ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Димитрий Ростовский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
17-18 века
ГЕОГРАФИЯ
Украина, Литва; города Елец, Москва, Ростов Великий
ДНИ ПАМЯТИ
5 июня (23 мая ст. ст.) - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 4 октября (21 сентября ст. ст.) - обретение мощей, 10 ноября (28 октября ст. ст.) - кончина
ЖИЗНЬ
Туптало Даниил родился в декабре 1651 года в небольшом местечке Макаров в благочестивой семье сотника Саввы Григорьевича и Марии Туптало. Отец его, из простых казаков, дослужившись до звания сотника у гетмана Дорошенко, при смутных обстоятельствах того времени, в поздние годы бодро нес бремя воинской службы и скончался свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни посвятил он служению Церкви в должности ктитора Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где сам возлег на вечный покой подле своей супруги. Более о них ничего неизвестно.
В 1662 г. он был отдан в Киевское братское училище, где наряду с другими знаниями Даниил получил развитие природной склонности к поэзии.
В школе он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам.
Училища Даниил не закончил. В 1665 г. он ушел из школы и некоторое время жил в доме своих родителей.
9 июля 1668 г. 18-летний Даниил в Киевском Кирилловском монастыре был пострижен в монашество с именем Димитрия. В этом монастыре он прожил около семи лет.
Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой "Диарий" (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события.
Весной 1669 г. он совершил поездку за границу в г. Канев, где митр. Иосифом был рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 г. в Густынском Черниговском монастыре - во иеромонаха и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 г. Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь впоследствии назвала его "Российским Златоустом". В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова.
В Чернигове он начал писать свою первую книгу "Руно орошенное", в которой описал чудеса, бывшие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга эта имела большой успех и несколько раз переиздавалась.
Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Известно что он произнёс две проповеди в Свято-Духовом монастыре. Пребывание в Литве имело для него важное значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православия с унией.
После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от униатов. В Слуцке Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. Так тихий и скромный иером. Димитрий оказался активным защитником Православия.
Через год он вернулся на Родину, которая в то время снова подверглась нападению турок и татар.
По прибытии на Украину Димитрий в течение двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679-1681 гг.).
10 августа 1681 г. иером. Димитрий был возведен в сан игумена и назначен в Спасский монастырь в г. Чернигове.
1 марта 1682 г. он был переведен по желанию украинского гетмана, уважением которого пользовался, в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Немного жил здесь Димитрий. Его тяготило расположение гетмана. 26 октября 1683 г. он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 г., по приглашению архим. Варлаама, переехал в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период в его жизни. На него было возложено послушание составлять жития святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело. Он приступил к работе 6 мая 1684 г. и в течение 20 лет нес безропотно благое послушание. За это время Димитрий проработал массу источников, написанных на разных языках, среди которых были и книги неправославного происхождения (Димитрий собирал, дополнял, исправлял, писал жития и поучения, используя славянские, греческие и латинские источники). Поэтому к каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.
Только богослужение, которое он никогда не пропускал, на малое время прерывало его занятия. Он мог просиживать над книгами целые ночи. Иногда в сонных видениях ему являлись те святые, о которых он писал, и указывали на неполноту описания их жития. Такие сны Димитрий запоминал до мельчайших подробностей.
С увлечением занимаясь порученным ему делом, иером. Димитрий с живым вниманием продолжал интересоваться и судьбами украинской церкви. В связи с принятием русского подданства Украина должна была подчиниться Московскому патриарху вместо Константинопольского, как было раньше. Димитрий вместе с большинством духовенства выступил противником такого подчинения.
Несмотря на нежелание украинского духовенства, вновь избранный в 1685 г. Киевский митр. Гедеон (Четвертинский) был посвящен уже не в Константинополе, а в Москве, тем самым он подчинился Московскому патриарху со всей своей паствой. Новый митрополит вместе с гетманом уговорили игумена Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.
По ходатайству гетмана из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи митр. Макария.
Первая книга свт. Димитрия "Жития святых" за три месяца вышла в январе 1689 г.
В 1690 г. была готова к напечатанию и вторая книга, но в связи со смертью Московского патриарха печатать ее было разрешено только спустя несколько месяцев при новом патриархе Адриане, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление Четьи-Миней на весь год, поощряя его своей патриаршей грамотой и денежными подарками.
В 1692 г. политическая обстановка на Украине снова обострилась. И Димитрий, желая скорее окончить свой труда, 14 февраля 1692 г. вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.
В 1695 г. вышла из печати вторая книга "Жития Святых". Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь он занялся благоустройством обители.
В 1696 г. ему предложили занять место игумена в Кирилловском монастыре, где в то время состоял его отец. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 г. с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.
На новом месте архим. Димитрий проявил себя исключительно способным в ведении многообразного монастырского хозяйства. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь нуждающимся. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.
В 1700 г. архим. Димитрий закончил свою третью книгу "Жития святых". Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Димитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде жития святых за год. Так, появилась новая книга "Мартиролог вкратце".
В 1701 г. архим. Димитрий был вызван в Москву для назначения его на Тобольскую кафедру.
23 марта 1701 года он был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Хиротонию совершали три митрополита: Крутицкий Трифиллий, Нижегородский Исаия и Рязанский Стефан.
После посвящения митр. Димитрий в течение года жил в Москве в Чудовом монастыре, где находилось Сибирское подворье. Нежелание ехать в далекую суровую Сибирь, стремление закончить свой труд по составлению житий святых вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь. По причине болезни поездка его в Сибирь была отменена.
4 (2) января 1702 г. митр. Димитрий был назначен на Ростовскую кафедру. 1 марта по дороге из Москвы в Ростов Димитрий сначала заехал в Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь (на окраине Ростова) и совершив моление в Зачатиевской церкви, указал в юго-западном углу этот храма место для своего погребения, произнеся "се покой мой, зде вселюся во век века".
По приезде в Ростов митр. Димитрий сразу же отслужил божественную литургию и обратился к пастве с приветственным словом. Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство сплошь было неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства. Богослужения совершались без всякого благоговения. Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа. Много труда пришлось приложить митр. Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.
В противоположность существовавшему тогда понятию, что архиерей не обязан заглядывать в народную толщу, святитель Димитрий сам принялся за обличение недостатков в среде духовенства и паствы. Он даже оставил свое желание писать летопись, направив все внимание на повышение уровня религиозно-нравственного состояния пасомых.
Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам.
Большое внимание уделял митр. Димитрий проповеди, силе слова. "Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми", - говорил он. Сам святитель настолько обладал даром слова, что еще при жизни его звали златоустым.
Такие меры святители Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда жестокостями выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.
Его можно назвать проповедником покаяния. Большинство его проповедей носили нравоучительный характер. В них видна одна определенная цель: возбудить высшие духовные запросы у слушателей и дать ответ на них, а также помочь пасомым возрастать в христианской жизни.
Наряду с поучительными проповедями и беседами святитель Димитрий говорил и обличительные, в которых с особою силою обличал общие пороки паствы, обращаясь к людям всех сословий, состояний и положений. У него образно представлена живая картина, как Царствие Божие странствует по земле среди всех сословий, ища себе покоя и не может найти его.
Однако в своих проповедях святитель не грозит наказанием за многочисленные преступления, но сам скорбит и плачет о своей обязанности обличать и карать. В своих обличениях святитель старался приблизиться к положению грешника, желал помочь ему, разъяснить его греховное состояние. В нем горела безграничная любовь к людям. Он беседовал со всеми как кроткий друг и добрый отец со своими детьми.
Свои проповеди митр. Димитрий строил так, чтобы некоторые из них могли быть произнесены и священниками, которых он убеждал неослабно проповедывать если не словом, то жизнью своей.
Большое значение митр. Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в "Алфавите Духовном", написанном им еще на Украине. Он хвалил обычай посылать молодых людей для обучения за границу. "Что другое может вразумить человека, как не учение?" - говорил святитель. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.
В 1702 г. им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митр. Димитрий влагал в это дело всю свою душу. Воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митр. Димитрия, школа просуществовала всего три года. Это объясняется тем, что период жизни и деятельности митр. Димитрия в Ростове, был периодом преобразования России на основе петровских реформ. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. Изыскивались всевозможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.
Несмотря на это, св. Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митр. Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.
При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого труда по составлению житий святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.
Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 г. была закончена последняя книга "Жития святых". Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам св. Димитрий.
Несколько позже в качестве руководства по церковной истории св. Димитрием была написана книга "Летописец" и ряд других работ.
Последние годы жизни митр. Димитрия были посвящены борьбе с расколом. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, св. Димитрий взялся - как за верное средство - за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличавших его. Им написано доступным для простого народа языком сочинение против раскольников: "Розыск о раскольнической Брынской вере".
Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митр. Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть. Эта ненависть свидетельствовала о действенности борьбы св. Димитрия, что подтверждали и сами расколоучители.
Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Перо, по его словам, выпадало у него из рук, но он, преодолевая временную слабость телесную, не прекращал своей деятельности.
Святитель изнурял свое тело, как кающийся грешник, часто распростирался на земле крестом и по три часа лежал в таком положении, летом предоставляя свое тело комарам. До минимума сократил питание. На первой и Страстной седмицах Великого поста ел раз в неделю - по четвергам.
Чувствуя приближение своей кончины святитель увеличил благотворения бедным, часто призывал в крестовую палату слепых, хромых и всех несчастных нищих, ставил им трапезу, давал одежду и оказывал дела милости. Он не делал ни малейших сбережений и в своем завещании написал, чтобы после него не искали никакого богатства, так как он его никогда не имел.
До самого дня кончины митр. Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.
Следующий день - 27 октября 1709 г. - был последним днем его земной жизни. Вечером в этот день он пригласил к себе певчих, и они по его желанию пели излюбленные канты. Затем всех отпустил, оставив при себе только одного любимого Савву Яковлева, который помогал ему всегда в переписке бумаг. Святитель начал рассказывать ему о себе, о своей юности, как он жил, как всегда прибегал к молитве. По окончании рассказа он сказал: "Вот и вы, дети, также молитесь!". Помолчав, он добавил: "Пора и тебе, дитя, иди домой!".
Певчий подошел к нему на благословение. Проводив его до двери, Владыка вдруг низко, чуть не до земли, поклонился ему, благодаря за всегдашние труды и переписку. Певчий вздрогнул и смотрел в недоумении на Владыку. "Благодарю тебя, дитя!" - повторил св. Димитрий и закрыл за ним дверь кельи.
Утром 28 октября 1709 г. вошедшие к нему в келью нашли святителя уже почившим в склоненном молитвенном положении на коленях.
МОЩИ
После отпевания в Успенском соборе, тело Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение святителя отложили до приезда его друга митр. Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростов почти целый месяц. По приезде митр. Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митр. Стефан, выполняя волю св. Димитрия, совершил погребение его в Зачатиевском Яковлевском монастыре. В день погребения, 25 ноября, Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатиевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но, вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб. Деревянный гроб Димитрия был устлан черновиками его незаконченных произведений.
В 1752 г. при ремонте храма, где был погребен митр. Димитрий, тело его было найдено нетленным. Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Для временного хранения обретенных мощей на прежнем месте была устроена каменная гробница.
Императрица Елизавета Петровна пожаловала св. Димитрию серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей св. Димитрия в новую раку присутствовала Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.
С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.
С 10 ноября 1991 г. честные мощи святителя Димитрия пребывают в Иаковлевском храме, справа от царских врат.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
После проверки комиссией Св. Синода достоверности сведений о чудесах, бывших при гробе св. Димитрия, он был причислен к лику святых и день памяти его был установлен 28 апреля 1757 г. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения - 21 сентября, также, как и день кончины владыки - 28 октября, назначались днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную св. Димитрию, Синод поручил составить Амвросию, епископу Переяславскому. Житие святителя написал Ростовский митрополит Арсений.
По свидетельству Е.Е. Голубинского, митрополит Димитрий явился первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили именем Димитрия, по молитве к нему.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Четьи Минеи (Жития святых).
Алфавит духовный.
Внутренний человек в клети сердца своего уединен, поучающийся и молящийся тайно.
Духовное врачество против хульных помыслов.
Врачевство духовное на смущение помыслов от различных книг отеческих.
Утешение человеку в скорби, беде и гонении.
Зерцало православного исповедания.
Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося.
Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче оных молитв зело полезное, еже должно во все пятки совершати.
О исповедании грехов и св. причащении.
Молитва исповедания к Богу от человека, полагающего спасения начало.
Плач на погребение Христово.
Пять стихословий.
Розыск о раскольнической Брынской вере.
Похвальное слово на годичное поминовение архим. Киево-Печерского м-ря Иннокентия Гизеля.
Апология во утоление печали человека, сущего в беде, гонении и озлоблении.
Краткие богомысленные размышления.
Руно орошенное.
Состояние на 19.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий