ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Геронтий Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
15 век
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва (Симонов монастырь, Кремль и др.) и Московская область (г. Коломна)
ДНИ ПАМЯТИ
10 июня (28 мая ст. ст.) и в Соборе Московских святых
ЖИЗНЬ
Геронтий Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
15 век
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва (Симонов монастырь, Кремль и др.) и Московская область (г. Коломна)
ДНИ ПАМЯТИ
10 июня (28 мая ст. ст.) и в Соборе Московских святых
ЖИЗНЬ
В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.
В 1453 году стал епископом Коломенского.
В 1473 году церковный Собор, возглавляемый великим князем Иваном III, избрал владыку Геронтия митрополитом Московским и всея Руси.
Между Геронтием и великим князем были разногласия. Митрополит поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским Вассианом из-за судебной власти над Кирилло-Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал Ростовского архиепископа, который был его духовником.
Затем между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей ходить «посолонь» (против солнца). Позиция святителя Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь», нашла поддержку большинства духовенства. Очевидно, она более соответствовала традициям Константинопольской Церкви. Видя упорство князя, митрополит покинул кафедру в 1482 году и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился на кафедру до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Оставшись победителем в этом споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто ему противоречил, в частности, против Чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя.
В 1484 году великий князь сделал попытку сменить митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь ему сначала воспрепятствовал. И только после долгих просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Отношения святителя Геронтия с великим князем оставались натянутыми все время.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и помогал в делах гражданских. Митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами. Когда русские полки во главе с великим князем в 1480 году стояли против татарских на реке Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором воодушевлял его не отступать до победы.
При Геронтии усиленно строились церкви и прицерковные здания. После пожара в Москве в 1471 года был заново построен митрополичий дом и другие строения. В 1484 году первосвятитель заложил каменную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1486 году. Митрополит достраивал Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось в 1479 году. 24 августа 1479 г. происходило торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.
В конце жизни до митрополита дошли слухи о ереси в Новгороде: в 1487 году Новгородский святитель Геннадий направил в Москву розыскное дело со списком обнаруженных им богоотступников с их писаниями. Митрополит Геронтий вместе с великим князем Иваном III ответил посланием, в котором разрешал духовно наказать еретиков.
В 1453 году стал епископом Коломенского.
В 1473 году церковный Собор, возглавляемый великим князем Иваном III, избрал владыку Геронтия митрополитом Московским и всея Руси.
Между Геронтием и великим князем были разногласия. Митрополит поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским Вассианом из-за судебной власти над Кирилло-Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал Ростовского архиепископа, который был его духовником.
Затем между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей ходить «посолонь» (против солнца). Позиция святителя Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь», нашла поддержку большинства духовенства. Очевидно, она более соответствовала традициям Константинопольской Церкви. Видя упорство князя, митрополит покинул кафедру в 1482 году и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился на кафедру до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Оставшись победителем в этом споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто ему противоречил, в частности, против Чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя.
В 1484 году великий князь сделал попытку сменить митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь ему сначала воспрепятствовал. И только после долгих просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Отношения святителя Геронтия с великим князем оставались натянутыми все время.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и помогал в делах гражданских. Митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами. Когда русские полки во главе с великим князем в 1480 году стояли против татарских на реке Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором воодушевлял его не отступать до победы.
При Геронтии усиленно строились церкви и прицерковные здания. После пожара в Москве в 1471 года был заново построен митрополичий дом и другие строения. В 1484 году первосвятитель заложил каменную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1486 году. Митрополит достраивал Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось в 1479 году. 24 августа 1479 г. происходило торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.
В конце жизни до митрополита дошли слухи о ереси в Новгороде: в 1487 году Новгородский святитель Геннадий направил в Москву розыскное дело со списком обнаруженных им богоотступников с их писаниями. Митрополит Геронтий вместе с великим князем Иваном III ответил посланием, в котором разрешал духовно наказать еретиков.
Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером, как видно из его самостоятельности даже по отношению к великому князю.
Скончался 28 мая 1489 года.
Скончался 28 мая 1489 года.
МОЩИ
Погребен в Успенском соборе московского Кремля, у северной стены (рядом с гробницей свт. Ионы).
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
После кончины Геронтия началось его почитание. Он назван святым в Вологодско-Пермской летописи конца 15 века. Сохранилось краткое житие святителя: «Сказание о святем и блаженнем Геронтии, митрополите Московском» (17 в.), где сказано о написании образа Геронтия после совершившихся у его гробницы чудотворений. Имя Геронтия упоминается в месяцеслове келаря Троице-Сергиевой Лавры Симона (Азарьина) (17 в.), в «Описании о российских святых» (17-18 вв.), в «Алфавите» старообрядческого монаха Ионы Керженского, где он именуется чудотворцем (начало 19 в.).
Канонизация Геронтия подтверждена включением его имени в Собор Московских святых (2001).
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
У гроба его после его смерти совершались чудеса, но какие именно осталось неизвестным.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Правая грамота о Кирилловом монастыре.
Послание к святителю Геннадию Новгородскому.
Послание к великому князю Ивану III на Угру (1480).
Два послания вятчанам о подчинении великокняжеской власти (1486—1489).
Послание к святителю Геннадию Новгородскому.
Послание к великому князю Ивану III на Угру (1480).
Два послания вятчанам о подчинении великокняжеской власти (1486—1489).
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия также пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 6
Днесь душа всяка веселится на память успения святителя Христова Геронтия, премудрости ревнителя и кротости учителя, смирению наказателя, учением Божественных словес верныя насладившаго. Русскаго митрополита похвалим, святительства паству приимшаго, украсившаго Церковь Христову. Тем и Христос видя твое благопроизволение, причте тя в лик праведных, святителю Геронтие, моли Христа Бога и Пречистую Богородицу непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 2
Божиим Духом иночество вожделе и восприя Духа Святаго благодатию, и святительства сана сподобился еси, содержаще престол Русския митрополии, и бысть пастырь и учитель от рода русскаго, пасый стадо Христово словесных овец, и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю, Емуже всегда о нас непрестанно молися, спастися душам нашим.
ХРАМЫ
Не посвящено.
МОНАСТЫРИ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Преподобный Иосиф Волоцкий упрекал Геронтия за то, что он не боролся с ересью в Новгороде, т. к. боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию содержим» (вероятно, богословски не образован).
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
ПСРЛ. СПб., т. 4; 1853, т. 6; 1910, т. 20, ч. 1, т. 26
Бычков А. Описание церковно-славянских и русских сборников Публичной библиотеки, СПб., 1882, ч. 1
Голубинский Е. История Русской Церкви, М., 1900, т. 2, ч. 1
Макарий митр. История Русской Церкви, т. VI
Шемякин В. Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Марков Н. Коломенская епархия.
Филарет Гумилевский. Житие русских святых, изд. 2, 1865, декабрь
Самбикин Д. Месяцеслов, 1839, ч. II, май
Соловьев С. История России, кн. I
Сергий Спасский. Месяцеслов Востока, т. II
Барсуков Н.
Святая Русь. № 521
М. Нкр., т. I
ЖМП. 1945, № 4
Исторический Вестник, 1891, февраль
Русский Архив, 1900, кн. 2, № 7
БЭЛ, т. IV; XII
БЭС, т. I, II
РБС, т. V
Черепнин Л. Русские феодальные архивы XIV—XV вв., М., 1951
Насонов А. История русского летописания XI — нач. XVIII в., М., 1969
Лурье Я. Идеологическая борьба в публицистике кон. XV — нач. XVI в., М.; Л., 1960
Лурье Я. Общерусские летописи XIV—XV вв., Л., 1976
Бычков А. Описание церковно-славянских и русских сборников Публичной библиотеки, СПб., 1882, ч. 1
Голубинский Е. История Русской Церкви, М., 1900, т. 2, ч. 1
Макарий митр. История Русской Церкви, т. VI
Шемякин В. Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Марков Н. Коломенская епархия.
Филарет Гумилевский. Житие русских святых, изд. 2, 1865, декабрь
Самбикин Д. Месяцеслов, 1839, ч. II, май
Соловьев С. История России, кн. I
Сергий Спасский. Месяцеслов Востока, т. II
Барсуков Н.
Святая Русь. № 521
М. Нкр., т. I
ЖМП. 1945, № 4
Исторический Вестник, 1891, февраль
Русский Архив, 1900, кн. 2, № 7
БЭЛ, т. IV; XII
БЭС, т. I, II
РБС, т. V
Черепнин Л. Русские феодальные архивы XIV—XV вв., М., 1951
Насонов А. История русского летописания XI — нач. XVIII в., М., 1969
Лурье Я. Идеологическая борьба в публицистике кон. XV — нач. XVI в., М.; Л., 1960
Лурье Я. Общерусские летописи XIV—XV вв., Л., 1976
Лурье Я. Геронтий, митрополит Московский. Словарь книжников и книжности древней Руси.
ГИМ. Синод. собр. № 562, л. 199, об.
Казакова Н., Лурье Я. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14—15
Никольский Н. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании ОЛДП, СПб., 1895
Акты Исторические. СПб., 1841, т. 1, №№ 90, 97, 98
РГБ. Ф. 256. № 364. Л. 317 об.- 318 об.
РГБ. МДА. № 201. Л. 316-316 об.
ЯМЗ. № 15544. Л. 346
Состояние на 15.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий