ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Иоанн Виноградов
Иоанн Виноградов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Солнечногорский район - село Чашниково, Мытищинский район - г. Долгопрудный (бывшее село Павельцево), Шатурский район - село Вышелец (Вышелес)
ДНИ ПАМЯТИ
9 декабря (26 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 5 января 1879 года в селе Савельево Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика.
В 1894 году окончил Перервинское духовное училище.
В 1901 году окончил Московскую духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы.
В 1903 году женился на Марии Чертковой и в этом же году был рукоположен во диакона ко храму московского Никитского женского монастыря.
В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе.
С 1905 по 1917 год был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы, с 1910 по 1918 год – законоучителем Пучковского земского училища, с 1911 по 1915 год – председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых, в 1914-1916 годах – попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета.
В 1914 году отец Иоанн тяжело болел. В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. И по выздоровлении болезнь впоследствии напоминала о себе слабостью сердца и расширением вен на ногах.
Во время голода о.Иоанн работал в комиссии Помгола, осуществляя практически свое предложение о добровольной сдаче церковных ценностей.
В 1922 году был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда.
С 1924 года – благочинный 3-го округа Московского уезда и член Московского епархиального совета при патриархе Тихоне.
В 1926 году назначен настоятелем храма в с. Павельцево Коммунистического района Московской области. В храме служил регентом его сын Серафим.
В ночь на 26 февраля 1930 года был арестован органами ОГПУ по обвинению в том, что он «организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности».
На допросе отец Иоанн сказал: «Предъявленное мне обвинение в антисоветской агитации считаю результатом оговора лиц, недоброжелательно по отношению ко мне настроенных. Заявляю: никогда и нигде против советской власти не говорил. Все читаемые мною проповеди носят исключительно религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет. С прихожанами имею общение только церковного характера».
22 марта 1930 года тройкой ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Северный край, отбывал ссылку в Архангельске.
По возвращении в 1934 году назначен настоятелем Никольского храма в селе Вышелец-Селино Коробовского района Московской области.
Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были.
27 ноября 1937 года был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.
– Дайте показания о вашей церковной деятельности, – потребовал следователь.
– Моя церковная деятельность началась с 1903 года, сначала диаконом, затем священником и продолжается по настоящее время, – ответил священник.
– Какие вы имеете награды и поощрения за церковную деятельность?
– Я награжден Священным Синодом наперсным крестом, саном протоиерея и митрой.
– Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли вы себя виновным?
– Антисоветской деятельностью я не занимался, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе.
С 1905 по 1917 год был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы, с 1910 по 1918 год – законоучителем Пучковского земского училища, с 1911 по 1915 год – председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых, в 1914-1916 годах – попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета.
В 1914 году отец Иоанн тяжело болел. В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. И по выздоровлении болезнь впоследствии напоминала о себе слабостью сердца и расширением вен на ногах.
Во время голода о.Иоанн работал в комиссии Помгола, осуществляя практически свое предложение о добровольной сдаче церковных ценностей.
В 1922 году был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда.
С 1924 года – благочинный 3-го округа Московского уезда и член Московского епархиального совета при патриархе Тихоне.
В 1926 году назначен настоятелем храма в с. Павельцево Коммунистического района Московской области. В храме служил регентом его сын Серафим.
В ночь на 26 февраля 1930 года был арестован органами ОГПУ по обвинению в том, что он «организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности».
На допросе отец Иоанн сказал: «Предъявленное мне обвинение в антисоветской агитации считаю результатом оговора лиц, недоброжелательно по отношению ко мне настроенных. Заявляю: никогда и нигде против советской власти не говорил. Все читаемые мною проповеди носят исключительно религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет. С прихожанами имею общение только церковного характера».
22 марта 1930 года тройкой ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Северный край, отбывал ссылку в Архангельске.
По возвращении в 1934 году назначен настоятелем Никольского храма в селе Вышелец-Селино Коробовского района Московской области.
Отец Иоанн был человеком необыкновенной кротости и смирения, никогда не повышал голоса, но со своими детьми бывал строг в тех случаях, когда они этого заслуживали, когда шалости обращались в проступки. В обращении с прихожанами он был бессребреником и принципиально не брал денег за требы. Люди помогали ему кто чем мог, чаще всего продуктами, так как сами были бедны и деньги мало у кого в то время были.
27 ноября 1937 года был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Протоиерей Иоанн категорически отверг все возводимые на него обвинения.
– Дайте показания о вашей церковной деятельности, – потребовал следователь.
– Моя церковная деятельность началась с 1903 года, сначала диаконом, затем священником и продолжается по настоящее время, – ответил священник.
– Какие вы имеете награды и поощрения за церковную деятельность?
– Я награжден Священным Синодом наперсным крестом, саном протоиерея и митрой.
– Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли вы себя виновным?
– Антисоветской деятельностью я не занимался, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
На этом допросы были закончены. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.
Расстрелян 9 декабря 1937 года.
Расстрелян 9 декабря 1937 года.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен на Архиерейском Собор РПЦ 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Православная энциклопедия, т. 23;
2. База данных ПСТГУ "Новомученикип и исповедники Русской Церкви";
3. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь. Тверь, 2003.
Состояние на 8.12.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий