ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Андроник Московский
Андроник Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Спасский
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; г. Ростов Великий
ДНИ ПАМЯТИ
26 июня (13 июня ст. ст.), 19 июля (6 июля ст. ст.) - в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых
ЖИЗНЬ
Андроник - основатель Андроникова московского монастыря.
Андроник родился в начале 14 века в Ростове.
Будучи юношей, он был облечен преподобным Сергием Радонежским в святой иноческий образ (после 1353 года). Так как Андроник любил безмолвие, то преподобный Сергий повелел ему жить одному в келье.
В 1361 году в 4 км от Кремля на реке Яузе святителем Алексием была воздвигнута обитель, настоятелем которой по благословению Сергия Радонежского стал преподобный Андроник Московский (при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 года, когда вел. князь скончался); таким образом, основание монастыря можно отнести ко времени 1357-1358 годов. В это время Андронику было не меньше 30 лет.
В Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав.
Через некоторое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель.
Андроник со смирением нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве. К нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни.
В Андрониковом монастыре со времени его основания был принят общежительный устав.
Через некоторое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель.
Андроник со смирением нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве. К нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни.
Прп. Сергий неоднократно посещал Спасскую обитель и беседовал с Андроником. В память последней беседы на месте прощания святых была поставлена часовня «Проща» (улица Сергия Радонежского). Колодец близ Андроникова монастыря предание связывало с именем Андроника.
Предузнав свое преставление к Богу, Андроник вручил паству своему ученику - прп. Савве.
13 июня 1373 (или 1374 или 1395) года преподобный Андроник Московский скончался.
МОЩИ
Мощи Андроника и прп. Саввы Московских были обретены (время неизвестно), но оставлены под спудом, однако не под землей, а в Спасском соборе Андроникова монастыря, в запечатанной гробнице, над которой был устроен балдахин.
В 1812 году французы разграбили собор, и, хотя мощи остались целы, глава прп. Саввы исчезла.
Судьба мощей после 1917 года неизвестна.
Возможно, что они почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Время местной канонизации Андроника относится, вероятно, к концу 15 в. В Минее общей 15 - начала 16 века, принадлежавшей Новгородскому свт. Серапиону Курцову, некоторое время находившемуся в ссылке в Андрониковом монастыре, в каноне Всем святым упоминается Андроник. Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцех, бывших в монастырех Рустей земли» (1507) называет Андроника в числе наиболее чтимых русских святых.
Но общецерковной канонизации Андроника не было.
В 1981 году имя Андроника было включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
На ранних иконах и миниатюрах Андроник изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в 18-20 вв. широкое распространение получили изображения Андроника как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский»; в Большаковском подлиннике 18 века: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия»; в подлиннике 1840-х годов: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире».
Наиболее раннее изображение Андроника сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, конца 15 века, в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника на игуменство в Спасский монастырь, свт. Алексий благословляет его на игуменство. Андроник представлен в монашеском одеянии, средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия. Миниатюры с изображением Андроника имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (16-17 века), в лицевом житии свт. Алексия (начало 17 века).
Среди Московских святых Андроник изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова (1668, из церкви Троицы в Никитниках в Москве - с развернутым свитком в руках); на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского (18 век); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й половины 18 века из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й половины 19 века на столпе Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые перед Владимирской иконой Божией Матери» (начало 20 века) и иконе начала 20 века из собора Покрова на Рву.
В числе учеников прп. Сергия Андроник представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св. Троице» (конец 17 века, из Троице-Сергиева монастыря). Образ Андроника помещен на иконе «Собор Радонежских святых» на столпе Успенского собора (19 век, ТСЛ). На прориси с иконы 1814 года Андроник изображен в Соборе русских святых.
Сохранилась икона преподобных Андроника и Саввы Московского 19 века, происходящая из Андроникова монастыря. Основатель обители представлен старцем с длинной бородой, в рост, в мантии и схимническом аналаве, левая рука с четками прижата к груди. После закрытия монастыря в 1918 года икона оказалась в ризнице церкви Воскресения Словущего (ап. Филиппа) в Филипповском переулке в Москве; в 1996 году возвращена в Спасский собор и помещена в местном ряду иконостаса.
Изображения Андроника и Саввы присутствуют в росписи стены церкви свт. Николая в Толмачах в Москве 19 века; в оконном проеме Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры, (1950-е годы).
В 1980-1990-х появилось несколько икон Андроника, созданных московскими иконописцами. В 1995 году для Спасского собора Андроникова монастыря настоятелем прот. Вячеславом Савиных была написана храмовая икона преподобных Андроника и Саввы Московских, предстоящих в молении Нерукотворному Образу Спасителя.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХРАМЫ
Не посвящено.
МОНАСТЫРИ
Бывший Спасо-Андроников монастырь в Москве.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Совместные тропарь и кондак преподобных Андронику и Савве составлены, вероятно, в конце 19 века.
Служба, помещенная в современной Минее РПЦ, составлена монахом Андроником Трубачевым в 1982/83 годах.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написано.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
Память прп. Андроника 13 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой Лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве.
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Игум. Андроник (Трубачев), В. Кучкин, Я. Зеленина. Православная энциклопедия, т. 2
Тихонравов Н. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1
Кучкин В. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967
ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13
Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1
Клосс Б. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского
Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865
Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь
Леонид Кавелин. Славянские рукописи в МДА. Вып. 2
Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891
Троицкий Патерик, 1896, 1992
Дмитрий Самбикин. Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь
Брюсова В. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева // ВИ. 1969. № 1 и № 12
Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972
Ровинский. Народные картинки. Т. 3
Богоматерь Владимирская: Сборник материалов
Каталог выставки / ГТГ, ГММК. М., 1995, Кат. 26
Большаков. Подлинник иконописный
Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1 и Т. 2. С. 51; Хоругвь: Сб. статей. М., 1998
Описание о российских святых
РГБ. МДА. № 77
ИРЛИ. ОП. Оп. 23. № 294
РГБ. Ф. 304/III. № 21
БАН. 34.3.4
РНБ. ОЛДП. F 137
БАН. СВ. № 751
ГИМ
ЦМиАР
РНБ
СПГИАХМЗ
ГТГ
Состояние на 11.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий