ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Анна Макандина
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Владимирская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; Архангельская область
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских и Радонежских
ЖИЗНЬ
Анна Макандина
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Владимирская область; г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; Архангельская область
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских и Радонежских
ЖИЗНЬ
Родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Владимирской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу.
В 1914 году поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В том же монастыре находилась её младшая сестра - монахиня Матрона (
В 1914 году поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В том же монастыре находилась её младшая сестра - монахиня Матрона (
Макандина.
В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. После закрытия монастыря они состояла членами пошивочной артели "Общее дело", куда входило более двухсот монахинь и послушниц закрытых монастырей, зарабатывали на жизнь шитьем одеял.
В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря этого года Анна была арестована. Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи.
На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».
После окончания допроса следователь объявил ей, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.
11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал: "Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских "братств" и "сестричеств", оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента".
8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Анну Макандину к трем годам ссылки в Архангельскую область. Была выслана вместе с сестрой в город Пинегу Архангельской области.
По окончании ссылки, в 1934 году они вернулись на родину в село Константиново.
В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. После закрытия монастыря они состояла членами пошивочной артели "Общее дело", куда входило более двухсот монахинь и послушниц закрытых монастырей, зарабатывали на жизнь шитьем одеял.
В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря этого года Анна была арестована. Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи.
На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».
После окончания допроса следователь объявил ей, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.
11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал: "Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских "братств" и "сестричеств", оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента".
8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Анну Макандину к трем годам ссылки в Архангельскую область. Была выслана вместе с сестрой в город Пинегу Архангельской области.
По окончании ссылки, в 1934 году они вернулись на родину в село Константиново.
22 февраля 1938 года была арестована по обвинению в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.
Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает — коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов, за то что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православные, лучше бросьте работать и идите в церковь молиться Богу.
— Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? — спросил следователь.
— В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы вместе несколько человек шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.
— Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?
— В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят, но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.
— Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?
— Я точно не помню, в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь против царизма стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.
— Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?
— Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.
На этом допросы были закончены.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за распускание контрреволюционных слухов о скором падении Советской власти.
14 марта 1938 года была расстреляна.
Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает — коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов, за то что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православные, лучше бросьте работать и идите в церковь молиться Богу.
— Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? — спросил следователь.
— В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы вместе несколько человек шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.
— Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?
— В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят, но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.
— Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?
— Я точно не помню, в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь против царизма стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.
— Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?
— Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.
На этом допросы были закончены.
8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области приговорила ее к расстрелу за распускание контрреволюционных слухов о скором падении Советской власти.
14 марта 1938 года была расстреляна.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой вместе со своей сестрой монахиней Матроной.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания 2000 года.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Анна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приимя мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив спаси души наша.
Агница Твоя, Иисусе, Анна, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приимя мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив спаси души наша.
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь. 2006.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000.
Православная энциклопедия. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: Православная энциклопедия, 2001.
Состояние на 26.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий