понедельник, 31 октября 2016 г.

Владимир Амбарцумов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Владимир Амбарцумов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Саратов; г. Москва; г. Самара; Германия

ДНИ ПАМЯТИ

18 ноября (5 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ
Рождение: Родился в 1892 году в Саратове у директора школы для глухонемых детей Амбарцума. Ов­до­вев, с тре­мя ма­лень­ки­ми детьми он при­е­хал в немец­кую ко­ло­нию Са­реп­ту под Ца­ри­цы­ном в по­ис­ках вос­пи­та­тель­ни­цы для своих детей. В мест­ной кир­хе ему по­ре­ко­мен­до­ва­ли лютеранку Ка­ро­ли­ну Кноблох. Они поженились. Во вто­ром бра­ке у Ам­бар­цу­ма ро­ди­лось еще трое де­тей, млад­шим из ко­то­рых был Вла­ди­мир. Де­тей вос­пи­ты­ва­ли в лю­те­ран­ской ве­ре.

Переезд в Москву. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву, на Ша­бо­лов­ку, потому что Амбарцум разорился. 

Учеба. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви. После окончания училища в 1911 году поступил в Московский Императорский университет, где проучился 1, 5 года. В 1913 году переехал в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Незадолго до начала первой мировой войны Владимир вернулся в Москву и продолжил обучение на физико-математическом  факультете Московского университета. В го­ды обу­че­ния он стал чле­ном Хри­сти­ан­ско­го сту­ден­ческо­го круж­ка и пе­ре­шел в бап­тизм. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с Ва­лен­ти­ной, и в 1916 го­ду же­нил­ся на ней.

Учительство. По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та Вла­ди­мир оста­вил на­уч­ную де­я­тель­ность (был физиком) и устро­ил­ся пре­по­да­ва­те­лем, ре­шив пол­но­стью по­свя­тить свою жизнь про­по­ве­ди Еванге­лия.

Переезд в Самару. В конце 1919 года из-за голода в Москве Владимир с женой и детьми переехал в Самару, где он организовал около десяти христианских кружков, а работал в музее.

Снова в Москве. Первый арест. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в Москву. Через 5 недель Владимира освободили из заключения с подпиской о невыезде из столицы. В Москве он создал христианский кружок по изучению молодёжью Евангелие. В Кре­чет­ни­ков­ском пе­ре­ул­ке был най­ден бро­шен­ный дом и си­ла­ми сту­ден­тов при­ве­ден в по­ря­док. В этом до­ме по­се­ли­лась семья Вла­ди­ми­ра и ак­тив­ные чле­ны круж­ка, здесь про­во­ди­лись за­ня­тия с мо­ло­де­жью по изу­чению Еван­ге­лия. В 1920-х го­дах хри­сти­ан­ское сту­ден­че­ское дви­же­ние по­лу­чи­ло раз­ви­тие во мно­гих го­ро­дах Рос­сии, а его цен­тром стал Цен­траль­ный ко­ми­тет Хри­сти­ан­ских сту­ден­че­ских круж­ков, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го был из­бран Вла­ди­мир Ам­бар­цу­мов.

Смерть жены. В 1923 го­ду у Вла­ди­ми­ра Ам­бар­цу­мо­ва умер­ла от пи­ще­во­го отрав­ле­ния же­на. Забо­ту о де­тях взя­ла на се­бя Ма­рия Жуч­ко­ва (бу­дучи пра­во­слав­ной, она при кре­ще­нии Ев­ге­ния и Ли­дии в 1925 го­ду ста­ла их крест­ной ма­те­рью).

Переход в Православие. В се­ре­дине 1920-х го­дов среди знакомых Владимира по­яви­лось мно­го пра­во­слав­ных лю­дей; то­гда же он по­зна­ко­мил­ся с про­то­и­е­ре­ем Ва­лен­ти­ном Свен­циц­ким, ока­завшим боль­шое вли­я­ние на его ду­хов­ную жизнь. 5 де­каб­ря 1925 го­да в Ни­коль­ской церк­ви на Ильин­ке отец Ва­лен­тин кре­стил де­тей Вла­ди­ми­ра  – Ев­ге­ния и Ли­дию. Глу­бо­кая внут­рен­няя со сре­до­то­чен­ность на пред­ме­тах ве­ры, ис­ка­ние прав­ды Бо­жи­ей и ис­тин­но­го ее ис­по­ве­да­ния при­вели Вла­ди­ми­ра в 1926 го­ду, в воз­расте 33-х лет, к пе­ре­хо­ду в Пра­во­сла­вие. Став при­хо­жа­ни­ном Ни­коль­ско­го хра­ма на Ильин­ке, он на­чал при­слу­жи­вать и чи­тать в церк­ви, при­нял уча­стие в ор­гани­за­ции и осу­ществ­ле­нии па­лом­ни­че­ства местной общины в Ди­ве­е­во и Са­ров.

Принятие священного сана. В 1927 года в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Глазова, куда он был послан о. Валентином Свенцицким, Владимир был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Вик­то­ром во диа­ко­на, а вскоре – в священника и опре­де­лен на слу­же­ние к Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви Гла­зо­ва.

Священнослужение в Москве. Но в этом же году (1927) отец Вла­ди­мир был на­зна­чен на­сто­я­телем мос­ков­ско­го Кня­зе-Вла­ди­мир­ско­го хра­ма в Ста­ро­сад­ском пе­ре­ул­ке. В 1928 го­ду отец Вла­димир вре­мен­но слу­жил в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая у Со­ло­мен­ной Сто­рож­ки. В 1929 го­ду Кня­зе-Вла­ди­мир­ский храм был за­крыт и отец Владимир снова стал служить в Никольском храме. В храм хо­ди­ло мно­го мо­ло­де­жи, но пре­иму­ще­ствен­но при­хо­жа­на­ми его яв­ля­лись жи­те­ли по­сел­ка при Пет­ров­ско-Ра­з­умов­ской сельскохозяйственной ака­де­мии. В 1931 году пректил служить в Церкви и стал работать в Ин­сти­туте пти­це­вод­ства (для прикрытия), где изоб­ре­л при­бо­ры по пти­це­вод­ству. Также работал в Академии Наук СССР.

Второй арест. В 1932 году Владимира арестовали по обвинению в участии в контрреволюционно монархической организации «Истинно-православная Церковь»» и приговорили к 3 годам ссылки в Северный край, но по ходатайству Академии Наук вскоре освободили.

Жизнь и работа в Подмосковье. В 1934 го­ду отец Владимир устро­ил­ся на ра­бо­ту в Ин­сти­тут кли­ма­то­ло­гии в по­сел­ке Ку­чи­но, где снял 2 ком­на­ты и пе­ре­ехал ту­да вме­сте с детьми и Ма­ри­ей; в 1935 го­ду пред­ста­ви­лась воз­мож­ность пе­ре­ехать в Ни­коль­ское – бли­же к Москве. Жи­вя в Никольском, се­мья от­ца Вла­ди­ми­ра по­се­ща­ла храм в честь По­ча­ев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри у станции Сал­ты­ков­ка; в этом хра­ме отец Вла­ди­мир обыч­но мо­лил­ся в ал­та­ре. В 1930-е го­ды он про­дол­жал ру­ко­во­дить сво­и­ми ду­хов­ны­ми детьми, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния в до­мах наи­бо­лее близ­ких из них. По­сле пе­ре­хо­да на граж­дан­скую служ­бу отец Вла­ди­мир вы­пол­нял мно­го договорных ра­бот, ко­то­рые вы­со­ко опла­чи­ва­лись. Зна­чи­тель­ную часть за­ра­бо­тан­ных средств он от­давал се­мьям со­слан­ных или умер­ших в за­клю­че­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Се­мья же са­мо­го отца Вла­ди­ми­ра име­ла толь­ко необ­хо­ди­мое.

Последний арест и приговор. В 1937 году Владимира снова арестовали и вскоре за контрреволюционную деятельность приговорили к расстрелу.

Кончина. 5 ноября 1937 года отца Владимира Амбарцумова расстреляли в Бутово. 
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в общей могиле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 3 

Христовою верою из детска утвержденный и живот свой проповедованию Слова Божия посвятивый, истину в Церкви Православной обретший и к пастырскому служению Божиим смотрением призванный, в дни гонений семьи верных окормлял еси, прещений от безбожных не убоявся. Тем же и пострадал еси даже до крове, отче священномучениче Владимире, моли милостиваго Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 7 

Оружием веры огражденный, яко истинный воин Христов мучителем противустал еси: привременно есть господство ваше, свидетельствуя, и страдания за Христа приял еси мужески, тем же вопием ти: радуйся, священномучениче Владимире, во Царствии Небесном венцем нетленным увенчанный.

ХРАМЫ
В 2002 году в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре (г. Москва) был устроен придел во имя сщмч. Владимира. 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Священномученику Владимиру написана служба (Владимиру Московскому), но только она практически нигде не служится, потому что в этот день во всех храмах совершается празднование апостолу Иакову, брату Господню, а оно не предполагает соединения ни с какой другой памятью. Но можно канон священномученику прочитать на повечерии.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 7
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"

Состояние на 17.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий