ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Александра Дьячкова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Ногинский район - г. Ногинск и г. Черноголовка; Волоколамский район: г. Волоколамск и село Шестаково; Клинский район - село Акатово; Беломорско-Балтийский канал
ДНИ ПАМЯТИ
Александра Дьячкова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: Ногинский район - г. Ногинск и г. Черноголовка; Волоколамский район: г. Волоколамск и село Шестаково; Клинский район - село Акатово; Беломорско-Балтийский канал
ДНИ ПАМЯТИ
14 марта (1 марта ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников.
ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
Родилась в 1893 году в селе Черноголовка Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу и жила вместе с родителями, помогая им по хозяйству.
В 1914 года она поступила послушницей в Троице-Александровский монастырь в Клинском уезде Московской губернии неподалеку от села Акатово.
Когда советская власть потребовала закрытия монастыря, сестры преобразовали его в сельскохозяйственную артель, которой по-прежнему руководила игуменья. Но в 1927 году власть стала закрывать и все артели, где подвизались монахини. Монашеская трудовая община в селе Акатове была разогнана, а игуменья арестована. Послушница Александра вернулась на родину в село Черноголовку и поселилась в родительском доме. Однако любовь к обители, где было положено начало спасению, была столь велика, что Александра вновь уехала в Акатово и поселилась в одной из деревень вблизи монастырских стен.
С 1930 года надзор за монахинями, жившими вблизи закрытых обителей, усилился, ужесточились направленные против них репрессии, и Александра снова возвратилась в родительский дом.
Сельская их церковь к этому времени лишилась пастыря, и Александра активно начала хлопотать о назначении к ним священника. В конце концов ей это удалось, и она взялась обустроить жизнь священника на новом месте.
В 1931 году была арестована и заключена в тюрьму в городе Ногинске. Были допрошены свидетели, один из которых показал, что Дьячкова распространяет нелепые слухи о нашем колхозе, говоря, что у нас колхозники голодные, скот дохнет, молоко сдают, а дети умирают с голоду и что Дьячкова активный организатор оформления религиозных праздников.
Послушнице предъявили обвинение в агитации против колхозного строительства, в том, что в 1930 году в момент перевыборов сельсоветов она говорила: "Все равно в колхоз никто из честных крестьян не пойдет, там собираются одни лодыри, которые не хотят работать, пусть коммунисты с ними работают".
Вызванная на допрос послушница Александра сказала, что она действительно в течение многих лет подвизалась в монастыре и ушла из него только после того, как он был закрыт и в качестве сельскохозяйственной артели, а игуменья была заключена в тюрьму. А что касается предъявленного ей обвинения, то «агитации против колхозов я не вела».
29 мая 1931 года тройкой ОГПУ приговорена к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала.
В 1934 году была освобождена и поселилась в родном селе. В том же году скончалась ее мать. Прожив около полутора месяцев дома, она уехала в Волоколамский район, где меньше была вероятность подвергнуться аресту как отбывшей лагерный срок и поселившейся вблизи Москвы. Александра жила у своих знакомых в разных деревнях, занимаясь той или иной поденной работой.
В октябре 1937 года устроилась работать сторожем и уборщицей в храм Рождества Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района и поселилась в церковной сторожке. В той же сторожке жил и священник. Вскоре священника арестовали, и хотя храм не закрыли, но службу вести стало некому.
28 февраля 1938 года была арестована и заключена в тюрьму в Волоколамске.
Из показаний свидетелей: "Дьячкова недовольна Советской властью... Ведет среди колхозников а/с и антиколхозную агитацию. Ходит по вечерам по домам колхозников и говорит им, что Советская власть незаконно арестовала местного хорошего и ни в чем не виновного священника, что в церквях нет службы, а между тем, когда организовывали колхозы, то власти обещали не закрывать храмы, обещали, что священники будут служить, а как организовали колхозы, то урожая не стало, и хлеба нет, а Советская власть стала снимать с церкви колокола, а все равно ничего нет: придешь в магазин и все пусто... ".
Из обвинений: "В декабре 1937г., будучи в магазине Теряевского сельсовета в селе Шестаково, высказывала недовольство Советской властью и партией, в частности, относительно ареста попов".
Из протокола допроса:
– В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельпо в селе Шестаково, вы высказывали недовольство советской властью и партией, в частности относительно ареста попов. Дайте показание по этому вопросу, – потребовал от Александры следователь.
– Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что священника в нашей церкви еще нет, и то я это говорила, отвечая на вопросы колхозников.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной и антисоветской деятельности, которые достаточно уличают вас в этом. Следствие требует дать по этому вопросу правдивые показания.
– Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела, но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу.
4 марта 1938 года тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу, после чего она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.
14 марта 1938 года была расстреляна.
В 1914 года она поступила послушницей в Троице-Александровский монастырь в Клинском уезде Московской губернии неподалеку от села Акатово.
Когда советская власть потребовала закрытия монастыря, сестры преобразовали его в сельскохозяйственную артель, которой по-прежнему руководила игуменья. Но в 1927 году власть стала закрывать и все артели, где подвизались монахини. Монашеская трудовая община в селе Акатове была разогнана, а игуменья арестована. Послушница Александра вернулась на родину в село Черноголовку и поселилась в родительском доме. Однако любовь к обители, где было положено начало спасению, была столь велика, что Александра вновь уехала в Акатово и поселилась в одной из деревень вблизи монастырских стен.
С 1930 года надзор за монахинями, жившими вблизи закрытых обителей, усилился, ужесточились направленные против них репрессии, и Александра снова возвратилась в родительский дом.
Сельская их церковь к этому времени лишилась пастыря, и Александра активно начала хлопотать о назначении к ним священника. В конце концов ей это удалось, и она взялась обустроить жизнь священника на новом месте.
В 1931 году была арестована и заключена в тюрьму в городе Ногинске. Были допрошены свидетели, один из которых показал, что Дьячкова распространяет нелепые слухи о нашем колхозе, говоря, что у нас колхозники голодные, скот дохнет, молоко сдают, а дети умирают с голоду и что Дьячкова активный организатор оформления религиозных праздников.
Послушнице предъявили обвинение в агитации против колхозного строительства, в том, что в 1930 году в момент перевыборов сельсоветов она говорила: "Все равно в колхоз никто из честных крестьян не пойдет, там собираются одни лодыри, которые не хотят работать, пусть коммунисты с ними работают".
Вызванная на допрос послушница Александра сказала, что она действительно в течение многих лет подвизалась в монастыре и ушла из него только после того, как он был закрыт и в качестве сельскохозяйственной артели, а игуменья была заключена в тюрьму. А что касается предъявленного ей обвинения, то «агитации против колхозов я не вела».
29 мая 1931 года тройкой ОГПУ приговорена к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала.
В 1934 году была освобождена и поселилась в родном селе. В том же году скончалась ее мать. Прожив около полутора месяцев дома, она уехала в Волоколамский район, где меньше была вероятность подвергнуться аресту как отбывшей лагерный срок и поселившейся вблизи Москвы. Александра жила у своих знакомых в разных деревнях, занимаясь той или иной поденной работой.
В октябре 1937 года устроилась работать сторожем и уборщицей в храм Рождества Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района и поселилась в церковной сторожке. В той же сторожке жил и священник. Вскоре священника арестовали, и хотя храм не закрыли, но службу вести стало некому.
28 февраля 1938 года была арестована и заключена в тюрьму в Волоколамске.
Из показаний свидетелей: "Дьячкова недовольна Советской властью... Ведет среди колхозников а/с и антиколхозную агитацию. Ходит по вечерам по домам колхозников и говорит им, что Советская власть незаконно арестовала местного хорошего и ни в чем не виновного священника, что в церквях нет службы, а между тем, когда организовывали колхозы, то власти обещали не закрывать храмы, обещали, что священники будут служить, а как организовали колхозы, то урожая не стало, и хлеба нет, а Советская власть стала снимать с церкви колокола, а все равно ничего нет: придешь в магазин и все пусто... ".
Из обвинений: "В декабре 1937г., будучи в магазине Теряевского сельсовета в селе Шестаково, высказывала недовольство Советской властью и партией, в частности, относительно ареста попов".
Из протокола допроса:
– В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельпо в селе Шестаково, вы высказывали недовольство советской властью и партией, в частности относительно ареста попов. Дайте показание по этому вопросу, – потребовал от Александры следователь.
– Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что священника в нашей церкви еще нет, и то я это говорила, отвечая на вопросы колхозников.
– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной и антисоветской деятельности, которые достаточно уличают вас в этом. Следствие требует дать по этому вопросу правдивые показания.
– Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела, но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу.
4 марта 1938 года тройкой НКВД по Московской области приговорена к расстрелу, после чего она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве.
14 марта 1938 года была расстреляна.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Погребена в неизвестной общей могиле в Бутове под Москвой.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 18 августа 2004 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
База данных "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Март. Тверь. 2006.
Состояние на 27.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий