понедельник, 31 октября 2016 г.

Иаков Бриллиантов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Иаков Бриллиантов 

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский) 

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

Московская область: Раменский район - село Никулино, г. Серпухов и Серпуховский район - село Ложки, г. Коломна, Озерский район - село Горы

ДНИ ПАМЯТИ

 2 декабря (19 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родился 7 марта 1871 года в селе Никулино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священнослужителя.

В 1893 году окончил Московскую Духовную семинарию. После рукоположения во священника он служил во Владычном женском монастыре Серпухова до закрытия храмов обители в 1927 году.

Сотрудничал с обществом трезвости, которое издавало специальные листки, разъясняющие пагубность недуга пьянства. Писал статьи для этих листков. Написал акафист иконе "Неупиваемая чаша".

Его дом находился недалеко от монастыря, в начале двадцатых годов батюшку выселили и поселили через три дома в полуподвальном помещении. У него было пятеро детей: Надежа, Вера, Серафима, Владимир и Павел. Из дома Бриллиантовых устроили школу. По воспоминаниям о. Иаков был мягким человеком, очень любил детей, дети часто к нему бегали.

С 1927 года служит в Троицкой церкви села Лужки Серпуховского уезда.

В 1929 году перевели в Богоявленский храм Коломны. С 1 июля по 1 сентября 1931 года он исполнял обязанности благочинного.

В 1930 году сотрудники коломенского ОГПУ пытались привлечь отца Иакова к "сотрудничеству". В апреле его вызвали на допрос и стали выяснять, кто из знакомых ему купцов и священников "занимается контрреволюцией". Давать какие-либо показания отец Иаков отказался и вскоре был отпущен. Сколько раз проводили такие беседы с батюшкой неизвестно, но 5 июня он подписал документ о сотрудничестве, причем понимая его совсем не так, как чекисты.

12 декабря 1931 года его снова вызвали на допрос и арестовали. Священник заявил следователю: "За все время - с апреля 1930 года по сие время - я ни на кого не доносил, никого не подводил. Я считаю, что в настоящее время, а также и в царское время, если бы я узнал что-либо против советской власти или против царя, я как гражданин должен был бы сообщить об этом органам власти. Сейчас священники боятся всего: боятся говорить, боятся самих себя. Я сам думаю, что мне придётся при советской власти пострадать за свою правду и искренность. Я считаю, что работа в органах ОГПУ связана с провокаторством и шпионством, а потому вторично заявляю: помогать органам ОГПУ отказываюсь, шпионом и провокатором не буду".

3 января 1932 года священника отпустили, думая, что, побывав в тюрьме, он "исправился".

29 марта 1932 года отца Иакова вновь арестовали и поместили в коломенский дом предварительного заключения. В тот же день состоялся допрос. На вопросы следователя священник отвечал: "Я ещё раз подтверждаю свое показание при допросе 12 декабря 1931 года и заявляю, что шпионом и провокатором не буду, так как считаю это дело для священника безнравственным. Подписку, данную мной 5 июня 1931 года, я понимал своей обязанностью сообщать в ОГПУ об организации заговоров против советской власти, каковых за все время не было. Отдельные недовольства мероприятиями советской власти и партии среди верующих имеются и имелись, но сообщать о них считал не нужным, а недовольным говорил, что нужно терпеть. Среди духовенства наблюдается то, что они все запуганы арестами, проводимыми органами ОГПУ и высказываться открыто о политике советской власти боятся".

1 апреля следователем был вызван на допрос священник Михаил Покровский, служивший также в Коломне, который хоть и заявил, что мало знает отца Иакова, однако полностью оговорил его, подписав показания, нужные следствию, а именно, что отец Иаков ярый монархист, недоволен советской властью и всегда её ругает.

На очередном допросе 8 апреля следователь спросил отца Иакова об отношении к советской власти, о взаимоотношениях его с духовенством Коломны, ранее арестованным ОГПУ.

- В 1929 году, - отвечал священник, - вскоре после моего прибытия в Коломну священник Миролюбов (скорее всего Миролюбов Александр Павлович) сообщил мне, что епископа Феодосия и священника Страхова и других - всего десять человек - в ноябре 1929 года арестовало ОГПУ за непоминание советской власти во время службы. Мне о возникновении этого разделения в церквях Коломны стало известно до приезда в Коломну, когда я ещё был в Серпухове. В августе или сентябре 1929 года я написал письмо своему зятю священнику Миролюбову, указав ему на необходимость поминать во время службы советскую власть так же, как поминали раньше царскую. Я стал поминать советскую власть с 1925 года, то есть на 2-3 года раньше распоряжения митрополита Сергия, так как узнал об этом от своего шурина, священника Боголепова, который, будучи в Москве, видел распоряжение патриарха Тихона о необходимости поминать советскую власть... О своем нахождении под арестом с духовенством я не разговаривал. Когда мне верующие жаловались на действия советской власти и большевиков, говоря, что большевики закрывают церкви, заставляют работать в праздники, я им отвечал: советская власть поступает правильно - вы сами отказались от Церкви, работаете в праздники, и советскую власть в этом винить нельзя.

- Вы считаете себя человеком преданным советской власти и одобряете ее мероприятия, значит, не будете чувствовать морального унижения, если станете помогать советской власти бороться с классовыми врагами, которые свою работу стараются направить на её свержение, - спросил следователь.

- Я как священник нахожу, что для меня не совместимо всеми мерами работать для советской власти, - ответил отец Иаков.

19 апреля было сфабриковано обвинительное заключение: "Дело возникло на основании поступивших сведений о том, что поп Бриллиантов, являясь нашим секретным осведомителем, помимо того, что игнорировал взятые на себя обязательства как специального осведомителя путем отрыва от работы, ведет среди духовенства и верующих антисоветскую агитацию".

8 мая 1932 года тройка ОГПУ приговорила священника Иакова Бриллиантова к ссылке в Казахстан сроком на 3 года.

После отбытия наказания, в 1935 году отец Иаков вернулся в Московскую область и поселился в селе Горы Озерского района. Священоначалием он был определен служить в местный храм преподобного Сергия Радонежского.

21 ноября 1937 года священник Иаков Бриллиантов был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. Арестован был без санкции прокурора.
- Вы общественно-полезным трудом когда-нибудь в жизни занимались или нет? - спросил следователь.
- За всю свою жизнь я общественно-полезным трудом не занимался.
- У следствия имеются показания свидетелей о том, что вы среди населения вели контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы себя виновным?
- Виновным себя в том, что вел контрреволюционную агитацию среди населения, не признаю: для меня каждая власть от Бога. Предъявленные мне факты моей контрреволюционной агитации с моей стороны никогда не произносились, антисоветской деятельностью никогда не занимался.

23 ноября 1937 года тройка НКВД по Московской области приговорила отца Иакова к расстрелу. Проходил по одному делу с диаконом Михаилом Пятницким.

2 декабря 1937 года был казнен на полигоне Бутово под Москвой.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в общей неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области. 

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 26 декабря 2003 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

База данных: Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Состояние на 1.12.2016

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий