понедельник, 31 октября 2016 г.

Иларион Громов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Иларион Громов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ


ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество и мученичество (новомученик и преподобномученик Церкви Русской или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

Тверская область; Афон; г. Москва; Северный край

ДНИ ПАМЯТИ

11 октября (28 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Ивaн родился в 1864 году в селе Крупшево Тверской губернии в крестьянской семье. Обрaзовaние имел низшее. 

Иван поступил послушником в Пантелеимонов монастырь на Афоне, где подвизался до 1914 года, когда был переведен на подворье монастыря в Москве. Здесь он принял монашеский постриг с именем Иларион, был рукоположен во иеромонаха и назначен старшим монахом, руководил различными монастырскими послушаниями. 

С 1922 года, в связи с начавшимися гонениями на Русскую Православную Церковь и массовым закрытием монастырей, иеромонах Иларион стал служить сверхштатным священником в храме Григория Неокесарийского в Москве. 

В декабре 1930 года ОГПУ по распоряжению советского правительства приступило к мероприятиям по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых монастырей и активных мирян. 28 декабря 1930 года был арестован и отец Иларион. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи. 

17 января 1931 года иеромонах Иларион был вызван в ОГПУ на допрос. Убедившись из расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он агитацию против советской власти, а также что он отвечает верующим, когда те спрашивают, есть ли в настоящее время гонения советской власти на религию. Отец Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду, верующим, которые обращаются ко мне по вопросу о гонении на религию, я всегда объясняю так, что всякая власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить все гонения на религию». Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о невыезде. 

29 января 1931 года следственные действия, касающиеся той группы, в которую входил иеромонах Иларион, были закончены и составлено обвинительное заключение, где писалось, что они, «монахи, монашки, бывшие домовладельцы и торговцы, будучи активными церковниками-монархистами, группируясь вокруг реакционных московских церквей, систематически ведут антисоветскую агитацию о религиозных гонениях, чинимых советской властью... Квартиры их являются убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента». 

8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за "aнтисоветскую aгитaцию" приговорило всех к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, в Северный край на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжёлые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда. 

В 1934 году, по окончании срока ссылки, отец Иларион вернулся в Москву и попытался по документам, выданным в ссылке, получить паспорт, но ему в этом было отказано. Он уехал во Владимир, получил документы и поселился у своего духовного сына в городе Петушки, где прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад. Здесь он ходил в храм Ризоположения на Донской улице, но поскольку ввиду надзора властей за церковной жизнью служить не мог, служил на квартирах своих духовных детей, – во многих из них были устроены небольшие домашние церкви, в частности в квартире диакона Иоанна Хренова, служившего когда-то в храме Сорока Мучеников вблизи Новоспасского монастыря. Материально помогал отцу Илариону его духовный сын Николай Рейн. 

10 января 1937 года, в один из приездов в Москву отца Илариона сбил трамвай. Травма была не смертельна, но все же за ним потребовался уход, и его взяла к себе духовная дочь, которая выправила ему паспорт по документам, данным ему во Владимире. Впоследствии в течение нескольких месяцев он жил у разных духовных детей, поскольку на одном месте оставаться долго было опасно – гонения на Церковь не только не утихали, но все более и более усиливались. 

27 августа 1937 года иеромонах Иларион был арестован, заключён в Бутырскую тюрьму в городе Москве и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, и следователь не настаивал, для него было достаточно показаний лжесвидетеля, с которым отец Иларион был знаком, а также и того, что священник был судим за контрреволюционную деятельность в 1931 году. 

5 октября 1937 года следствие было закончено. Отца Илариона обвинили в том, что «он являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, на квартирах своих единомышленников совершал тайные богослужения, проводил систематическую антисоветскую агитацию, высказывал фашистские настроения, распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство». 

8 октября тройка НКВД по Московской области за "учaстие в контрреволюционной церковной монaрхической оргaнизaции" приговорила отца Илариона к расстрелу. 

11 октября 1937 года был расстрелян. 

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. 

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ

ИСТОЧНИКИ

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995
Житие преп. Аристоклия. М., 2004
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. Тверь: Булат, 2004
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3.Тверь, 2005
 База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 25.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий