понедельник, 31 октября 2016 г.

Алексий Никольский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Алексий Никольский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

город Москва и Московская область: Серпухоский район - село Генино; Солнечногорский район - село Льялово, город Сергиев Посад; Балашихинский район - село Фенино (Троицкое-Кайнарджи); город Тверь и Тверская область; Архангельская область

ДНИ ПАМЯТИ

8 марта (23 февраля ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ
Рождение. Окрестности Серпухова, около 100 километров от Москвы - раньше уезд, ныне - район. Сегодня храм в Енине снова красив. Отстроен, величав. Люди наши возвратились к Богу. Больше внешне пока - в храмовых стенах и благолепии. Но не всё сразу - еще недавно место Божие лежало в руинах. Люди ушли от Бога - а обращаться к Нему вновь приходится через накопленные пласты греховности, через десятилетия отчуждения и духовного мрака. Надо терпеть и работать - над собой. Вот в этом храме святых благоверных князей Бориса и Глеба, в этом месте звучал более века назад голос пастыря Иоанна, у которого родился сын Алексей - в 1877 году. Потом отца Иоанна направили в храм Рождества Богородицы в селе Льялово - уже недалеко от столицы. Московский уезд тогда это был. Теперь - Солнечногорский район. С отцом ездил, конечно же, и сын. Проникался духовностью.

Учеба. В 15 лет Алексей окончил Заиконоспасское духовное училище, через 6 лет – Вифанскую духовную семинарию, а в 1902 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Работа. C 1902 года он начал работать помощником ректора Тверской духовной семинарии: следил за подбором, ассортиментом, учетом литературы. Хорошо знал историю, был интересным собеседником. Был остроумен, весел, любил танцевать. Мог приехать из Твери на бал в Благородном собрании в Москве и ночью выехать в Тверь, чтобы к утру быть на работе. На этих балах он любил бывать с красиво одетой двоюродной сестрой. Через это тоже требуется пройти. Легко осудить - но не все могут быть преподобными Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Большинству же нужно пережить юношеские искания, пройти сквозь сумрак развлечений - на пути к Богу. Часто бывает, что человек в юности пытается взять высокую духовную планку, но он не готов еще к этому. И следует падение. Иногда очень болезненное. А потом годы уходят на восстановление, а иногда и совсем погибает человек. Это - ревность не по разуму. Всему же - свое время, и постепенность в восхождении духовном важна.

Из Твери Алексей приехал в Смоленскую область - в город Рославль, где работал учителем в духовном училище. А еще был помощником секретаря этого же училища и членом правления "Общества во имя святителя Тихона для вспомоществования бедным".

Семья. В 1904 году Алексей женился на Анне Копьевой, дочери настоятеля московской церкви Спаса Преображения в Наливках (она находилась около современного метро "Октябрьская"). После революции 1917 года семья Алексея Никольского бедствовала. Но помогали ему боголюбцы: подарили корову, выделили часть поля под покос и посадки картофеля, землю для огорода. По хозяйству помогали его сын и две дочери. Семейным он запомнился спокойным и мягким, но и уверенный главой и наставником.
Священнослужение. За прошедшие годы Алексей и физически, и духовно возмужал. Созрел и для создания семьи. Настало время и для сугубого служения его Церкви Христовой. В 27 лет он решил принять священнический сан и просил направить его на служение в село Троицкое-Кайнарджи, где он и стал настоятелем Троицкого храма. До этого он объездил много подмосковных сел с храмами. Полюбилось ему это старинное село графа Румянцева-Задунайского, на речке Пехорке, где Екатерина Вторая праздновала победу над турками в 1774 году.

Отец Алексий сплачивал прихожан. Здесь отца Алексия любили. Он устраивал службы по образцу древних, например, проводил длинную всенощную службу-бдение с перерывами для отдыха и раздачей хлеба для подкрепления сил. Переписывался и беседовал с профессорами Ушаковым, Некрасовым, Строгановым. Был хорошим проповедником, знакомил прихожан с историей Церкви, объяснял смысл богослужения. Преподавал Закон Божий в Кожуховском земском училище.

В 1921 году приехали сюда церковные ценности для государства забирать. Отец Алексий сделал так: уговорил комиссию взять церковное серебро на вес, и пока приезжие пили чай и играли в футбол, посланные батюшкой люди обошли знакомых. Было собрано необходимое количество серебряных ложек, вилок и прочего - церковная утварь была спасена.

Популярность отца Алексия возрастала. Это раздражало власти. Они отняли у священника картофельное поле, лишили доли в деревенском покосе... Но так нельзя сломить веру христианина и ослабить любовь к нему. Он не унывает. Вот водрузил колокол на храм из закрытого соседнего храма. Чтобы благовестить о Боге, Которому совершается служба в храме.

В конце 1920-х годов в соседней деревне Фенино открыли избу-читальню. Как-то раз, когда отец Алексий ночью один проходил по деревне. В кустах кто-то выстрелил. Батюшку обвинили в подстрекательстве на убийство заведующего избой-читальней. Глупость, конечно. Это всё по зависти врагов Христовых. И троицкий пастырь остался спокойным и благодарным Богу - и за это тоже.

Арест и ссылка. Потом пошли уже настоящие мытарства. В 1930 году отца Алексия арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорили к 3 годам ссылки - выслали на лесоповал под Архангельском. В 1932 году перевели в деревню Ваймуша - на Обозерский лесопункт, где собрали высланное духовенство. Отец Алексий и здесь не унывал - подружился со священником из Весьегонска. Их поселили в комнатке при доме, отведенном ссыльным монахиням. Закрыв окна и двери, они вместе совершали службы Богу. Как в древности: первые христиане прятались от иудеев и язычников, жившие при советской власти - от большевиков-атеистов. Их ненавидели - они побеждали ненависть любовью. Были верны Богу всегда и везде. Это делало и ближних человечнее - они смягчались! Всякое зло можно победить лишь любовью!

Жизнь после ссылки. В 1933 году Алексия Никольского освобождили. В свой родной край - Московскую область - вернуться не дали. Отправили под Весьегонск Тверской области в село Малое Фоминское. Он ремонтировал местную церковь, закрытую из-за ареста священника. Жену с детьми отца Алеския выселили из дома, отобрали все имущество. Они приютилась у знакомых. Теперь же Анне помогли купить домик в Малом Фоминском. Страдает глава - страдают и все члены. И не ищут легкого пути. Несут крест терпеливо - во славу Господа! Другого спасительного пути нет.

Новый арест, допросы и приговор. В 1938 году отца Алексия снова арестовали по обвинению в антисоветской агитации и посадили в тюрьму Весьегонска. Допросили двух бригадиров колхозов «Знамя труда» и «Новый путь». Один из них похоронил жену, а второй был ему родственником. Оба пришли в храм. В тот день хоронили еще двух стариков. Бригадиры сказали, что отец Алексий во время отпевания сказал: «Вот эти два старика умерли как православные, они посещали церковь, причастились и умерли по-Божьи, а эта раба Божия – храм не посещала. При советской власти стало много умирать народа, люди стали слабые, храмы не посещают, а советская власть над храмами надругается и разрушает их, православных притесняют, молодежь совсем забыла церковь». Также один из них сказал, что когда в селе умер заместитель председателя колхоза, то его жена хотела отпеть его в храме, но отец Алексий сказал: «Я его отпевать не буду, он не наш, Бога не признавал и в церковь не ходил». Отец Алексий ответил, что время отпевания трех покойников в тот день произнес короткую проповедь, в которой сказал о своем удивлении, что в один день приходится отпевать троих, раньше такие случаи были редки, и призвал к покорности воле Божьей колхозников. А антисоветской агитации не вел.

Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу.

Кончина. Священномученик Алексий Никольский был расстрелян 8 марта 1938 года. Отошел в вечно-блаженный край, куда стремился всю жизнь.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной общей могиле.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Священномученик Алексий Никольский был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Отец Алексий был высокий, худой, рыжеватый, борода в мелких завитках, грустные проницательные глаза, всегда возвышенно-простой, невозмутимо спокойный.
ИСТОЧНИКИ
Архив УФСБ РФ по Тверской области. Арх. №22057-С;
ЦГАМО, ф. 65, оп. 1, д. 170;
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века";
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Февраль. Тверь, 2005;
Православная энциклопедия, т. 1;
Прот. Николай Погребняк. Житие священномученика Алексия Никольского / Московские епархиальные ведомости. №№ 11-12, 2002.

Состояние на 12.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий