ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Григорий Голутвинский
Григорий Голутвинский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Коломенский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
14-15 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад и г. Коломна
ДНИ ПАМЯТИ
8 февраля (25 января ст. ст.) и в Соборах Московских и Радонежских святых
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад и г. Коломна
ДНИ ПАМЯТИ
8 февраля (25 января ст. ст.) и в Соборах Московских и Радонежских святых
ЖИЗНЬ
В 1370-х - нач. 1380-х гг. Григорий был иеромонахом Троице-Сергиева монастыря.
По просьбе вел. кн. Димитрия Иоанновича, ктитора Старо-Голутвина монастыря, прп. Сергий Радонежский дал обители настоятеля из числа своих учеников, выбор святого пал на Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна». До 1920-х годов в Старо-Голутвином монастыре хранился простой деревянный посох, по преданию принадлежавший прп. Сергию. Возможно, троицкий настоятель вручил его Григорию как игуменский посох. Впервые посох зафиксирован в описи 1701 г., по известию 1778 г., он был «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной». В XIX в. посох стоял в серебряном окладе у царских врат Богоявленского собора.
Вскоре в Голутвином монастыре собралось много монахов. Возможно, Григорий, ориентируясь на Троицкую обитель, решил по совету с братией ввести в Голутвином монастыре киновию (общежительный устав), хотя прямо об этом в Житии прп. Сергия не говорится. В 1390-х годах - нач. XV века на великокняжеские средства в обители был построен белокаменный Богоявленский собор, что было еще большой редкостью на Руси (в Троицком монастыре каменный собор был возведен в 1420-х гг.).
По косвенным данным можно полагать, что через несколько лет после основания Старо-Голутвина монастыря Григорий стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого (подобно совр. благочинному) находились 4 коломенских монастыря.
Судя по записи в утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в. (в блоке «коломенских известий»), отразившей раннее летописание Московского княжества, в 1392 г. архим. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Есть основания считать этого Григория настоятелем Голутвина монастыря, другой архим. Григорий в 1380-1390-х гг. по источникам неизвестен. Если в летописи действительно говорится о Григории, то он стал третьим из учеников прп. Сергия, возведенным на епископскую кафедру, причем хиротония его состоялась в год кончины учителя.
В 1396 г. Коломенский еп. Григорий присутствовал на хиротонии Ростовского еп. св. Григория.
В 1401 г. он участвовал в Соборе в Москве, сведения о котором (противоречивого характера) сообщает только Никоновская летопись. Известие о кончине еп. Григория с полной датой было обозначено в Троицкой летописи.
По просьбе вел. кн. Димитрия Иоанновича, ктитора Старо-Голутвина монастыря, прп. Сергий Радонежский дал обители настоятеля из числа своих учеников, выбор святого пал на Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна». До 1920-х годов в Старо-Голутвином монастыре хранился простой деревянный посох, по преданию принадлежавший прп. Сергию. Возможно, троицкий настоятель вручил его Григорию как игуменский посох. Впервые посох зафиксирован в описи 1701 г., по известию 1778 г., он был «из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной». В XIX в. посох стоял в серебряном окладе у царских врат Богоявленского собора.
Вскоре в Голутвином монастыре собралось много монахов. Возможно, Григорий, ориентируясь на Троицкую обитель, решил по совету с братией ввести в Голутвином монастыре киновию (общежительный устав), хотя прямо об этом в Житии прп. Сергия не говорится. В 1390-х годах - нач. XV века на великокняжеские средства в обители был построен белокаменный Богоявленский собор, что было еще большой редкостью на Руси (в Троицком монастыре каменный собор был возведен в 1420-х гг.).
По косвенным данным можно полагать, что через несколько лет после основания Старо-Голутвина монастыря Григорий стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого (подобно совр. благочинному) находились 4 коломенских монастыря.
Судя по записи в утраченной Троицкой летописи 1-й четв. XV в. (в блоке «коломенских известий»), отразившей раннее летописание Московского княжества, в 1392 г. архим. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Есть основания считать этого Григория настоятелем Голутвина монастыря, другой архим. Григорий в 1380-1390-х гг. по источникам неизвестен. Если в летописи действительно говорится о Григории, то он стал третьим из учеников прп. Сергия, возведенным на епископскую кафедру, причем хиротония его состоялась в год кончины учителя.
В 1396 г. Коломенский еп. Григорий присутствовал на хиротонии Ростовского еп. св. Григория.
В 1401 г. он участвовал в Соборе в Москве, сведения о котором (противоречивого характера) сообщает только Никоновская летопись. Известие о кончине еп. Григория с полной датой было обозначено в Троицкой летописи.
Скончался 13 февраля 1405 года.
МОЩИ
Похоронен в южной части алтаря Богоявленского собора Старо-Голутвина монастыря, его захоронение отмечено при раскопках в 1969-1970 гг. Это не противоречит возможности его епископства, поскольку известны случаи, когда архиереи завещали погребать себя в тех монастырях, с которыми они были связаны. Первоначальная гробница св. Григория сохранилась в подклете Богоявленского собора, внутри алтарного выступа фундамента, датируемого рубежом XIV и XV вв. Она представляет собой выложенный из белого камня на известняковом растворе гроб-ложе. Погребение совершалось в уже построенном храме. Раскопки 1969-1970 гг. выявили, что гробница Григория пуста, но были обнаружены кусочки подошвы от кожаной обуви. В стенке гробницы найдена вмурованная в тот же раствор часть косточки (предположительно мужчины), ныне почитаемая в монастыре как частица мощей прп. Григория. Вероятно, мощи преподобного были перезахоронены в XIX в., во время устройства каменных полов в новом соборе, в пространстве внутри подклета.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Почитание Григория Голутвинского началось в Троице-Сергиевом монастыре в сонме св. учеников прп. Сергия. В XVII в. его имя было внесено в рукописные святцы, в т. ч. без указания дня памяти в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина). «Преподобный отец Григорий, игумен Голутвина монастыря Богоявленского и ученик… святаго Сергия чудотворца» назван в «Описании о российских святых». (кон. XVII-XVIII в.). В то же время в Троицком патерике 1896 г. архим. Никона (Рождественского) память прп. Григория не обозначена, хотя он и включен последним в число преподобных учеников Сергия Радонежского. Свидетельств значительного местного почитания в Коломне до кон. XX в. нет. Так, в рукописном лицевом синодике Голутвина монастыря 1708 г. Григорий поминается не как преподобный, а в качестве первого игумена. Есть, однако, сведения, что в XVIII в. в монастыре хранилась его икона.
Канонизация прп. Григория Голутвинского подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по благословению патриарха Пимена (Извекова).
Канонизация прп. Григория Голутвинского подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по благословению патриарха Пимена (Извекова).
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Наиболее ранние изображения прп. Григория сохранились в составе миниатюр лицевых рукописей Жития прп. Сергия Радонежского, в частности троицкого списка 1580-х - нач. 1590-х годов, посвященных основанию Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. В 1-м сюжете блгв. кн. Димитрий Донской просит прп. Сергия Радонежского благословить в Коломне «место поставити монастырь во имя святого Богоявления» - за спиной преподобного во главе группы монахов, очевидно, изображен св. Григорий. На 2-й миниатюре прп. Сергий благословляет основание обители и постройку церкви, затем дает блгв. князю для создания монастыря «от ученик своих единого Григория священноинока», который собирает братию и устраивает общежитие. Здесь Григорий представлен дважды: в центре композиции благословляющим иноков (в руке - игуменский посох) и на дальнем плане, ведомый прп. Сергием к блгв. кн. Димитрию. На последнем листе цикла игумен и братия изображены в новопостроенной каменной церкви; Григорий, как и в др. сюжетах,- без нимба, в коричневой монашеской мантии и черном клобуке, с волнистой, немного раздвоенной бородой.
Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, первой половине XVIII веке, находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина монастыря (над юж. дверями - парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. В иконописном подлиннике конца XVIII века содержится описание внешнего облика прп. Григория: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия»; в рукописи 1820-х годов - под 5 ноября: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия».
Прп. Григорий представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, выполненной в мастерской Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой. Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи второй трети XIX в. в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Григорий присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (1870-е гг., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.
Иконописный образ преподобного в рост, с короткими волосами и длинной, сужающейся книзу бородой, со свитком в левой руке (правой придерживает мантию), находится на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (работа мон. Иулиании (Соколовой), 1970-е гг.). После восстановления Старо-Голутвина монастыря первая икона прп. Григория была написана в кон. 1990-х годов игум. Кириллом (Федотовым). В 2005 г. для иконостаса нового придела во имя Григория монастырского храма прп. Сергия Радонежского выполнен ростовой образ святого; в обители имеется также его икона-пядница 2003 г.
Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, первой половине XVIII веке, находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина монастыря (над юж. дверями - парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. В иконописном подлиннике конца XVIII века содержится описание внешнего облика прп. Григория: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия»; в рукописи 1820-х годов - под 5 ноября: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия».
Прп. Григорий представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, выполненной в мастерской Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой. Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи второй трети XIX в. в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Григорий присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (1870-е гг., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.
Иконописный образ преподобного в рост, с короткими волосами и длинной, сужающейся книзу бородой, со свитком в левой руке (правой придерживает мантию), находится на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (работа мон. Иулиании (Соколовой), 1970-е гг.). После восстановления Старо-Голутвина монастыря первая икона прп. Григория была написана в кон. 1990-х годов игум. Кириллом (Федотовым). В 2005 г. для иконостаса нового придела во имя Григория монастырского храма прп. Сергия Радонежского выполнен ростовой образ святого; в обители имеется также его икона-пядница 2003 г.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
Не посвящены.
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Служба преподобному составлена игум. Старо-Голутвина монастыря Кириллом в 2001 г. и тогда же утверждена правящим архиереем Московской епархии митр. Ювеналием (Поярковым) (не опубл.).
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Основным источником сведений о прп. Григории Голутвинском является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное в 1-й четв. XV в. Епифанием Премудрым, наиболее ранние из дошедших переработок Жития принадлежат Пахомию Логофету (1440-1450-е гг.).
ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ
А. Б. Мазуров. Григорий Голутвинский, Коломенский. Православная энциклопедия, т. 12
Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853 [литогр. изд. Троицкого списка Жития];
Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в. // ПДП. 1885. Вып. 58;
Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2;
Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950
Описание о российских святых
Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18
ИРИ. Т. 3
Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138;
Леонид (Кавелин). Св. Русь
Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне // Сов. Арх. 1977. № 4
Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2
Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п
Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001.
Леонид (Кавелин), архим. Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия и Похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV в. // ПДП. 1885. Вып. 58;
Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 19162. Отд. 1-2;
Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950
Описание о российских святых
Клосс Б. М. Избр. тр. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998; ПСРЛ. Т. 18
ИРИ. Т. 3
Барсуков. Источники агиографии. Стб. 137-138;
Леонид (Кавелин). Св. Русь
Альтшуллер Б. Л. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне // Сов. Арх. 1977. № 4
Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в.: Комплексное исслед. регион. аспектов становления единого рус. гос-ва. М., 2001
Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2
Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п
Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001.
Миллер Г. Ф. Соч. по истории России: Избр. М., 1996.
РГБ. МДА. № 210. Л. 333, сер. 50-х гг. XVII в.
Троицкий патерик. М., 1992р
РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 74
РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 250 об.- 252
ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2811. Л. 3; Оп. 641. Д. 48. Л. 38
Троицкий патерик. М., 1992р
РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710. Л. 74
РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 250 об.- 252
ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2811. Л. 3; Оп. 641. Д. 48. Л. 38
БАН. Строг. 66. Л. 155 об.
РНБ. Погод. 1931. Л. 59 об.
Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. Кат. 14.
Состояние на 07.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий