понедельник, 31 октября 2016 г.

Андрей Рублев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Андрей Рублев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество

ВРЕМЯ

14-15 века

ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область

ДНИ ПАМЯТИ

 26 июня (13 июня ст. ст.), 17 июля (4 июля ст. ст.) и в Соборах Московских и Радонежских святых

ЖИЗНЬ
Иконописец, ученик Феофана Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина ("Спас”, "Апостол Павел” (находится в Русском музее), "Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону "Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным "голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. "Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи "Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — "Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), "Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина ("Благовещение”, "Рождество Христово”, "Сретение”, "Крещение”, "Воскрешение Лазаря”, "Преображение”, "Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр "Евангелия Хитрово”.

Андрей Рублев (ок. 1360-70-е –1428) – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи 15 в. Биографические сведения о Рублеве скудны и содержит мало достоверных фактов. Скорее всего, родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде), воспитывался в семье иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом мон-ре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом мон-ре при игумене Андронике). Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублев»; она поздняя и подпись поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось в 1405 г., что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублевым был расписан Благовещенский собор в московском кремле. Видимо, к 1405 г. Андрей преуспел в мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком ответственную работу – создание иконостаса. Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 г., когда он делал росписи с Даниилом Черным и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. Прошло 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался индивидуальный русский стиль. В 1420-х гг. Андрей с Даниилом Черным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева мон-ря. В кон. 14 – нач. 15 вв. Рублев создал шедевр – икону «Живоначальная Троица» (находится в Третьяковской галерее), на сюжет  »гостеприимство Авраама». Библейский сюжет Рублев наполнил глубоким богословским и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. На формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера национального подъема 2-й пол. 14 – нач. 15 вв., для которого характерен интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все относят к рубежу 14-15 вв., все работы в Третьяковской галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В последние годы жизни Андрей работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова мон-ря, где скончался во время морового поветрия и здесь же был погребен. Некрополь мон-ря не сохранился, разорен в 1927 г. 

МОЩИ

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Местночтимый как святой с XVI в., канонизирован Русской Православной Церковью в 1988.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

ХРАМЫ

МОНАСТЫРИ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

КАРТИНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
С 1959 года в Андрониковом монастыре действует музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

ИСТОЧНИКИ
Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.


Состояние на 08.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий