ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Нектарий Тобольский (Теляшин)
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство и преподобничество
ВРЕМЯ
16-17 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Тобольск; Тверская область; г. Москва
ГЕОГРАФИЯ
г. Тобольск; Тверская область; г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
в Соборах Сибирских и Тверских святых
ЖИЗНЬ
Николай Теляшин родился в 1586 или 1587 году в Осташковской патриаршей слободе, в крестьянской семье. Родители будущего святителя отличались благочестием и уже в преклонных годах приняли монашеский постриг. В том же духе они воспитывали и детей.
Николай Теляшин уже с 12 лет, в 1599 году, был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение основателя иеромонаха Германа. В первые два года Николай был обучен и чтению, и письму, и церковному пению, и порядку церковного богослужения, и послушанию, и началам нравственности и подвижничества. Воспитатель его был очень строг к своему молодому воспитаннику. "Иногда, - вспоминал впоследствии владыка Нектарий, - что ему (Герману) в руках прилучалось, тем и жаловал он меня, своего сиротку и нищего птенца". Но уже будучи архиепископом в Тобольске, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: "Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело мое начальник бил, чтобы душа моя темная светла была и бела, а не черна".
В 1601 году Николай был пострижен в монашество с именем Нектария. В первые годы жизни в монастыре молодому иноку пришлось перенесни лишения голодного смутного времени. В 1639 году в письме к одному московскому боярину владыка вспоминал: "Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые жолуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и с рыбою смешав, вместе истолкши, а гладом не уморил нас Господь".
Скорби и нужды рано приучили его к терпению, бережливости, труду, воздержанию. Ни о каких суетных удовольствиях он и понятия не имел. Все время, свободное от выполнения своих обязанностей, он употреблял на чтение и переписывание разных святоотеческих писаний. Настоятель Герман видел в Нектарии достойного преемника. Перед самой кончиной, желая оставить после себя благонадежного правителя, Герман взял с Нектария клятву до смерти жить в монастыре, не переходить ни в какой другой монастырь. За нарушение этой клятвы Нектарий обрекал себя на лишение лицезрения Божия, т. е. на лишение вечного блаженства.
В 1613 году Нектарий был рукоположен во иеромонаха. 22 февраля 1614 года скончался строитель Герман, и, хотя Нектарию было всего около 28 лет, но он уже пользовался таким всеобщим уважением, что был немедленно избран на опустевшее место строителя. Благодаря его стараниям пустынь вскоре приобрела много благодетелей, на устройство ее внесли свои лепты митрополит Ростовский Варлаам, известный архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий и многие другие. С их помощью Нектарий приобрел земли, возводил необходимые постройки, строил и благоукрашал монастырские церкви. В 1622 году им была построена церковь о трех главах в честь Покрова Божией Матери. Любимым его келейным занятием, как и раньше, было чтение и переписывание святоотеческих книг. Нектарий отличался исключительным трудолюбием. Он трудился не только в своей келье, но и вместе со всей братией принимал участие в посадке фруктового сада и в других работах.
Его высокие нравственные качества были замечены и в 1620 году Новгородский митрополит Макарий возвел его в сан игумена. Постоянные хлопоты по разным монастырским делам заставляли отца Нектария часто бывать в Новгороде, где он близко познакомился с Новгородским воеводой, зятем царя Михаила Федоровича - князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским. По ходатайству последнего Нектарий в 1636 году был вызван в Москву и 7 февраля принял от патриарха Иоасафа I хиротонию во архиепископа Сибирского и Тобольского. 1 апреля того же года он прибыл в Тобольск, где пробыл около четырех лет.
Тяжело было ему, привыкшему к пустынному безмолвию, нести бремя управления обширной епархией среди разноплеменного населения, а особенно тяготила его клятва, данная им покойному настоятелю Герману. Несмотря на многочисленные заботы по епархии, архиепископ Нектарий продолжал переписываться с братией родной пустыни, посылал им свои наставления. Уже со второго года архиерейства он начал просить царя о переводе его обратно в Нилову-Столбенскую пустынь. В мае 1639 года владыка Нектарий отправил одновременно челобитные царю Михаилу Федоровичу и князю Катыреву-Ростовскому и, ссылаясь на старость и болезни, слезно просил об отпуске в свою пустынь. 17 октября 1639 года была послана царская грамота, в которой Нектарию разрешалось ехать из Тобольска в Нило-Столбенский монастырь. Разрешение было получено 28 декабря того года, архиепископ Нектарий отслужил на Крещение 1640 года последнюю литургию, простился с паствой и 7 января выехал в Москву. В епархии владыка оставил о себе добрую память, как о пастыре благочестивом и прозорливом. При архиепископе Нектарии в Тобольской епархии прославилась чудотворениями икона Божией Матери Абалакская. Составитель краткой записки о деятельности его в Тобольске, Абрамов писал о нем:
"Архиеп. Нектарий известен духовным просвещением, строгим иноческим подвижничеством, святою, богоугодною жизнью и терпением. Тело его погребено далеко от Сибири, но имя и память о нем будут здесь незабвенны".
Приехав в марте 1640 года в Нилову пустынь, архиепископ Нектарий до 1647 года не принимал на себя официально управления монастырем, а был только советодателем игумена Дорофея. С 24 ноября 1647 года ему снова было предоставлено управление монастырем со званием строителя. В царствование Алексея Михайловича обители были даны большие льготы: право беспошлинной рыбной ловли на озере Ильмень, назначение большой денежной и хлебной руги и прочие. В монастыре уже были две большие деревянные церкви. Но в ночь на 27 августа 1665 года пожар истребил монастырские здания. При этом бедствии архиепископ Нектарий не пал духом. Он наскоро устроил маленькую деревянную церковь и задумал сооружение каменного храма над могилой преподобного. Получив в Москве разрешение на строительство, он начала заготавливать материалы. В следующем 1667 году он снова поехал в Москву, но здесь заболел и скончался 15 января 1667 году, приняв схиму.
Николай Теляшин уже с 12 лет, в 1599 году, был отдан на воспитание в Нило-Столобенскую пустынь на попечение основателя иеромонаха Германа. В первые два года Николай был обучен и чтению, и письму, и церковному пению, и порядку церковного богослужения, и послушанию, и началам нравственности и подвижничества. Воспитатель его был очень строг к своему молодому воспитаннику. "Иногда, - вспоминал впоследствии владыка Нектарий, - что ему (Герману) в руках прилучалось, тем и жаловал он меня, своего сиротку и нищего птенца". Но уже будучи архиепископом в Тобольске, он с благодарностью вспоминал об этих строгостях: "Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Того ради и тело мое начальник бил, чтобы душа моя темная светла была и бела, а не черна".
В 1601 году Николай был пострижен в монашество с именем Нектария. В первые годы жизни в монастыре молодому иноку пришлось перенесни лишения голодного смутного времени. В 1639 году в письме к одному московскому боярину владыка вспоминал: "Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые жолуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и с рыбою смешав, вместе истолкши, а гладом не уморил нас Господь".
Скорби и нужды рано приучили его к терпению, бережливости, труду, воздержанию. Ни о каких суетных удовольствиях он и понятия не имел. Все время, свободное от выполнения своих обязанностей, он употреблял на чтение и переписывание разных святоотеческих писаний. Настоятель Герман видел в Нектарии достойного преемника. Перед самой кончиной, желая оставить после себя благонадежного правителя, Герман взял с Нектария клятву до смерти жить в монастыре, не переходить ни в какой другой монастырь. За нарушение этой клятвы Нектарий обрекал себя на лишение лицезрения Божия, т. е. на лишение вечного блаженства.
В 1613 году Нектарий был рукоположен во иеромонаха. 22 февраля 1614 года скончался строитель Герман, и, хотя Нектарию было всего около 28 лет, но он уже пользовался таким всеобщим уважением, что был немедленно избран на опустевшее место строителя. Благодаря его стараниям пустынь вскоре приобрела много благодетелей, на устройство ее внесли свои лепты митрополит Ростовский Варлаам, известный архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий и многие другие. С их помощью Нектарий приобрел земли, возводил необходимые постройки, строил и благоукрашал монастырские церкви. В 1622 году им была построена церковь о трех главах в честь Покрова Божией Матери. Любимым его келейным занятием, как и раньше, было чтение и переписывание святоотеческих книг. Нектарий отличался исключительным трудолюбием. Он трудился не только в своей келье, но и вместе со всей братией принимал участие в посадке фруктового сада и в других работах.
Его высокие нравственные качества были замечены и в 1620 году Новгородский митрополит Макарий возвел его в сан игумена. Постоянные хлопоты по разным монастырским делам заставляли отца Нектария часто бывать в Новгороде, где он близко познакомился с Новгородским воеводой, зятем царя Михаила Федоровича - князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским. По ходатайству последнего Нектарий в 1636 году был вызван в Москву и 7 февраля принял от патриарха Иоасафа I хиротонию во архиепископа Сибирского и Тобольского. 1 апреля того же года он прибыл в Тобольск, где пробыл около четырех лет.
Тяжело было ему, привыкшему к пустынному безмолвию, нести бремя управления обширной епархией среди разноплеменного населения, а особенно тяготила его клятва, данная им покойному настоятелю Герману. Несмотря на многочисленные заботы по епархии, архиепископ Нектарий продолжал переписываться с братией родной пустыни, посылал им свои наставления. Уже со второго года архиерейства он начал просить царя о переводе его обратно в Нилову-Столбенскую пустынь. В мае 1639 года владыка Нектарий отправил одновременно челобитные царю Михаилу Федоровичу и князю Катыреву-Ростовскому и, ссылаясь на старость и болезни, слезно просил об отпуске в свою пустынь. 17 октября 1639 года была послана царская грамота, в которой Нектарию разрешалось ехать из Тобольска в Нило-Столбенский монастырь. Разрешение было получено 28 декабря того года, архиепископ Нектарий отслужил на Крещение 1640 года последнюю литургию, простился с паствой и 7 января выехал в Москву. В епархии владыка оставил о себе добрую память, как о пастыре благочестивом и прозорливом. При архиепископе Нектарии в Тобольской епархии прославилась чудотворениями икона Божией Матери Абалакская. Составитель краткой записки о деятельности его в Тобольске, Абрамов писал о нем:
"Архиеп. Нектарий известен духовным просвещением, строгим иноческим подвижничеством, святою, богоугодною жизнью и терпением. Тело его погребено далеко от Сибири, но имя и память о нем будут здесь незабвенны".
Приехав в марте 1640 года в Нилову пустынь, архиепископ Нектарий до 1647 года не принимал на себя официально управления монастырем, а был только советодателем игумена Дорофея. С 24 ноября 1647 года ему снова было предоставлено управление монастырем со званием строителя. В царствование Алексея Михайловича обители были даны большие льготы: право беспошлинной рыбной ловли на озере Ильмень, назначение большой денежной и хлебной руги и прочие. В монастыре уже были две большие деревянные церкви. Но в ночь на 27 августа 1665 года пожар истребил монастырские здания. При этом бедствии архиепископ Нектарий не пал духом. Он наскоро устроил маленькую деревянную церковь и задумал сооружение каменного храма над могилой преподобного. Получив в Москве разрешение на строительство, он начала заготавливать материалы. В следующем 1667 году он снова поехал в Москву, но здесь заболел и скончался 15 января 1667 году, приняв схиму.
МОЩИ
Отпевание его совершил в Чудовом монастыре патриарх Антиохийский Макарий, приехавший в Москву для суда над Никоном с сонмом святителей. Тело покойного, согласно его завещанию, было отправлено 22 января в пустынь, и сам царь Алексей Михайлович пешком проводил тело за пределы Москвы. Погребение было совершено в феврале месяце Тверским архиепископом Иоасафом.
Добрая память о нем сохранялась в веках, а через триста с лишним лет по кончине владыка Нектарий был прославлен в лике святых. Его мощи находились под спудом в Ниловой пустыни и были обретены в мае 2002 года. Игумен Аркадий, настоятель Ниловой пустыни, рассказал, как обрели мощи:
"В мае 2002 года велись работы по благоустройству Богоявленского собора и исследовались стены храма для укрепления фундамента. Работы в подвале проводились по вечерам, чтобы не мешать богослужениям.
Святитель Нектарий был погребен здесь рядом со своим духовным отцом, первым настоятелем пустыни, игуменом Германом. Мы отслужили молебен святителю Нектарию, попросили его благословения и помощи в работе. Теплилась надежда, что, может быть, найдем частицу мощей святителя. У всех: и у монашествующих, и у трудников - было ощущение, что вот-вот должно случиться что-то такое духовно значимое, что изменит жизнь монастыря. Когда вечером приступили к расчистке подвала, почувствовали сильное благоухание. До такой степени сильное, как будто только что совершилась служба. Пахло не то что ладаном, а чем-то специфическим. И так сильно, что на трудников напал священный трепет. Страх усиливался, состояние просто ужасное, и в то же время в душе какой-то неопределенный духовный восторг. Они убежали, потому что у всех было такое состояние, как будто должен явиться Сам Господь. Я подумал: может быть, им действительно страшно работать ночью, и благословил работать днем. На следующее утро они снова стали окапывать фундамент, и опять пошло сильное благоухание. На этот раз убегать они уже не стали, а начали искать, что же это такое могло быть. Благоухание шло из угла, где работы не велись. Раскопав щебенку, все увидели череп, от которого и исходило благоухание. Позвали меня. Исследование показало: да, именно здесь был погребен святитель Нектарий, других захоронений на этом месте не было".
Мощи святителя были положены в Богоявленском соборе Ниловой пустыни.
"В мае 2002 года велись работы по благоустройству Богоявленского собора и исследовались стены храма для укрепления фундамента. Работы в подвале проводились по вечерам, чтобы не мешать богослужениям.
Святитель Нектарий был погребен здесь рядом со своим духовным отцом, первым настоятелем пустыни, игуменом Германом. Мы отслужили молебен святителю Нектарию, попросили его благословения и помощи в работе. Теплилась надежда, что, может быть, найдем частицу мощей святителя. У всех: и у монашествующих, и у трудников - было ощущение, что вот-вот должно случиться что-то такое духовно значимое, что изменит жизнь монастыря. Когда вечером приступили к расчистке подвала, почувствовали сильное благоухание. До такой степени сильное, как будто только что совершилась служба. Пахло не то что ладаном, а чем-то специфическим. И так сильно, что на трудников напал священный трепет. Страх усиливался, состояние просто ужасное, и в то же время в душе какой-то неопределенный духовный восторг. Они убежали, потому что у всех было такое состояние, как будто должен явиться Сам Господь. Я подумал: может быть, им действительно страшно работать ночью, и благословил работать днем. На следующее утро они снова стали окапывать фундамент, и опять пошло сильное благоухание. На этот раз убегать они уже не стали, а начали искать, что же это такое могло быть. Благоухание шло из угла, где работы не велись. Раскопав щебенку, все увидели череп, от которого и исходило благоухание. Позвали меня. Исследование показало: да, именно здесь был погребен святитель Нектарий, других захоронений на этом месте не было".
Мощи святителя были положены в Богоявленском соборе Ниловой пустыни.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
После владыки Нектария осталось несколько поучений инокам, отличающихся своей простотой, два похвальных слова преподобному Нилу Столбенскому и письмо с биографическими подробностями к князю Ивану Михайловичу Катыреву-Ростовскому.
Памятником его образованности являются две переписные книги Ниловой пустыни 1636 и 1647 годов, составленные Нектарием, "Письмо сибирского архиепископа Нектария" и списанные им Евангелие, Апостол, Потребник, Святцы, и "Симеон, новый Богослов".
АФОРИЗМЫ
Памятником его образованности являются две переписные книги Ниловой пустыни 1636 и 1647 годов, составленные Нектарием, "Письмо сибирского архиепископа Нектария" и списанные им Евангелие, Апостол, Потребник, Святцы, и "Симеон, новый Богослов".
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Не разработана.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
Не написаны.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Архиепископ Нектарий был муж святой жизни и имел дар предвидения. Митрополит Платон (Левшин) называл его "мужем жития святого и притерпеливого". Святитель любил поминать усопших и внушал это другим, писал о пользе и необходимости такого поминовения. Сам составил синодик со статьей об этом для Ниловой пустыни. Важная заслуга его состоит в особенном попечении об умозрительной и деятельной жизни братий. Он сам назидал братию примером собственной строгой и подвижнической жизни, строго заповедав соблюдать устав общежительный, не приобретать собственности, не считать ничего своим. И при нем и при его преемниках монастырь украшался многими иноками строгой и подвижнической жизни. Особенным его желанием было, кроме утверждения в монастыре общежительного устава, еще и полное исключение из обихода монастырского вина и любых хмельных напитков, к чему стремился и его предшественник архимандрит Герман. В последний год жизни он заключил с братией как бы договор, чтобы они строго выполняли его завещание. Нарушители этого монастырского правила, несмотря на чин, подлежали изгнанию из монастыря. Братия дали обещание выполнить его завещание в точности.
При такой характеристике святителя некоторые историки отмечают у него "страсть к стяжанию". Он из Тобольска постоянно посылал в Москву челобитья, в которых жаловался на крайнюю скудость средств архиерейского дома и просил разных льгот и пожалований, заключал каждую челобитную жалобными словами: "Государь, смилуйся, пожалуй, чтоб от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, в конец не погибнуть и врозь не разбрестись, и твое царское богомолье без службы не стало б". Но, как говорит историк, в подвалах и кладовых у этого "нищего богомольца" хранилось 39100 пудов разного хлеба, да соответствующее количество других запасов. Однако следует сказать, что в условиях суровой Сибири эти запасы были сравнительно невелики и имели свое назначение - обеспечить архиерейский дом и всех нуждающихся в трудное голодное время.
ИСТОЧНИКИ
При такой характеристике святителя некоторые историки отмечают у него "страсть к стяжанию". Он из Тобольска постоянно посылал в Москву челобитья, в которых жаловался на крайнюю скудость средств архиерейского дома и просил разных льгот и пожалований, заключал каждую челобитную жалобными словами: "Государь, смилуйся, пожалуй, чтоб от хлебной скудости нам, нищим твоим богомольцам, в конец не погибнуть и врозь не разбрестись, и твое царское богомолье без службы не стало б". Но, как говорит историк, в подвалах и кладовых у этого "нищего богомольца" хранилось 39100 пудов разного хлеба, да соответствующее количество других запасов. Однако следует сказать, что в условиях суровой Сибири эти запасы были сравнительно невелики и имели свое назначение - обеспечить архиерейский дом и всех нуждающихся в трудное голодное время.
ИСТОЧНИКИ
Успенский, В., Преосв. Нектарий второй настоятель Нило-Столбенской пустыни, Тверь, 1888.
Историч. описание Ниловой пустыни, Тверь, 1876 (см. здесь много документов)
Успенский, В., "Историч. описание Нило-Столбенского монастыря", Памятная книжка Тверской губ. на 1868 г..
"Два памятника древнерусского монастырского быта", Русск. Архив, 1873, № 9, 1770—1782.
Тобольские епарх. ведом., 1887, №№ 17—18.
Странник, 1866, № 2 (февраль)
Рачинский, А. В., "Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования", Чтения в Общ. Ист. и Древн., 1875, № 3, 1—7.
Журн. Мин. Нар. Просв., 1854, ч. 81, № 2, 26—28.
Буцинский, "Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий и Герасим", Вера и Разум, 1891, № 10
Древн. Российск. Вифлиофика, 1774, т. VI.
История Российск. иерархии, т. V
Акты Археограф. Экспед., т. IV
Тобольск. Губ. Вед., 1859, № 1.
Сизневский, А. И., Описание Тверского музея, М., 1888
Строев, П., Списки иерархов
Зверинский, Материалы для ист.-топогр. исслед. о правосл. м-рях, т. II, № 1014.
Шемякин, В. И. Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Протопопов, Д., Жития святых, XII, 204.
Самбикин, Д., _Месяцеслов), 1898, вып. VIII, апрель, 14, 15; 1899, вып. IX, май
Савва, архиеп., Хроника моей жизни, Серг.-Посад., 1906, т. VI
Булгаков
Голубинский, 277, пр. 1.
Ратшин
Р. Пр. Нкр., т. I
Святая Русь, № 493.
Истор. вестн., 1894, апрель; май; июнь
БЭС, т. II
ЭС, т. XX-а (кн. 40)
РБС, т. XI,
Н. Д.
Историч. описание Ниловой пустыни, Тверь, 1876 (см. здесь много документов)
Успенский, В., "Историч. описание Нило-Столбенского монастыря", Памятная книжка Тверской губ. на 1868 г..
"Два памятника древнерусского монастырского быта", Русск. Архив, 1873, № 9, 1770—1782.
Тобольские епарх. ведом., 1887, №№ 17—18.
Странник, 1866, № 2 (февраль)
Рачинский, А. В., "Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования", Чтения в Общ. Ист. и Древн., 1875, № 3, 1—7.
Журн. Мин. Нар. Просв., 1854, ч. 81, № 2, 26—28.
Буцинский, "Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий и Герасим", Вера и Разум, 1891, № 10
Древн. Российск. Вифлиофика, 1774, т. VI.
История Российск. иерархии, т. V
Акты Археограф. Экспед., т. IV
Тобольск. Губ. Вед., 1859, № 1.
Сизневский, А. И., Описание Тверского музея, М., 1888
Строев, П., Списки иерархов
Зверинский, Материалы для ист.-топогр. исслед. о правосл. м-рях, т. II, № 1014.
Шемякин, В. И. Москва, ее святыни и памятники, М., 1896
Протопопов, Д., Жития святых, XII, 204.
Самбикин, Д., _Месяцеслов), 1898, вып. VIII, апрель, 14, 15; 1899, вып. IX, май
Савва, архиеп., Хроника моей жизни, Серг.-Посад., 1906, т. VI
Булгаков
Голубинский, 277, пр. 1.
Ратшин
Р. Пр. Нкр., т. I
Святая Русь, № 493.
Истор. вестн., 1894, апрель; май; июнь
БЭС, т. II
ЭС, т. XX-а (кн. 40)
РБС, т. XI,
Н. Д.
"Сибирская православная газета", 2008 г. №4
Состояние на 08.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий