понедельник, 31 октября 2016 г.

Василий Никитский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Василий Никитский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

город Москва и Московская область: город Волоколамск и Волоколамский район - села Покровское, Ильинское, Чисмена и Теряево, город Сергиев Посад, г. Павловский Посад, Можайский район - села Поречье и Борисово, Талдомский район

ДНИ ПАМЯТИ

14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.

ЖИЗНЬ
Рождение и детство. Жизнь святого Василия показала, что только любовь проходит и побеждает любые трудности. Над любящим - покров Божий, самая надежная защита. В какое бы время он ни жил. Вот Василию суждено было родиться в многодетной семье псаломщика Петра и его жены Екатерины. Произошло это в 1889 году в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии. Жили бедно, но под небесным покровом. А бедность - она только на пользу душе, если только человек - угодник Божий. Так случилось, что в 16 лет Василий потерял отца: поехал он в Москву навестить брата и пропал без вести. Мать со старшим братом долго не смогли тянуть многих детей. Екатерина отдала их в приют и стала там работать кухаркой. Материально так выжили. А уж духовно с молитвой на устах и в душе - а мама была молитвенницей сильной - никто не пропадает. Вот и первое образование. Оно самое главное, глубокое, потому что впитывается измлада и навсегда.

Учеба. Потом уже пошла систематическая духовная учеба: местное Волоколамское духовное училище и Вифанская духовная семинария. 24 года было Василию, когда со многими знаниями и горячим сердцем покинул он город и обитель преподобного Сергия - в молодости жизнь обычно всегда представляется светлой. А потом - суровые жизненные экзамены.
Работа и создание семьи. Сначала Василий учительствовал в школе при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Пока работал, избрал себе человека для совместной семейной жизни - женился на дочери священника Екатерине, которая работала учительницей в этой же школе.

Священнослужение. А за семейными приятностями последовало самое возвышенное на земле, но и самое ответственное служение - священническое - в 1915 году Василий был рукоположен и стал служить священником в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.

Армейская служба. И новое испытание - в 1920 году власти призвали отца Василия в тыловое ополчение, где он пробыл полгода, а затем из-за болезни вернулся служить в храм.

Повседневная жизнь в селе. Пока в селе еще было уютно священнику, хотя и всегда духовно-напряженно. Как подобает пастырю. Его сельские любили, многие советовались по разным вопросам. Книжки из своей библиотеки он давал всем желающим. Помогал бедным. Когда в семье Капаевых умер отец и вдова осталась с пятью детьми - отец Василий с женой своей помогли им. Да и сам священник здесь после служб крестьянствовал на своем участке: косил, заготавливал сено для коровы, трудился в саду-огороде.

Постепенно внешняя тьма сгущалась. В 1929 году власти попытались закрыть храм, но отец Василий не дал. Его обвинили в возбуждении верующих против закрытия храма.

Арест. А вскоре арестовали. Посадили в Бутырскую тюрьму. На допросах он отверг обвинения в антисоветской агитации и побуждение прихожан к борьбе с закрытием храма, хотя лжесвидетели силились доказать обратное. Такова их работа - но неугодно Богу их "правда".
Ссылка. Но тогда была власть тьмы, которая и отправила священника в ссылку в леспромхоз на 3 года.

Остались в селе его жена с тремя детьми. Их и карточек на питание лишили: и ходила Екатерина по деревням - собирала подаяние, чтобы выжить.

Продолжение священнослужения. В 1932 году отец Василий вновь стал служить в Поречье. А затем в течение 6 лет его переводили из одного в храма в другой, но в пределах Московской области: он служил в храмt села Ильинское Волоколамского района, в одном из храмов Талдомского района, в селе Борисово Можайского района, поселке Чисмена и в селе Теряево Волоколамского района.

В начале 1938 года председатель сельсовета написал в НКВД, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак, что советской власти нечем торговать и ничего у нее не получается.

А один местный житель написал участковому, что священник ведет антисоветскую пропаганду в своих проповедях, призывает население приходить в церковь. Нашлось у священника много и других врагов-лжесвидетелей.

Новый арест и допросы. Власти арестовали священника, и заключили в Волоколамскую тюрьму. На допросе он сказал, что контрреволюционной и антисоветской деятельности не вел. Его не услышали, потому что безбожная тьма покрыла их сердце и совесть. Что ж - он может быть в душе своей и просил быстрей избавить его от этой несчастной страдальческой жизни в нашем земном изгнании. Ведь быть со Христом на Небе несравненно лучше.

Приговор. Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Зло на земле часто проявляет себя по полной, часто внешне выигрывает, добивается своего - утверждения себя во многих слабых людях. По сути же - никогда не может победить добро. Потому что не может победить Самого Бога, укрепляющего и прославляющего Своих добрых служителей.

Кончина. 14 марта 1938 года священник Василий Никитский был расстрелян. Он умер спокойно. Из земного предстоятеля стал небесным. Воссиял, как неугасимая лампада.
ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декaбря 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ


База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


Состояние на 01.01.2017

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий