понедельник, 31 октября 2016 г.

Георгий Лавров

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Георгий Лавров

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество и исповедничество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Орловская и Калужская области; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; г. Нижний Новгород

ДНИ ПАМЯТИ

4 июля (21 июня ст. ст.), 11 октября (28 сентября ст. ст.) обретение мощей и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Воронежских святых

ЖИЗНЬ

Герасим Лавров родился в 1868 году в деревне Касимовка Орловской губернии в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. В детстве вместе с родителями ездил на богомолья по святым местам.
В одну из поездок в Троице-Сергиеву лавру отрок Герасим молился у св. мощей прп. Сергия Радонежского о даровании ему счастья и услышал в ответ в душе слова: «Иди в Оптину». И когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и подошел под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь.

Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Оптиной пустыни, где сначала трудился послушником на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле и на рыбной ловле. В 1894 г. проходил послушание при казначее, затем помощником ризничего. В1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеродиакона. Известно о его разногласиях в вопросах управления скитом со скитоначальником старцем Варсонофием (Плиханковым), что вызвало в Оптиной разделение в среде монахов.

В 1915 году Георгий был рукоположен в священнический сан. С 1915 по 1918 годы Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске Калужской губернии.

После закрытия монастыря в 1918 году батюшка был обвинен в «тайном заговоре» и хранении оружия в монастыре. Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видениекалужского купца, которого он когда-то напутствовал перед смертью, а потом позаботился о его семье. Купец сообщил, что добрые дела не забываются и расстрела не будет. После которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. В связи с обращением верующих с телеграммой на имя В. Ленина с просьбой о пересмотре дела Георгия был переведен из Мещовска в Москву. В 1919 году он подал прошение в Политический Красный Крест («Общество помощи политическим заключенным») с просьбой принять его дело для защиты в кассационном отделе при ВЦИК. По амнистии расстрел заменили 5 годами лишения свободы. Георгий отбывал срок в Бутырской и Таганской тюрьмах.

До 1921 года батюшка находился в одиночной камере. В тюрьме он перенес операции. Тюремный доктор Жижиленко (будущий тайный епископ Максим) обучил его медицинским навыкам и старец был поставлен на должность санитара, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников. Батюшка исповедовал и причащал желающих, старался всех утешить и ободрить. Иногда он со слезами уговаривал умирающих исповедаться, если видел, что человек уходит из этой жизни озлобленным.

В Таганской тюрьме он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова). Из тюрьмы отец Георгий был взят «на поруки» будущим священномучеником Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность проживания и служения в возглавляемом им Свято-Даниловом монастыре. Там батюшка принимал множество людей в келье на нижнем этаже храма в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. Напротив кельи находился домовый храм св. праведных Захарии и Елисаветы, где Георгий по будням принимал приходящих на исповедь и за советом. В праздники он исповедовал в левом приделе Троицкого собора. Хотя он был малообразованным, к нему шла интеллигенция, молодежь. На исповедь к нему обычно выстраивалась большая очередь. «Золотце, золотой мой, деточка» - так он обращался к людям. Старец имел дар различать душевные и духовные болезни. Для детей у него всегда в кармане рясы были конфеты, пряники, др. сласти. Исключительное внимание Георгий уделял молодежи, считая, что путь человека складывается смолоду. Он призывал прихожан свидетельствовать о верности Богу делами, говорил, что можно и нужно быть подвижником в повседневной жизни. Церковные начала Георгий почитал святыми и требовал от духовных детей постоянства в вере. Ежедневную домашнюю молитву, посещение церковных богослужений, знание служб считал обязательными. Чтением слова Божия, и в первую очередь Евангелия, рекомендовал заниматься постоянно; говорил, что чтение св. отцов «согревает душу». Старец благословлял людей учиться, приобретать специальность по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимания на неустройство быта. Некоторые духовные ученики старца затем стали учеными. У него часто бывал Тверской архиепископ Фаддей (Успенский).

Во время разногласий, возникших из-за декларации митрополита Сергия, отец Георгий убеждал братию не вносить новых разделений в Церковь и остался на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

В 1928 году батюшку арестовали во второй раз. Он был обвинен в том, что «играл роль старца в черносотенном монастыре, вел антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента». Батюшку приговорили к 3 годам ссылки в поселок Кара-Тюбе (ныне Казахстан). Там он жил в тяжелых условиях, но утешался совершением литургии в своей хижинке. В ссылке батюшка заболел раком гортани. В ссылке Георгий постоянно пребывал в трудах: заготовлял топливо, ухаживал за коровой, мастерил во дворе, помогал советами по хозяйству местным жителям-казахам, чем завоевал их любовь. Жизнь старца, послушниц и гостей определялась церковным уставом и богослужебным кругом. Домовый храм устроили в комнате, где жил Георгий. Богослужения совершались во все праздничные дни, а Великим постом ежедневно, утром и вечером. Хор образовался из духовных детей старца и ссыльных. Постоянно читалось дневное житие. Службы не отменялись ни по какой причине, и даже в дни тяжелой болезни Георгий, уже с трудом говоривший, не оставлял церковной молитвы. Со многими духовными детьми он вел переписку из ссылки.

После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде, потому что ему запретили жить в Москве. С трудом удалось духовным чадам найти для него комнату.

4 июля 1932 года после причащения Святых Таин отец Георгий скончался.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Георгий Лавров был погребен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

11 октября 2000 года были обретены святые мощи старца, которые перевезли в Свято-Данилов монастырь и поставили в храме св. Отцов семи Вселенских Соборов.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Георгий Лавров был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Золотце, золотой мой, деточка

ИКОНОГРАФИЯ
Сохранился прижизненный набросок Георгия, сидящего в рясе и епитрахили в келье возле аналоя, сделанный художником З. Осколковой в 1930-х годах в Каратюбе (Церковно-исторический музей Данилова муж. монастыря).
К прославлению Георгия в 2000 г. в иконописной мастерской Даниловой обители В. Трубиной была написана аналойная икона (в настоящее время в верхнем храме св. Отцов семи Вселенских Соборов) с поясным изображением святого, которая послужила иконографическим образцом для др. произведений. Образ создан на основе фотографий Георгия 1920-х годов, представляет его в монашеском одеянии - клобуке и мантии, с наперсным крестом, благословляющей десницей и четками в левой руке; в икону врезан мощевик.
К перенесению мощей святого в 2001 г. тем же иконописцем исполнена житийная икона-триптих, помещенная в киоте над его ракой в нижнем храме Покрова Богородицы собора св. Отцов семи Вселенских Соборов. Средник воспроизводит 1-й образ по композиции и деталям изображения (за исключением наперсного креста с украшениями), по сторонам расположены на отдельных досках по 3 клейма с сюжетами: благословение отрока Герасима на монашество у мощей прп. Сергия Радонежского; рукоположение Георгия во священника в Оптиной пустыни; Георгий причащает в Калуге умирающего купца; молитва святого в тюрьме об избавлении плененных; Георгий благословляет паству в Даниловом монастыре; обретение мощей святого в Нижнем Новгороде.
На пасхальном яйце, изготовленном в иконописных мастерских Данилова монастыря, Георгий изображен вместе с блгв. кн. Даниилом Московским в рост, на фоне храмов и стен обители. Там же написано несколько икон новомученика первоначального извода для монастырского скита прп. Сергия Радонежского в Рязанской области и подворья в Далматове, а также по частным заказам. В музее монастыря находится живописный портрет Георгия нач. XXI в. работы К. и С. Кузнецовых, выполненный по фотографии.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Тропарь, глас 2

Издетска монашескую жизнь возжелал еси, преподобне отче Георгие, в нейже любовь Христову стяжав, пастырь добрый многим людем был еси, последи же и изгнание претерпев, венцем исповедничества украсился еси. И ныне, предстоя престолу Святыя Троицы, непрестанно моли спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 4

Евангельским словом вооружився, всяку скорбь жития сего тленнаго и непостояннаго претерпел еси, утешая чад твоих любовию, яже во Христе Иисусе, преподобне Георгие, Даниловская похвало, моли Христа Бога спасти нас, чтущих тя.

Молитва

О преславный угодниче Божий, преподобне отче Георгие, Даниловы обители похвало и украшение! Ты от юности своея монашеское житие возжелал еси, в немже подвизався, любовь Христову стяжал еси, и был еси пастырь добрый притекающим к тебе: последи же изгнания и многи скорби претерпев, Небесное Царство наследовал еси. И ныне призри на нас, чад твоих, молящихся тебе, и управи души наша ко спасению; обитель же нашу святую миром и благочестием укрепи, да чистым житием благоугодим Богу, Емуже всякая слава подобает, честь и поклонение, во веки. Аминь.

ХРАМЫ

Не посвящено.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ


Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Игум. Дамаскин (Орловский). Православная энциклопедия, т. 11
Жития новомучеников и исповедников Российских / сост. игумен Дамаскин (Орловский). Июнь-август.
Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. № 32; 1916. № 2; 1917. № 35-36
ГАРФ. Ф. 8419. Оп. 1. Д. 207
ОРРГБ. Ф. 203. К. 1. Д. 3
РГАЛИ. Фонд И. К. Фортунатова
ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2159. Д. 2210; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 393; Оп. 1. Д. 4. Архивное дело Р-2. Оп. 1. Д. 1137
У Бога все живы: Восп. о даниловском старце архим. Георгии (Лаврове). М., 1996
Старец прот. Тихон (Пелих): Жизнеописание. Проповеди. Дневники. Серг. П., 2000

Состояние на 5.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий