ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Александр Зверев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Воскресенский район - Фаустово, г. Сергиев-Посад, Наро-Фоминский район - Зосимова Пустынь; г. Волоколамск (бывш. село Возмище Волоколамского района); г. Москва; г. Каргополь (Архангельская область)
ДНИ ПАМЯТИ
16 ноября (3 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Александр Зверев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Воскресенский район - Фаустово, г. Сергиев-Посад, Наро-Фоминский район - Зосимова Пустынь; г. Волоколамск (бывш. село Возмище Волоколамского района); г. Москва; г. Каргополь (Архангельская область)
ДНИ ПАМЯТИ
16 ноября (3 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Зверева. В тот же день он был крещен в Троицкой церкви села Фаустово священником Феодором Бажановым, он же и был крестным, а крестной была дочь священника Любовь Магницкая.
Обучался в Московском Донском духовном училище и в Московской Духовной семинарии.
В 1909 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании Академии он поступил на должность помощника инспектора Вифанской семинарии. В эти же годы Александр Зверев становится духовным сыном старца Смоленской Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия Соловьева.
В 1910 г. женился на Марии Лебедевой, дочерью настоятеля Московской Никольской церкви в Звонарях на Рождественке.
В 1912 г. Александр Зверев стал преподавать словесность и историю русской литературы в Вифанской семинарии, совмещяя свою работу с должностью классного воспитателя. 7 июня 1912 г. у него родился сын Серафим.
В 1913 г. Александр Зверев был рукоположен в священника. Летом 1913 г. о. Александр был назначен членом секретарем строительной комиссии по ремонту зданий Вифанской семинарии. Ремонт и переустройство семинарии был успешно завершен.
В 1916 года о. Александр Зверев участвовал в проводах в затвор своего духовного отца старца Алексия Зосимовского. На проводах, которые не были объявлены заранее, присутствовало всего лишь четыре священнослужителя. Позже, после кончины Святейшего Патриарха Тихона, старец Алексий Зосимовский просил передать всем, знающим его в Москве, что он "ни минуты не сомневался и не колебался и стоит на стороне тех, кто признает власть и слушается митрополита Сергия".
В 1918 г. в начале учебного года о. Александр Зверев был назначен помощником начальника Пастырско-Богословских курсов Московской епархии. Назначение было сделано на заседании соединенного присутствия Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом Православной Русской церкви. Начальником Пастырско-Богословских курсов был о. Иоанн Восторгов, казненный 5 сентября 1918 г. Эти курсы были созданы по благословению митрополита Московского Владимира Богоявленского. После смерти о. Иоанна Восторгова о. Александр Зверев сначала исполнял обязанности помощника начальника, а затем стал и.о. начальника Пастырско-Богословских курсов.
12/25 февраля 1919 г. о. Александр Зверев был назначен настоятелем Московской Николаевской, что в Звонарях, церкви. В 1921/22 гг. он с перечисленными обязанностями совмещал преподавательскую деятельность на Пастырско-Богословских курсах.
Во время гонений на РПЦ в 1922 г., связанных с изъятием церковных ценностей, в июле того же года в доме № 9 по Звонарскому переулку, где жил о. Александр с семьей, был произведен обыск. Сам о. Александр Зверев был арестован, его обвинили в чтении в храме послания Патриарха Тихона. В ноябре 1922 г. он, выступая на открытом судебном процессе "об изъятии церковных ценностей", виновным себя не признал и сказал, что "изъятие в храме прошло спокойно". Несмотря на это он был осужден по ст. 119, получил 3 года, сокращенные по амнистии до I года, и уже в 14 июля 1923 г. был освобожден. В феврале 1923 г. у о. Александра родилась дочь Ариадна и матушка носила малютку в тюрьму на свидание с отцом.
21-22 сентября 1928 г. о. Александр участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца - иеросхимонаха Алексия, старца Смоленской Зосимовой пустыни. Характеризуя старца, о.Александр Зверев привел слова из послания св. ап. Павла к Тимофею: "Не дал нам Бог духа боязни, но силы и любви и целомудрия."
Обладая даром слова, воспитанный таким замечательным наставником, каким был о. Алексей Зосимовский, о.Александр последовательно и сознательно вел своих духовных чад по пути постоянного внутреннего внимания и молитвы. Имея дар исключительной мудрости в воспитании пасомых, он умел коснуться любой, самой ожесточившейся души, поднять из глубин падения, спасти от гибели отчаявшихся. Сам о. Александр удивительно благоговейно, просто и смиренно молился, но поражало всегда одно ощущение: живого предстояния Богу, Которому со всей полнотой любви и преданности он приносил прошения о всех предстоящих и молящихся в храме. Все люди, которые стояли в храме, были ему необычайно дороги, буквально каждый. Это ощущение постоянного предстояния и непосредственного обращения ко Господу «за всех и за вся» поражало своей необычностью и вместе с тем полной простотой.
Главной святыней храма, несмотря на то, что храм был во имя Святителя Николая, была икона "Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона "Взыскание погибших”, по обе стороны ее были Архангелы, а внизу было изображение Успения Богоматери. О. Александр всегда исповедывал у аналоя напротив этой иконы.
Всё то трудное время, с 1919 г. по осень 1937 г., его московские духовные чада нуждались в непрерывной поддержке: не убояться, выстоять в исповедании веры не ослабевать в борьбе со страстями. На исповедь приходили как на полное откровение помыслов, чувств и дел. Можно было в любое время придти в храм и сказать о бедах, нуждах, борении. Если о. Александра не было в храме, то любой человек переходил через дорогу, звонил и попадал в небольшую комнату, семья ютилась в большой тесноте, но чувство юмора, благодушия и крайняя внимательность к нуждам приходящих делали такие посещения праздником для его духовных детей.
В конце 20-х годов о. Александр был назначен благочинным Сретенского сорока. В эти же годы он был духовником Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия Страгородского.
В 1931 году о. Александр Зверев как бывший ректор Вифанской семинарии, принимал экзамены за курс духовной школы у монаха Пимена Извекова, будующего Патриарха, после этого, 16 июля его рукоположили в иеродиаконы.
9 ноября 1931 участвовал в отпевании о. Валентина Свенцицкого.
13 февраля 1933 г. под Трифона мученика батюшку арестовали. Батюшку поместили в Бутырскую тюрьму. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти.
2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. Он исповедовал своих духовных чад и днем, и ночью. Прощание и последние советы остались в памяти у большинства его пасомых и принесли свои плоды в дальнейшем. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь, где до революции было около 20 церквей и 2 монастыря, а после революции этот благочестивый город был превращен в один из центров лагерей и ссылок.
Протоиерей Александр поселился в маленьком домике, принадлежавшем монахине Августе, которая в нем жила после закрытия монастыря. Дом был разделен пополам русской печкой. Хозяйка жила по одну сторону печки, а священник — по другую. В Каргополе он пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.
Матушке было отказано в московской прописке, её лишили карточек, ей пришлось вначале жить у духовных чад, о. Александра, дочку она отдала на время родственникам. Сын Серафим жил у братьев художников Кориных на Арбате в мастерских.
В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области.
С лета 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев, священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев, священник Димитрий Розанов, а также жившие в этом селе монахини, состоявшие певчими в церковном хоре. Все арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников и монахинь обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.
Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище - Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске.
— Дайте показания о вашей контрреволюционной антисоветской деятельности, — потребовал следователь.
— Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел, — ответил священник.
— Следствие располагает данными, что вы летом 1937 года в церковной сторожке вели контрреволюционные и антисоветские разговоры, касающиеся политики советского правительства в связи с новой конституцией, в присутствии священника Павла Андреева.
— Это я отрицаю. Такого контрреволюционного разговора я не вел, за исключением разговора, который имел место летом 1937 года в комнате у меня. Он касался восстановления в должности учительницы Покровской, о чем была помещена заметка в газете «Правда», на которую я, прочитав, обратил внимание Андреева, сказав: «Как изменилась политика советского правительства по отношению к лицам религиозных убеждений». Но это мной было сказано не в контрреволюционном смысле, а как факт, связанный с вопросом о конституции. Что сказал по этому поводу Павел Андреев, я не помню.
И во время всех дальнейших допросов отец Александр виновным себя не признал. В обвинительном заключении об арестованных священниках и монахинях было написано: «Будучи допрошены в качестве обвиняемых, члены вышеуказанной контрреволюционной группы виновными себя в контрреволюционной деятельности не признали, но сознались, что они регулярно собирались у себя на дому и обсуждали религиозные вопросы, а также с целью религиозной пропаганды ходили по домам и вели агитацию».
10 ноября протоиерей Александр был вызван на последний допрос. Ему был задан всего один вопрос, признает ли он себя виновными в антисоветской агитации. Он ответил, что нет, не признает.
14 ноября 1937 года тройка НКВД СССР по Московской области приговорила священников села Возмище Павла Андреева, Александра Зверева и Димитрия Розанова к расстрелу.
По Промыслу Божию, 16 ноября 1937 года отец Александр Зверев был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, мужем его сестры, отцом Сергием Кедровым. Отец Сергий незадолго до того был арестован в Фаустове и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий, конечно, нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 1958 г., о. Александр Зверев был посмертно реабилитирован. Его дети не подавали прошения на пересмотр дела и просьбу о реабилитаций, они считали своего отца мучеником за веру и святым. Отпевали батюшку, много времени спустя, в церкви в Филипповском переулке, вместе с Марией, его женой, скончавшейся 15 апреля 1951 г., но не по священническому чину, а заочным отпеванием "прежде скончавшегося”.
ИСТОЧНИКИ
О. Подобедова. Воспоминания об о. Александре Звереве. М., Святитель Киприан, 2001.
Священномученики Павел Андреев и Александр Зверев //Игумен Дамаскин Орловский. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 7, Тверь, Булат, 2002.
Н. Энеева. Материалы к жизнеописанию священномученика протоиерея Александра Зверева - настоятеля храма святителя Николая, что в Звонарях. //НАУЧНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ «ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕНОСТЬ», №2, 2003.
База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века.
Состояние на 14.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий