ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Владимир Амбарцумов
Владимир Амбарцумов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Саратов; г. Москва; г. Самара; Германия
ДНИ ПАМЯТИ
18 ноября (5 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
ГЕОГРАФИЯ
г. Саратов; г. Москва; г. Самара; Германия
ДНИ ПАМЯТИ
18 ноября (5 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Рождение: Родился в 1892 году в Саратове у директора школы для глухонемых детей Амбарцума. Овдовев, с тремя маленькими детьми он приехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для своих детей. В местной кирхе ему порекомендовали лютеранку Каролину Кноблох. Они поженились. Во втором браке у Амбарцума родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере.
Переезд в Москву. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву, на Шаболовку, потому что Амбарцум разорился.
Учеба. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви. После окончания училища в 1911 году поступил в Московский Императорский университет, где проучился 1, 5 года. В 1913 году переехал в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Незадолго до начала первой мировой войны Владимир вернулся в Москву и продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета. В годы обучения он стал членом Христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Здесь он познакомился с Валентиной, и в 1916 году женился на ней.
Учительство. После окончания университета Владимир оставил научную деятельность (был физиком) и устроился преподавателем, решив полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия.
Переезд в Самару. В конце 1919 года из-за голода в Москве Владимир с женой и детьми переехал в Самару, где он организовал около десяти христианских кружков, а работал в музее.
Снова в Москве. Первый арест. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в Москву. Через 5 недель Владимира освободили из заключения с подпиской о невыезде из столицы. В Москве он создал христианский кружок по изучению молодёжью Евангелие. В Кречетниковском переулке был найден брошенный дом и силами студентов приведен в порядок. В этом доме поселилась семья Владимира и активные члены кружка, здесь проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В 1920-х годах христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России, а его центром стал Центральный комитет Христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумов.
Смерть жены. В 1923 году у Владимира Амбарцумова умерла от пищевого отравления жена. Заботу о детях взяла на себя Мария Жучкова (будучи православной, она при крещении Евгения и Лидии в 1925 году стала их крестной матерью).
Переход в Православие. В середине 1920-х годов среди знакомых Владимира появилось много православных людей; тогда же он познакомился с протоиереем Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. 5 декабря 1925 года в Никольской церкви на Ильинке отец Валентин крестил детей Владимира – Евгения и Лидию. Глубокая внутренняя со средоточенность на предметах веры, искание правды Божией и истинного ее исповедания привели Владимира в 1926 году, в возрасте 33-х лет, к переходу в Православие. Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, он начал прислуживать и читать в церкви, принял участие в организации и осуществлении паломничества местной общины в Дивеево и Саров.
Принятие священного сана. В 1927 года в Преображенском соборе Глазова, куда он был послан о. Валентином Свенцицким, Владимир был рукоположен епископом Виктором во диакона, а вскоре – в священника и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова.
Священнослужение в Москве. Но в этом же году (1927) отец Владимир был назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. В 1928 году отец Владимир временно служил в храме святителя Николая у Соломенной Сторожки. В 1929 году Князе-Владимирский храм был закрыт и отец Владимир снова стал служить в Никольском храме. В храм ходило много молодежи, но преимущественно прихожанами его являлись жители поселка при Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. В 1931 году пректил служить в Церкви и стал работать в Институте птицеводства (для прикрытия), где изобрел приборы по птицеводству. Также работал в Академии Наук СССР.
Второй арест. В 1932 году Владимира арестовали по обвинению в участии в контрреволюционно монархической организации «Истинно-православная Церковь»» и приговорили к 3 годам ссылки в Северный край, но по ходатайству Академии Наук вскоре освободили.
Жизнь и работа в Подмосковье. В 1934 году отец Владимир устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино, где снял 2 комнаты и переехал туда вместе с детьми и Марией; в 1935 году представилась возможность переехать в Никольское – ближе к Москве. Живя в Никольском, семья отца Владимира посещала храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка; в этом храме отец Владимир обычно молился в алтаре. В 1930-е годы он продолжал руководить своими духовными детьми, совершая богослужения в домах наиболее близких из них. После перехода на гражданскую службу отец Владимир выполнял много договорных работ, которые высоко оплачивались. Значительную часть заработанных средств он отдавал семьям сосланных или умерших в заключении священнослужителей. Семья же самого отца Владимира имела только необходимое.
Последний арест и приговор. В 1937 году Владимира снова арестовали и вскоре за контрреволюционную деятельность приговорили к расстрелу.
Кончина. 5 ноября 1937 года отца Владимира Амбарцумова расстреляли в Бутово.
Переезд в Москву. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву, на Шаболовку, потому что Амбарцум разорился.
Учеба. Владимир поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви. После окончания училища в 1911 году поступил в Московский Императорский университет, где проучился 1, 5 года. В 1913 году переехал в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Незадолго до начала первой мировой войны Владимир вернулся в Москву и продолжил обучение на физико-математическом факультете Московского университета. В годы обучения он стал членом Христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Здесь он познакомился с Валентиной, и в 1916 году женился на ней.
Учительство. После окончания университета Владимир оставил научную деятельность (был физиком) и устроился преподавателем, решив полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия.
Переезд в Самару. В конце 1919 года из-за голода в Москве Владимир с женой и детьми переехал в Самару, где он организовал около десяти христианских кружков, а работал в музее.
Снова в Москве. Первый арест. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в Москву. Через 5 недель Владимира освободили из заключения с подпиской о невыезде из столицы. В Москве он создал христианский кружок по изучению молодёжью Евангелие. В Кречетниковском переулке был найден брошенный дом и силами студентов приведен в порядок. В этом доме поселилась семья Владимира и активные члены кружка, здесь проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В 1920-х годах христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России, а его центром стал Центральный комитет Христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумов.
Смерть жены. В 1923 году у Владимира Амбарцумова умерла от пищевого отравления жена. Заботу о детях взяла на себя Мария Жучкова (будучи православной, она при крещении Евгения и Лидии в 1925 году стала их крестной матерью).
Переход в Православие. В середине 1920-х годов среди знакомых Владимира появилось много православных людей; тогда же он познакомился с протоиереем Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. 5 декабря 1925 года в Никольской церкви на Ильинке отец Валентин крестил детей Владимира – Евгения и Лидию. Глубокая внутренняя со средоточенность на предметах веры, искание правды Божией и истинного ее исповедания привели Владимира в 1926 году, в возрасте 33-х лет, к переходу в Православие. Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, он начал прислуживать и читать в церкви, принял участие в организации и осуществлении паломничества местной общины в Дивеево и Саров.
Принятие священного сана. В 1927 года в Преображенском соборе Глазова, куда он был послан о. Валентином Свенцицким, Владимир был рукоположен епископом Виктором во диакона, а вскоре – в священника и определен на служение к Георгиевской церкви Глазова.
Священнослужение в Москве. Но в этом же году (1927) отец Владимир был назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. В 1928 году отец Владимир временно служил в храме святителя Николая у Соломенной Сторожки. В 1929 году Князе-Владимирский храм был закрыт и отец Владимир снова стал служить в Никольском храме. В храм ходило много молодежи, но преимущественно прихожанами его являлись жители поселка при Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. В 1931 году пректил служить в Церкви и стал работать в Институте птицеводства (для прикрытия), где изобрел приборы по птицеводству. Также работал в Академии Наук СССР.
Второй арест. В 1932 году Владимира арестовали по обвинению в участии в контрреволюционно монархической организации «Истинно-православная Церковь»» и приговорили к 3 годам ссылки в Северный край, но по ходатайству Академии Наук вскоре освободили.
Жизнь и работа в Подмосковье. В 1934 году отец Владимир устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино, где снял 2 комнаты и переехал туда вместе с детьми и Марией; в 1935 году представилась возможность переехать в Никольское – ближе к Москве. Живя в Никольском, семья отца Владимира посещала храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка; в этом храме отец Владимир обычно молился в алтаре. В 1930-е годы он продолжал руководить своими духовными детьми, совершая богослужения в домах наиболее близких из них. После перехода на гражданскую службу отец Владимир выполнял много договорных работ, которые высоко оплачивались. Значительную часть заработанных средств он отдавал семьям сосланных или умерших в заключении священнослужителей. Семья же самого отца Владимира имела только необходимое.
Последний арест и приговор. В 1937 году Владимира снова арестовали и вскоре за контрреволюционную деятельность приговорили к расстрелу.
Кончина. 5 ноября 1937 года отца Владимира Амбарцумова расстреляли в Бутово.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 3
Христовою верою из детска утвержденный и живот свой проповедованию Слова Божия посвятивый, истину в Церкви Православной обретший и к пастырскому служению Божиим смотрением призванный, в дни гонений семьи верных окормлял еси, прещений от безбожных не убоявся. Тем же и пострадал еси даже до крове, отче священномучениче Владимире, моли милостиваго Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 7
Оружием веры огражденный, яко истинный воин Христов мучителем противустал еси: привременно есть господство ваше, свидетельствуя, и страдания за Христа приял еси мужески, тем же вопием ти: радуйся, священномучениче Владимире, во Царствии Небесном венцем нетленным увенчанный.
Христовою верою из детска утвержденный и живот свой проповедованию Слова Божия посвятивый, истину в Церкви Православной обретший и к пастырскому служению Божиим смотрением призванный, в дни гонений семьи верных окормлял еси, прещений от безбожных не убоявся. Тем же и пострадал еси даже до крове, отче священномучениче Владимире, моли милостиваго Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 7
Оружием веры огражденный, яко истинный воин Христов мучителем противустал еси: привременно есть господство ваше, свидетельствуя, и страдания за Христа приял еси мужески, тем же вопием ти: радуйся, священномучениче Владимире, во Царствии Небесном венцем нетленным увенчанный.
ХРАМЫ
В 2002 году в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре (г. Москва) был устроен придел во имя сщмч. Владимира.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Священномученику Владимиру написана служба (Владимиру Московскому), но только она практически нигде не служится, потому что в этот день во всех храмах совершается празднование апостолу Иакову, брату Господню, а оно не предполагает соединения ни с какой другой памятью. Но можно канон священномученику прочитать на повечерии.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 7
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Состояние на 17.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий