понедельник, 31 октября 2016 г.

Иннокентий Пензенский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Иннокентий Пензенский, Смирнов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ


ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

святительство 

ВРЕМЯ

18-19 века 

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад, г. Дзержинский; г. Санкт-Петербург, г. Пенза

ДЕНЬ ПАМЯТИ

23 октября (10 октября ст. ст.) 

ЖИЗНЬ

Смирнов Иларион родился 30 мая 1784 г. в с. Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.

С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.

Окончив Перервинскую семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в Лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.

В 1805 г., еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался истолкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии....

С 1809 г. Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.

Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове - вот что характеризовало молодого преподавателя.

13 октября 1809 г. Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентия митрополитом Платоном в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем - во иеромонаха.

6 августа 1810 г. иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь.

22 января 1812 г. по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в С.-Петербургской духовной академии.

30 августа 1812 г. игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

В сентябре 1813 г. архим. Иннокентий был утвержден ректором С.-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни.

Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813-1814 гг., архим. Иннокентий прославился, как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.

Замечательна деятельность архим. Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.", изданное в 1817 г. в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".

Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 г. архим. Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.

7 апреля 1817 г. он был назначен членом Главного правления народных училищ.

Замечательна была внутренняя личная жизнь архим. Иннокентия. С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.

Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.

В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.

Замечательной особенностью архим. Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждающимися он делил последнее, что имел.

Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.

В марте 1819 г. в Казанском соборе С.-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Это назначение имело и другую сторону - оно под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Св. Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел кн. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.

Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в С.-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.

21 июня 1819 г. еп. Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.

За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.

В августе месяце 1819 г. при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.

Кроткий и терпеливый он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, еп. Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.

За день до кончины 9 октября 1819 г. он во сне видел видение, о котором рассказал своему келейнику. "Казалось мне, - говорил он, - что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня, взяли меня немощного и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".

С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября 1819 г. попросил совершить над ним таинство елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался. 

МОЩИ

Похоронен 13 октября 1819 г. в Казанской соборе.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. 

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Начертание библейской истории от древнейших времен до XVIII в. в пользу духовного юношества в 2-х частях.
Богословие деятельное.
Опыт изъяснения первых двух псалмов.
Изъяснение Символа веры.
Собрание сочинений (слова и письма). СПб, 1821 и 1845.
Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре письма его в Приб. к твор. св. отц., ч. I, II, III; одно в Чтен. м. общ. ист., 1846, № 8; четыре слова в Страннике, 1862.

АФОРИЗМЫ

ИКОНОГРАФИЯ

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ 
СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

ХРАМЫ

МОНАСТЫРИ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

КАРТИНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Троицкий Д. Иннокентий еп. Пензенский. Пенза, 1882.
Сергий, архиеп. Историч. опис. Московского Знам. м-ря
Смирнов История Троицкой семинарии
Чистович История Петербургской дух. акад.
Елагин Н. Жизнь гр. Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. СПб, 1853
Жмакин Н. Иннокентий, еп. Пензенский и Саратовский. СПб, 1885.
Чистович И.А. Руководящие деятели дух. просвещ. в России в I-й половине текущего столетия
Бриллиантов Иннокентий (Смирнов) еп. Пензенский и Сарат. (биографич. очерк). СПб, 1912.
Чернавский Н. Оренбургская епархия, вып. II Оренбург, 1903
Поселянин Е. Русские подвижн. XVIII в., 1-е изд. СПб, 1900; 3-е изд. доп. СПб, 1910
Его же На молитве. СПб, 1916
Его же Идеалы христ. жизни
Булгаков, с. 1407, 1408.
Толстой Ю., № 230.
Строев П.
Денисов
Голубинский
Н. Д.
Списки архиереев, № 230.
Жизнеописание преосвящ. Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского. СПб, 1845.
Письма митр. Филарета к А.И. Муравьеву
Д. Б. Угреша. М., 1875.
Саратов. еп. вед., 1867, № 7, 13.
Пенз. еп. вед., 1872, № 16.
Русск. старина, 1876, октябрь
-"- 1878, август
-"- 1880, январь; сентябрь
-"- 1883, апрель; июнь; июль
-"- 1886, июнь; март
Истор. вестн., 1881, ноябрь
-"- 1893, сентябрь
-"- 1895, февраль
-"- 1896, ноябрь
Русский инок, 1916, № 10; № 11
Русск. паломник, 1912, № 18; № 19; № 20; № 21
Душеп. чтен., 1908, июнь
Душеп. собесед., 1895, апрель
Церковный вестн., 1891, № 33
Христ. чтен., 1884, март-апрель; май-июнь; июль-август
-"- 1890, январь-февраль
-"- 1902, июнь
Рус. архив, 1871, № 12
-"- 1889, кн. 2-я, с. 185 (Письма Киевск. митр. Евгения к В.Г. Анастасевичу).
-"- 1895, кн. 1-я, № 2; кн. 3-я, № 12
-"- 1899, кн. 2-я, № 6
-"- 1904, кн. 1-я, № 1
Ж. М. П., 1945, № 10
-"- 1954, № 11
-"- 1959, № 11
БЭЛ, т. V
БЭС, т. I; т. II
РБС, т. VIII
Юбилейный сборник
Обзор рус. дух. лит.

Состояние на 19.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий