понедельник, 31 октября 2016 г.

Михаила Иванова

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Михаила Иванова

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ


ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество и мученичество (новомученица и преподобномученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: Рузский район - село Ивонино

ДНИ ПАМЯТИ

11 октября (28 сентября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Иванова Марфа родилась в 1867 г. в деревне Ивонино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье.

В юности поступила в Головинский монастырь.
В начале XX в. здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. Духовным отцом Марфы в то время, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов), который после закрытия монастыря поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области.

В начале 1930-х гг. он постриг Марфу в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни и стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре получила известность своей праведной жизнью.

26 августа 1937 года была арестована при наступлении времени наиболее ожесточённых гонений на Русскую Православную Церковь и через несколько дней допрошена.
- На какие средства вы существуете? - спросил ее следователь.
- Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино.

Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила:
- До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я в зависимости от их подготовленности давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг.
- Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
- Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую.
- Объясните цель посещения вас вашими почитателями.
- Ко мне приходили за советами, молитвами, у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведёт гонение и народ арестовывают безвинно и высылают, также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье.
- Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете?
- Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были.

Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле:

"Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна как блаженная и прозорливая; её квартира по существу представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам".

Схимонахиню Михаилу обвинили в приёме на своей квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире.

8 октября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила схимонахиню Михаилу к расстрелу за "активное участие в церковной монархической группе" вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым), схимонахиней Александрой (Червяковой), Иваном Золотовым, Николаем Гусевым, Аполлинарией Тупицыной, Матреной Конюховой.

Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой.

 ЗАХОРОНЕНИЕ

 Похоронена в общей неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

 Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставила.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: Зачатьевский монастырь, 1997 
Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.:ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Доп. том 3. Тверь, 2005
 База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 07.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий