой образ Е. (руки с четками на груди, длинные волосы на прямой пробор) вместе с прп. Иоанникием Радонежским на оконном откосе сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.).
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

ХРАМЫ
Не посвящены.

МОНАСТЫРИ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
 Православная энциклопедия, т. 18
Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304; БЛДР. Т. 6. 
Барсуков. Источники агиографии. Стб. 194
Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10
Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX в. (по данным древнерусских синодиков) // Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина. М., 2004.
Леонид (Кавелин). Св. Русь.
  РГБ. Ф. 304/1.
БАН. Строг. № 66. Л. 156
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2.
РНБ. Погод. № 1931.
Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992.

Состояние на 07.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий