ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Александр Андреев
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
20 век
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; г. Уральск, г. Рязань; Кузбасс; Казахстан (г. Каракалинск)
ДНИ ПАМЯТИ
4 ноября (22 октября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Кузбасских и Рязанских святых
ЖИЗНЬ
Родился 24 февраля 1901 года в Москве в благочестивой семье приказчика пивоваренного завода Александра и Елены Андреевых. Брат - иподиакон Борис.
Закончив школу, поступил в Московское мещанское училище и успешно его закончил по специальности бухгалтер. В то же время он понимал, что это не его призвание, так как душа рвалась к церковному послушанию. Смутные события того времени прервали устремления благочестивого юноши, так как он был призван в ряды Красной Армии.
С 1918 по 1919 годы служил писарем в 684-м сводном эвакуационном госпитале.
В 1919 году, по окончании воинской службы, он был определен послушником московского Вознесенского монастыря, где обычно по приезде в Москву останавливался архиепископ Уральский Тихон Оболенский. Владыка предложил ему быть своим иподиаконом, а затем забрал его к себе в епархию.
В 1921 году в городе Уральске был рукоположен в сан диакона, а затем во священника. Пожелал сочетать священство с обетом безбрачия.
Служение в Москве
В 1922 году вместе с архиепископом Тихоном возвратился в Москву и был определен на священническое место к Воскресенской церкви в Кадашах, где в течение 2-х лет служил вторым священником.
В 1924 году Указом Святейшего Патриарха Тихона был назначен настоятелем Софийской церкви на Софийской набережной в Москве.
Основал при храме из своих прежних и новых прихожанок сестричество. В надвратной церкви-колокольне сестры собирались по вечерам на агапы - вечери любви, где пели духовные стихи. В левом крыле колокольни о.Александром были организованы бесплатные обеды для нищих и сирых. Из приобретенных книг Оптиной пустыни, предназначавшимися новыми властями на обертки, о.Александром была устроена библиотека. С помощью реставратора Василия Баранова и художника Комаровского он обновил алтарь храма и привез новый золоченый иконостас из закрывшегося Симонова монастыря. В 1929 году храм был закрыт и в нем разместился "Союз безбожников".
Первый арест
25 марта 1929 года был арестован и обвинялся в том, что являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества, молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания. Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов. Ни сам о. Александр, ни свидетели по данному делу не допрашивались.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 10 мая 1929 года был приговорен к 3 годам высылки в Казахстан.
С 1929 по 1932 годы был на поселении в г. Каркаралинске Семипалатинской области.
Служение в Рязани
По окончании ссылки был лишен права проживания в Москве.
Местом проживания выбрал Рязань, где в то время правящим архиереем был священномученик Иувеналий Масловский, архиепископ Рязанский.
В 1932 году он назначил о. Александра священником Скорбященской церкви, а затем по возведении в сан протоиерея определил быть ее настоятелем.
Скорбященская церковь была из числа "непоминающих". Это вызывало недовольство властей.
Второй арест
Был вновь арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме Москвы. Во время следствия, на допросах, вел себя уверенно и спокойно. Никого не оговорил. Категорически отверг все обвинения, выдвинутые против него следствием.
Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года за участие в контрреволюционной церковной группе архиепископа Масловского и антисоветскую агитацию был приговорен к 5 годам заключения в концлагерь.
Ссылка
Для отбывания наказания он был направлен в Сусловское отделение исправительно-трудовых лагерей Западно-Сибирского края. Здесь же вместе с о. Александром был осужденный с ним архимандрит Мина Шелаев, а также многие другие иерархи и духовенство РПЦ.
В сентябре 1937 года в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Угличского Серафима Самойловича. В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная и религиозная пропаганда.
Постановлением «тройки» УНКВД Новосибирской области о. Александр был приговорен к расстрелу.
4 ноября 1937 года был расстрелян в Сусловском отделении Сиблага.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь
Днесь возсия нам священное торжество в прославлении священномученика Александра, принесшаго себя в жертву Богови, темничное злострадание претерпев, в кротком исповедании веры Православный пострадал еси даже до крове, вышнюю радость и славу наследовал еси сего ради почитаем тя усердно вопиюще: не забуди паству свою, помяни нас у Престола Всевышняго, да страну нашу Российскую Господь в мире сохранит и спасет души наша.
ХРАМЫ
Не посвящено.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Мученики ХХ века. Вестник РСХД. N 138.
Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Собрал П. Паламарчук. Т. 2. М.: Книга и бизнес
Православная энциклопедия. Т. 1. М.: Православная энциклопедия, 2000.
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 09.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий