понедельник, 31 октября 2016 г.

Анна Макандина

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Анна Макандина

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Владимирская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; Архангельская область

ДНИ ПАМЯТИ

  14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских и Радонежских

ЖИЗНЬ
Родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Владимирской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу.

В 1914 году поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В том же монастыре находилась её младшая сестра - монахиня Матрона (
Макандина.

В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. После закрытия монастыря они состояла членами пошивочной артели "Общее дело", куда входило более двухсот монахинь и послушниц закрытых монастырей, зарабатывали на жизнь шитьем одеял.

В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря этого года Анна была арестована. Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи.

На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

После окончания допроса следователь объявил ей, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.

11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал: "Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских "братств" и "сестричеств", оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента".

8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Анну Макандину к трем годам ссылки в Архангельскую область. Была выслана вместе с сестрой в город Пинегу Архангельской области.

По окончании ссылки, в 1934 году они вернулись на родину в село Константиново.
22 февраля 1938 года была арестована по обвинению в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.

Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает — коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов, за то что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православные, лучше бросьте работать и идите в церковь молиться Богу.

— Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? — спросил следователь.
— В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы вместе несколько человек шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.
— Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?
— В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят, но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.
— Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?
— Я точно не помню, в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь против царизма стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.
— Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?
— Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.

На этом допросы были закончены.

8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за распускание контрреволюционных слухов о скором падении Советской власти.

14 марта 1938 года была расстреляна.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой вместе со своей сестрой монахиней Матроной.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания 2000 года.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4 

Агница Твоя, Иисусе, Анна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приимя мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив спаси души наша.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь. 2006.
 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000.
Православная энциклопедия. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: Православная энциклопедия, 2001.

Состояние на 26.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий