ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Зосима Трубачев
Зосима Трубачев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Вологодская, Владимирская, Ивановская, Калужская и Архангельская области; город Москва и Московская область: город Сергиев Посад; Шаховской район - село Раменье.
ГЕОГРАФИЯ
Вологодская, Владимирская, Ивановская, Калужская и Архангельская области; город Москва и Московская область: город Сергиев Посад; Шаховской район - село Раменье.
ДНИ ПАМЯТИ
26 февраля (13 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Ивановских святых.
ЖИЗНЬ
Рождение. На Русском Севере, в далеких от Москвы Вологодских краях, в селе Пучуга (она теперь находится в Архангельской области) в 1893 году в семье диакона Василия родился сын Зосима. В трудных природных условиях часто вырастают подвижники духа. Им чужда изнеженность - они с детства в трудах. Несомненно, воспитывался Зосима в христианской вере, ходил в местную церковь (она сгорела в советское время).
Учеба. Жизненный путь Зосимы был в каком-то смысле предопределен - дети священнослужителей часто продолжают путь своих отцов. Но мог ли тогда знать мальчик Зосима, что путь этот увенчается еще и мученическим венцом?.. А пока - духовная школа. Сначала в своих родных краях он окончил Устюжское духовное училище, а затем - Вологодскую духовную семинарию. И вот новый рубеж - отъезд в Сергиев Посад, в академию. Путь лежал через Москву, которая, конечно, впечатляет всякого, кто в ней первый раз оказался. Многих, увы, и соблазняет - и увлекает в свои сети развлечений и разных пороков. Но не таков был Зосима. С детства укорененный в неослабном служении Богу, прошедший уже хорошую духовную выучку, он приехал к преподобному Сергию с твердым желанием принести всю свою жизнь во имя служения Богу и ближним. В годы учебы он управлял одним из хоров духовной академии и хором при домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины в городском убежище сестер милосердия Красного Креста. А чтобы приобрести духовный опыт, часто также посещал старцев Зосимовой Смоленского пустыни (ныне во Владимирской области, у станции Арсаки, недалеко от границы с Московской областью).
Под руководством священника Павла Флоренского Зосима написал Зосима в академии кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам», которое пока еще остается малодоступным для читателя (хранится в фондах музея Павла Флоренского в Москве). И вот в 1918 году Зосима успешно окончил Московскую духовную академию.
Семья. За год до окончания духовной академии Зосима вступил в брак с Клавдией, дочерью железнодорожного мастера. У них было трое детей. Однажды в семье произошел несчастный случай: младенец выпал из окна со второго этажа, на по молитве отца Зосимы остался жив и невредим.
Начало священнослужения. В 1918 году Зосима был рукоположен в диакона и вскоре затем - в священника патриархом Тихоном в Троице-Сергиевой Лавре. Таким образом, пребывание сего святого подвижника в стенах духовной академии завершилось.
В Вологодской губернии (области). После окончания академии и рукоположения в священный сан отец Зосима был направлен в свои родные края - в Богородице-Рождественский храм села Подосиновец Вологодской губернии. В это время как раз начался период гонений на Церковь и духовенство - пришла новая атеистическая власть. Накануне здесь претерпел мученическую кончину прежний настоятель протоиерей Николай Подьяков, был убит и священник соседнего прихода. Отец Зосима не только в храме служил, - он посещал больных в разных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины православной веры, взял на воспитание 13-летнюю дочь утонувшего помора, на Рождество Христова устраивал в своем доме елки для детей.
Но при этом он никогда не забывал главного - молитвенного делания, которое всегда составляло сердцевину его жизни; молитва и придавала ему силу служения ближним в это тяжелое время. Возгласы он произносил распевно. На праздник Крещения Господня отец Зосима освящал воду на реке Юг, а летом водосвятные молебны проводил перед храмом на огромном камне.
Арест и ссылка. Но пришло уже время и самому отцу Зосиме начать свой мученический путь. В 1922 году его арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей и посадили в тюрьму Великого Устюга, но вскоре освободили. Первая попытка сломить подвижника властям не удалась
В Иваново-Вознесенской (Ивановской) губернии (области). С 1924 года отец Зосима служил в храме села Кохма Иваново-Вознесенской губернии, а в 1925 или 1926 году он был назначен настоятелем Введенского храма Иваново-Вознесенска, так как его прежний настоятель отпал в обновленчество. Непросто ему пришлось здесь. Богослужение за годы управления храмом отпавшим настоятелем привыкли совершать небрежно, среди прихожан были нестроения. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и укрепить дисциплину у церковнослужащих.
Несмотря на угрозы, отец Зосима не согласился отменить крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму охраняли прихожане храма - ивановские рабочие - которые не допустили избиения православных.
Пока отец Зосима служил в этом храме, была построена колокольня. По воскресеньям после вечернего богослужения, как уже издавна повелось у ревностного по Богу пастыря, он проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и всех служивших в храме священников. Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни святых мучеников.
Новый арест и ссылка. В 1928 году отец Зосима был снова арестован, на сей раз вместе с группой ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что возбуждали у верующих протест против административной высылки епископа Августина. За это священника Зосиму Трубачева приговорили к 3 годам ссылки в город Вельск (в Вологодской области). В 1929 году он был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки в Архангельской области. А с 1932 года жил уже в городе Юрьев-Польский. Власти запретили ему служить в храме и поэтому он работал счетоводом, хотя в свободные от работы дни управлял хором в Космодамиановском храме, где и причащался.
В селе Раменье Московской области. И вот летом 1934 года срок ссылки закончился - и отец Зосима, навестив мать в Архангельске, приехал в Москву и был направлен служить в храм в село Раменье Шаховского района Московской области, но пробыл там совсем недолго. Так мы сталкиваемся с единственным известным нам служением отца Зосимы на территории Московского края, причем Шаховской район находится на самой его окраине.
В Калужской области. В 1934 году из заключения вернулся епископ Августин Беляев, перемещенный на Калужскую кафедру. Отец Зосима встретился с ним, и тот предложил ему поехать с ним.
Отец Зосима был назначен настоятелем Казанского храма города Малоярославец: здесь он заботился о ссыльных монахинях и духовенстве, в том числе, помогал вернувшемуся из заключения протоиерею Роману Медведю, которого во время его болезни посещал каждый день до самой кончины.
Учеба. Жизненный путь Зосимы был в каком-то смысле предопределен - дети священнослужителей часто продолжают путь своих отцов. Но мог ли тогда знать мальчик Зосима, что путь этот увенчается еще и мученическим венцом?.. А пока - духовная школа. Сначала в своих родных краях он окончил Устюжское духовное училище, а затем - Вологодскую духовную семинарию. И вот новый рубеж - отъезд в Сергиев Посад, в академию. Путь лежал через Москву, которая, конечно, впечатляет всякого, кто в ней первый раз оказался. Многих, увы, и соблазняет - и увлекает в свои сети развлечений и разных пороков. Но не таков был Зосима. С детства укорененный в неослабном служении Богу, прошедший уже хорошую духовную выучку, он приехал к преподобному Сергию с твердым желанием принести всю свою жизнь во имя служения Богу и ближним. В годы учебы он управлял одним из хоров духовной академии и хором при домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины в городском убежище сестер милосердия Красного Креста. А чтобы приобрести духовный опыт, часто также посещал старцев Зосимовой Смоленского пустыни (ныне во Владимирской области, у станции Арсаки, недалеко от границы с Московской областью).
Под руководством священника Павла Флоренского Зосима написал Зосима в академии кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам», которое пока еще остается малодоступным для читателя (хранится в фондах музея Павла Флоренского в Москве). И вот в 1918 году Зосима успешно окончил Московскую духовную академию.
Семья. За год до окончания духовной академии Зосима вступил в брак с Клавдией, дочерью железнодорожного мастера. У них было трое детей. Однажды в семье произошел несчастный случай: младенец выпал из окна со второго этажа, на по молитве отца Зосимы остался жив и невредим.
Начало священнослужения. В 1918 году Зосима был рукоположен в диакона и вскоре затем - в священника патриархом Тихоном в Троице-Сергиевой Лавре. Таким образом, пребывание сего святого подвижника в стенах духовной академии завершилось.
В Вологодской губернии (области). После окончания академии и рукоположения в священный сан отец Зосима был направлен в свои родные края - в Богородице-Рождественский храм села Подосиновец Вологодской губернии. В это время как раз начался период гонений на Церковь и духовенство - пришла новая атеистическая власть. Накануне здесь претерпел мученическую кончину прежний настоятель протоиерей Николай Подьяков, был убит и священник соседнего прихода. Отец Зосима не только в храме служил, - он посещал больных в разных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины православной веры, взял на воспитание 13-летнюю дочь утонувшего помора, на Рождество Христова устраивал в своем доме елки для детей.
Но при этом он никогда не забывал главного - молитвенного делания, которое всегда составляло сердцевину его жизни; молитва и придавала ему силу служения ближним в это тяжелое время. Возгласы он произносил распевно. На праздник Крещения Господня отец Зосима освящал воду на реке Юг, а летом водосвятные молебны проводил перед храмом на огромном камне.
Арест и ссылка. Но пришло уже время и самому отцу Зосиме начать свой мученический путь. В 1922 году его арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей и посадили в тюрьму Великого Устюга, но вскоре освободили. Первая попытка сломить подвижника властям не удалась
В Иваново-Вознесенской (Ивановской) губернии (области). С 1924 года отец Зосима служил в храме села Кохма Иваново-Вознесенской губернии, а в 1925 или 1926 году он был назначен настоятелем Введенского храма Иваново-Вознесенска, так как его прежний настоятель отпал в обновленчество. Непросто ему пришлось здесь. Богослужение за годы управления храмом отпавшим настоятелем привыкли совершать небрежно, среди прихожан были нестроения. Отец Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и укрепить дисциплину у церковнослужащих.
Несмотря на угрозы, отец Зосима не согласился отменить крестные ходы. Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму охраняли прихожане храма - ивановские рабочие - которые не допустили избиения православных.
Пока отец Зосима служил в этом храме, была построена колокольня. По воскресеньям после вечернего богослужения, как уже издавна повелось у ревностного по Богу пастыря, он проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и всех служивших в храме священников. Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни святых мучеников.
Новый арест и ссылка. В 1928 году отец Зосима был снова арестован, на сей раз вместе с группой ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что возбуждали у верующих протест против административной высылки епископа Августина. За это священника Зосиму Трубачева приговорили к 3 годам ссылки в город Вельск (в Вологодской области). В 1929 году он был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки в Архангельской области. А с 1932 года жил уже в городе Юрьев-Польский. Власти запретили ему служить в храме и поэтому он работал счетоводом, хотя в свободные от работы дни управлял хором в Космодамиановском храме, где и причащался.
В селе Раменье Московской области. И вот летом 1934 года срок ссылки закончился - и отец Зосима, навестив мать в Архангельске, приехал в Москву и был направлен служить в храм в село Раменье Шаховского района Московской области, но пробыл там совсем недолго. Так мы сталкиваемся с единственным известным нам служением отца Зосимы на территории Московского края, причем Шаховской район находится на самой его окраине.
В Калужской области. В 1934 году из заключения вернулся епископ Августин Беляев, перемещенный на Калужскую кафедру. Отец Зосима встретился с ним, и тот предложил ему поехать с ним.
Отец Зосима был назначен настоятелем Казанского храма города Малоярославец: здесь он заботился о ссыльных монахинях и духовенстве, в том числе, помогал вернувшемуся из заключения протоиерею Роману Медведю, которого во время его болезни посещал каждый день до самой кончины.
Третий арест и заключение в тюрьму. В начале 1938 года отец Зосима был снова арестован по обвинению в контрреволюционной работе и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, а верующие должны до смерти защищать веру Христову; что коммунисты надругались над православной верой, силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся... Свидетели также говорили, что протоиерей Зосима имеет связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.
Приговор. Следователь допросил священника Зосиму, спросив, признает ли он себя виновным в выдвинутых против него обвинениях, но он отказался признать себя виновным в этом. Все уже, однако, было заранее решено - Особой тройкой УНКВД по Московской области Зосима Трубачев был приговорен к расстрелу.
Кончина. Священник Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, а верующие должны до смерти защищать веру Христову; что коммунисты надругались над православной верой, силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся... Свидетели также говорили, что протоиерей Зосима имеет связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.
Приговор. Следователь допросил священника Зосиму, спросив, признает ли он себя виновным в выдвинутых против него обвинениях, но он отказался признать себя виновным в этом. Все уже, однако, было заранее решено - Особой тройкой УНКВД по Московской области Зосима Трубачев был приговорен к расстрелу.
Кончина. Священник Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Особо почитается в Ивановском Введенском женском монастыре, основанном при храме, где отец Зосима настоятельствовал в 1925-1928 годах.
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
Игум. Дамаскин (Орловский). Зосима Трубачев. Православная энциклопедия, т. 20;
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Тверь, 2005;
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви";
Бацелин В. Отец Зосима Трубачев // Золото Церкви: Исторические очерки и современность. Иваново, 1995;
Трубачев С., диак. Прот. Зосима Трубачев: Некролог-воспоминание // ЖМП. 1997. № 9;
Зосима (Шевчук), архим. Монастыри земли Ивановской. Иваново, 1999;
Андроник (Трубачев), игум. Житие священномученика протоиерея Зосимы Трубачева // Ныне и присно. 2006. № 3/4.
Трубачев С., диак. Прот. Зосима Трубачев: Некролог-воспоминание // ЖМП. 1997. № 9;
Зосима (Шевчук), архим. Монастыри земли Ивановской. Иваново, 1999;
Андроник (Трубачев), игум. Житие священномученика протоиерея Зосимы Трубачева // Ныне и присно. 2006. № 3/4.
Состояние на 19.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий