ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Василий Никитский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
город Москва и Московская область: город Волоколамск и Волоколамский район - села Покровское, Ильинское, Чисмена и Теряево, город Сергиев Посад, г. Павловский Посад, Можайский район - села Поречье и Борисово, Талдомский район
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Василий Никитский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
город Москва и Московская область: город Волоколамск и Волоколамский район - села Покровское, Ильинское, Чисмена и Теряево, город Сергиев Посад, г. Павловский Посад, Можайский район - села Поречье и Борисово, Талдомский район
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
Рождение и детство. Жизнь святого Василия показала, что только любовь проходит и побеждает любые трудности. Над любящим - покров Божий, самая надежная защита. В какое бы время он ни жил. Вот Василию суждено было родиться в многодетной семье псаломщика Петра и его жены Екатерины. Произошло это в 1889 году в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии. Жили бедно, но под небесным покровом. А бедность - она только на пользу душе, если только человек - угодник Божий. Так случилось, что в 16 лет Василий потерял отца: поехал он в Москву навестить брата и пропал без вести. Мать со старшим братом долго не смогли тянуть многих детей. Екатерина отдала их в приют и стала там работать кухаркой. Материально так выжили. А уж духовно с молитвой на устах и в душе - а мама была молитвенницей сильной - никто не пропадает. Вот и первое образование. Оно самое главное, глубокое, потому что впитывается измлада и навсегда.
Учеба. Потом уже пошла систематическая духовная учеба: местное Волоколамское духовное училище и Вифанская духовная семинария. 24 года было Василию, когда со многими знаниями и горячим сердцем покинул он город и обитель преподобного Сергия - в молодости жизнь обычно всегда представляется светлой. А потом - суровые жизненные экзамены.
Учеба. Потом уже пошла систематическая духовная учеба: местное Волоколамское духовное училище и Вифанская духовная семинария. 24 года было Василию, когда со многими знаниями и горячим сердцем покинул он город и обитель преподобного Сергия - в молодости жизнь обычно всегда представляется светлой. А потом - суровые жизненные экзамены.
Работа и создание семьи. Сначала Василий учительствовал в школе при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Пока работал, избрал себе человека для совместной семейной жизни - женился на дочери священника Екатерине, которая работала учительницей в этой же школе.
Священнослужение. А за семейными приятностями последовало самое возвышенное на земле, но и самое ответственное служение - священническое - в 1915 году Василий был рукоположен и стал служить священником в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.
Армейская служба. И новое испытание - в 1920 году власти призвали отца Василия в тыловое ополчение, где он пробыл полгода, а затем из-за болезни вернулся служить в храм.
Повседневная жизнь в селе. Пока в селе еще было уютно священнику, хотя и всегда духовно-напряженно. Как подобает пастырю. Его сельские любили, многие советовались по разным вопросам. Книжки из своей библиотеки он давал всем желающим. Помогал бедным. Когда в семье Капаевых умер отец и вдова осталась с пятью детьми - отец Василий с женой своей помогли им. Да и сам священник здесь после служб крестьянствовал на своем участке: косил, заготавливал сено для коровы, трудился в саду-огороде.
Постепенно внешняя тьма сгущалась. В 1929 году власти попытались закрыть храм, но отец Василий не дал. Его обвинили в возбуждении верующих против закрытия храма.
Арест. А вскоре арестовали. Посадили в Бутырскую тюрьму. На допросах он отверг обвинения в антисоветской агитации и побуждение прихожан к борьбе с закрытием храма, хотя лжесвидетели силились доказать обратное. Такова их работа - но неугодно Богу их "правда".
Священнослужение. А за семейными приятностями последовало самое возвышенное на земле, но и самое ответственное служение - священническое - в 1915 году Василий был рукоположен и стал служить священником в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.
Армейская служба. И новое испытание - в 1920 году власти призвали отца Василия в тыловое ополчение, где он пробыл полгода, а затем из-за болезни вернулся служить в храм.
Повседневная жизнь в селе. Пока в селе еще было уютно священнику, хотя и всегда духовно-напряженно. Как подобает пастырю. Его сельские любили, многие советовались по разным вопросам. Книжки из своей библиотеки он давал всем желающим. Помогал бедным. Когда в семье Капаевых умер отец и вдова осталась с пятью детьми - отец Василий с женой своей помогли им. Да и сам священник здесь после служб крестьянствовал на своем участке: косил, заготавливал сено для коровы, трудился в саду-огороде.
Постепенно внешняя тьма сгущалась. В 1929 году власти попытались закрыть храм, но отец Василий не дал. Его обвинили в возбуждении верующих против закрытия храма.
Арест. А вскоре арестовали. Посадили в Бутырскую тюрьму. На допросах он отверг обвинения в антисоветской агитации и побуждение прихожан к борьбе с закрытием храма, хотя лжесвидетели силились доказать обратное. Такова их работа - но неугодно Богу их "правда".
Ссылка. Но тогда была власть тьмы, которая и отправила священника в ссылку в леспромхоз на 3 года.
Остались в селе его жена с тремя детьми. Их и карточек на питание лишили: и ходила Екатерина по деревням - собирала подаяние, чтобы выжить.
Продолжение священнослужения. В 1932 году отец Василий вновь стал служить в Поречье. А затем в течение 6 лет его переводили из одного в храма в другой, но в пределах Московской области: он служил в храмt села Ильинское Волоколамского района, в одном из храмов Талдомского района, в селе Борисово Можайского района, поселке Чисмена и в селе Теряево Волоколамского района.
В начале 1938 года председатель сельсовета написал в НКВД, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак, что советской власти нечем торговать и ничего у нее не получается.
А один местный житель написал участковому, что священник ведет антисоветскую пропаганду в своих проповедях, призывает население приходить в церковь. Нашлось у священника много и других врагов-лжесвидетелей.
Новый арест и допросы. Власти арестовали священника, и заключили в Волоколамскую тюрьму. На допросе он сказал, что контрреволюционной и антисоветской деятельности не вел. Его не услышали, потому что безбожная тьма покрыла их сердце и совесть. Что ж - он может быть в душе своей и просил быстрей избавить его от этой несчастной страдальческой жизни в нашем земном изгнании. Ведь быть со Христом на Небе несравненно лучше.
Приговор. Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Зло на земле часто проявляет себя по полной, часто внешне выигрывает, добивается своего - утверждения себя во многих слабых людях. По сути же - никогда не может победить добро. Потому что не может победить Самого Бога, укрепляющего и прославляющего Своих добрых служителей.
Кончина. 14 марта 1938 года священник Василий Никитский был расстрелян. Он умер спокойно. Из земного предстоятеля стал небесным. Воссиял, как неугасимая лампада.
Остались в селе его жена с тремя детьми. Их и карточек на питание лишили: и ходила Екатерина по деревням - собирала подаяние, чтобы выжить.
Продолжение священнослужения. В 1932 году отец Василий вновь стал служить в Поречье. А затем в течение 6 лет его переводили из одного в храма в другой, но в пределах Московской области: он служил в храмt села Ильинское Волоколамского района, в одном из храмов Талдомского района, в селе Борисово Можайского района, поселке Чисмена и в селе Теряево Волоколамского района.
В начале 1938 года председатель сельсовета написал в НКВД, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак, что советской власти нечем торговать и ничего у нее не получается.
А один местный житель написал участковому, что священник ведет антисоветскую пропаганду в своих проповедях, призывает население приходить в церковь. Нашлось у священника много и других врагов-лжесвидетелей.
Новый арест и допросы. Власти арестовали священника, и заключили в Волоколамскую тюрьму. На допросе он сказал, что контрреволюционной и антисоветской деятельности не вел. Его не услышали, потому что безбожная тьма покрыла их сердце и совесть. Что ж - он может быть в душе своей и просил быстрей избавить его от этой несчастной страдальческой жизни в нашем земном изгнании. Ведь быть со Христом на Небе несравненно лучше.
Приговор. Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Зло на земле часто проявляет себя по полной, часто внешне выигрывает, добивается своего - утверждения себя во многих слабых людях. По сути же - никогда не может победить добро. Потому что не может победить Самого Бога, укрепляющего и прославляющего Своих добрых служителей.
Кончина. 14 марта 1938 года священник Василий Никитский был расстрелян. Он умер спокойно. Из земного предстоятеля стал небесным. Воссиял, как неугасимая лампада.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декaбря 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декaбря 2000 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Состояние на 01.01.2017
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Состояние на 01.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий