понедельник, 31 октября 2016 г.

Мина Шелаев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Мина Шелаев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ


ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский) 

ВРЕМЯ

19-20 века 

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: Дмитровский район - село Пересветово, г. Егорьевск и Егорьевский район - село Знаменское; г. Рязань и Рязанская область; Кемеровская область

ДНИ ПАМЯТИ

 4 ноября (22 октября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Кемеровских и Рязанских святых

ЖИЗНЬ

Шелаев Иван родился 15 сентября 1882 года в селе Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его был выходцем из крестьянской семьи, со временем он перебрался в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. У Ивана была старшая сестра. В 1885 году отец и мать разошлись. Детей воспитывала мать, которая привила детям истинную любовь к Богу и Церкви.

В 1896 году Иван окончил Московское городское Петровско-Пятницкое училище. Работал в разных местах и должностях. Занимался самообразованием: самостоятельно изучал Священное Писание, святоотеческое наследие, православное догматическое богословие, труды по истории Церкви.

В 1906 году экстерном успешно выдержал экзамены в духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре и 11 ноября получил свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

С 1906 по 1910 служил учителем церковно-приходской школы Заиконоспасского монастыря.

Был сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Православной Церкви через единоверие. С 23 августа 1910 по 1913 год служил учителем церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре, где проявились его незаурядные миссионерские способности. В течение этих лет он не только учительствовал, но в каникулярное время проводил публичные беседы со старообрядцами. На становление его как православного миссионера оказал сильное влияние настоятель Никольского единоверческого монастыря Мина (Шустов).

19 августа 1914 года епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии Амвросием (Смирновым) был назначен исправляющим должность псаломщика в Знаменский храм села Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии.

С сентября-ноября того же года - миссионер по 1-му, а затем по 2-му Егорьевскому благочиническим округам. С того же времени стал активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя св. Георгия Победоносца.

7 марта 1915 года был перемещен на должность миссионера по городу Егорьевску. 15 марта был назначен на штатную псаломщическую должность к Егорьевскому Успенскому собору с посвящением в стихарь.

Согласно поданному прошению, указом Рязанского Преосвященного от 5 апреля 1915 года был определен в число послушников Рязанского Спасского монастыря с увольнением от должности псаломщика и облечением в рясофор. 12 апреля, в день памяти прмч. Мины Палестинского, убиенного стрелами от сарацин в VII веке, был пострижен в монашество с именем Мина. 15 апреля был рукоположен во иеродиакона.

26 апреля 1915 года был назначен Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее ему определенных миссионерских должностей. 20 сентября того же года в Рязанском Спасском монастыре был рукоположен во иеромонаха.

1 января 1917 года был назначен Рязанским епархиальным миссионером. Главной целью своей миссии он видел в примирении старообрядцев с официальной Православной Церковью. Его труды были высоко оценены Рязанскими архипастырями, а также многими знавшими его церковными служителями и простыми верующими людьми. 23 марта 1917 года ему была выражена благодарность егорьевских граждан.

8 октября 1919 года был назначен вторым священником в Александро-Мариинском монастыре, продолжал миссионерскую деятельность.

Служил в монастыре до его закрытия в 1921 году, потом переселился в Рязань, жил в сторожке Николо-Ямской церкви.

В 1921 году должность епархиального миссионера была сокращена, и, уже в сане игумена, а затем и архимандрита, время от времени служил как священник на приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи. Последним местом приходского служения архимандрита Мины была Тихвинская церковь села Никуличи, закрытая в 1935 году.

Лишившись возможности приходского служения, продолжал проповедническо-миссионерскую деятельность под видом нищенства, но уже не только среди старообрядцев, но и среди крестьян и колхозников сел Дягилево, Никуличи, Хамбушево и Голенчино. В своих проповедях он призывал православный народ не забывать Бога и Церковь, несмотря на гонения почитать церковные праздники. По благославению сщмч. Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого, хождение по селам, как правило, сопровождалось совершением церковных треб в домах верующих. Архимандрит Мина имел благодать исцелять болящих, к нему обращались страждущие.

5 января 1936 года, в числе 27 священно-служителей, был арестован по делу "о контрреволюционной деятельности Управляющего Рязанской епархией Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого". Содержался в тюрьме города Рязани.

Из обвинений, предъявленных о. Мине: "Систематически посещал Масловского", "среди населения вел антисоветскую агитацию о гонении на Церковь", "имея большую библиотеку религиозного характера, различным верующим давал для прочтения книги", "занимался исцелением от различных болезней".

На допросах архимандрит Мина вел себя твердо и уверенно, никого не оговаривая. Свою же точку зрения излагал без лукавства и двоедушия. Из протоколов допроса от 9 и 13 января 1936 года (показания о.Мины):

"Не отрицаю того, что я был недоволен начавшимся в Рязани закрытием церквей и передачи части их обновленцам. Были случаи, что в беседах со знакомыми неоднократно выражал им свое недовольство этими действиями Советской власти..."

"Советскую власть я признаю, но как верующий, отрицательно отношусь к мероприятиям Советской власти о закрытии церквей, которые закрываются насильственным образом против желания верующих...".

Постановлением Особого Совещания при Народном Комиссаре Внутренних дел СССР от 4 апреля 1936 года был приговорен к 5 годам ИТЛ. 6 апреля в группе осужденных по делу был отправлен в город Мариинск в распоряжение начальника Сиблага НКВД. Вместе с протоиереем сщмч. Александром Андреевым, был определен для отбывания срока наказания в Сусловское отделение Сиблага.

В сентябре 1937 года, было возбуждено следственное дело о существовании в лагере контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Серафима (Самойловича). В вину этой группе вменялось саботирование работ, контрреволюционная деятельность и религиозная пропаганда. По данному делу были привлечены к ответственности 15 человек, среди них - архимандрит Мина. 28 октября тройкой при УНКВД по Новосибирской области был приговрен к расстрелу.

4 ноября 1937 года был расстрелян в Сусловском лагерном пункте Сиблага.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

 Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Не оставил.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ 
СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

 Тропарь 

Божественным духом просвещен, усердно послужил еси Богови постом и молитвою, терпением в годину гонений и смирением. Подражая любимому своему архипастырю священномученику Иувеналию, душу свою уготовал еси в жертву Богу чистую. Молися, преподобномучениче Мино, за паству рязанскую, за веру Православную, за Русь Святую, да сохранит Отечество наше в мире и благочестии и спасет души наша.

ХРАМЫ

Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Морозова М. Рязанский епархиальный миссионер - преподобномученик Мина // Материалы XVI ежегодной богословской конференции 2006 года
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".

Состояние на 20.03.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий