понедельник, 31 октября 2016 г.

Макарий Гневушев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Макарий Гневушев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Сибирь; Украина; Смоленская область; г. Санкт-Петербург, г. Орел, Нижегородская область, г. Москва

ДНИ ПАМЯТИ

 5 сентября (22 августа ст. ст.) и в Соборах Брянских, Липецких, Московских, Нижегородских, Смоленских святых и новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)

ЖИЗНЬ
Михаил Гневушев родился в сентябре 1858 года в селе Репьевка Симбирской губернии в семье священника.

Закончил Ардатовское духовное училище и в 1878 году - Симбирскую духовную семинарию.

В 1882 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение посвящено Александрийской Церкви) и назначен преподавателем Киево-Подольского духовного училища.

В 1883 г. назначен наставником Острожской учительной семинарии.

В 1885 г. - преподавателем Киевского женского училища.

В 1890 г. - преподавателем Киевской духовной семинарии, активный миссионер.

В 1902 стал инициатором создания «Киевского педагогического общества взаимной помощи».

Принимал деятельное участие в право-монархическом движении в Киеве, в 1906-1908 годах был членом Совета Киевской Русской Монархической Партии (КРМП), членом Киевского Русского Собрания (КРС). 3 июля 1906 в КРС сделал обстоятельный доклад о положении русского православного населения в западных областях. Главный тезис доклада - виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения является еврейство. Делегат 3-го Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) от Киевского Союза Русских Рабочих (КСРР). Как делегат КСРР участвовал также в работе 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апреля — 1 мая 1907 года (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), на котором выступал с речью о необходимости объединения.

В 1907 году был назначен наблюдателем церковных школ Киевской епархии. В это же время он был избран первым председателем Киевского Губернского отдела Союза Русского Народа (СРН), а после отъезда в Москву стал почетным председателем отдела.

Овдовев, 11 февраля 1908 года был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.

Принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя РМС прот. И. И. Восторгова. Уже в июне 1908 года в результате внутренних распрей архим. Макарий вместе с о. Иоанном вынуждены были оставить руководящие должности в Московском губернском Совете СРН. Принимал участие в создании Братства Воскресения Христова, был членом Правления братства. Был активным участником Русского Монархического Собрания (РуМоСо), где часто выступал с докладами, 12 ноября 1909 года избран кандидатом в члены Правления РуМоСо, а затем стал членом Правления.

В 1909 г. перемещен на настоятельскую должность в ставропигиальный Московский Новоспасский монастырь.

Был членом организационного комитета по созыву Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), готовил вместе с И.Г. Айвазовым материалы к обсуждению. Выступал с приветственной речью при открытии съезда, принимал активное участие в обсуждении вопросов повестки дня съезда, был избран членом исполнительно-редакционной комиссии, которая создавалась для завершения работ с принятыми съездом резолюциями. Среди прочего съезд решил важную задачу: устами многих видных деятелей монархического движения было восстановлено доброе имя прот. Восторгова и архим. Макария.

В апреле 1912 года был избран в состав Устроительного Совета Всероссийских Съездов от РМС. Он участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16–20 мая 1912), на котором был избран одним из тов. председателя съезда.

По биографии на ortho-rus.ru, прихожане монастыря подавали на него жалобы в Синод, обвиняя его в уголовных преступлениях, но все прошения оставались без последствий, т.к. он был большой приятель Григорию Распутину. В других источниках об этом не упоминается.

11 июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде.

Принимал участие в Петроградском совещании (Совещание монархистов 21–23 ноября 1915 в Петрограде), на котором избран в состав Совета Монархических Съездов.

В мае-июне 1916 года возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь. От города Арзамаса до Саровской пустыни и обратно (более 100 км.) владыка прошел пешком в полном архиерейском облачении, несмотря на проливные дожди, произнося в каждом селе проповеди.

28 января 1917 года назначен епископом Орловским и Севским.

14 апреля 1917 года отбыл из Орла в Петроград по вызову в Святейший Синод для доклада о положении в епархии. В мае епископ возвращается в Орел.

В мае 1917 года за выдающиеся труды по устройству беженцев избран почетным членом Нижегородского Отдела Всероссийского Общества попечения о беженцах.

В том же месяце был уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре.

В июньском номере Епархиальных Ведомостей опубликована последняя его статья: «К Православному духовенству Орловской епархии», в которой с горечью владыка констатирует: «Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего, что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения, а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что и известный Ленин со товарищи».

С января 1918 года проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме. Отсюда он ведет переписку с митрополитом Тихоном, председателем Поместного Собора, будущим патриархом Московским и всея Руси.

Своими яркими проповедями быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм стал заполняться молящимися. Большевики подсылали наемных убийц. Однако когда убийцы ожидали выхода епископа между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого.

12 августа 1918 года назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии.

В середине августа революционная власть решает выселить владыку из игуменского корпуса и закрыть монастырь. Жители города встают на защиту обители и владыки. Они обращаются с прошением в квартирную комиссию при Вяземском Совете, в котором пишут: «Имеем честь покорнейше просить квартирную комиссию оставить в покое Преосвященного Макария, проживающего по воле народа – граждан г. Вязьмы и ее окрестностей в Свято-Предтеченском монастыре. Здание, в котором живет наш епископ, принадлежит никому другому, как народу, взявшемуся оберегать все, что приобретено на гроши прадедами и нашими предками, а потому им распоряжаться можем только мы, граждане, которые давно были, благодаря тяжелым условиям жизни под гнетом и твердо верили и верим непоколебимо в Бога. Кто в здании живет нам хорошо известно, а потому без ведома народа вторгаться в дом, безпокоить своими распоряжениями наше высшее духовное лицо считаем незаконным. Свои церкви, служителей ея и церковные дома мы будем оберегать до последней капли крови…».

Под прошением подпись – «Объединенные граждане г. Вязьмы 81 подпись. Прилагаются подписи на 7 страницах». На прошении резолюция: "Произвести обыск у главных воротил: Волкова, Бурышева, Катырина, Анисимовой (подчеркнуто). Кроме этого необходимо всех лиц мужского пола, фамилии жен которых собраны на листе, немедленно отправить на разработку леса". Дата: 21 августа 1918 года.

22 августа Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, мародерством и саботажем выдает ордер №168 «для производства обыска и в случае надобности ареста гражд. Еп. Макария».

В ночь на 23 августа 1918 года был арестован по обвинению в "организации белогвардейского восстания". При обыске было обнаружено "2 бинокля, одна подзорная труба, 2 вечных календаря, масса всевозможной переписки". Мужественно переносил глумления и побои. При аресте монастырские колокола ударили в набат, к ним присоединился набатный звон Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви.

«Дознание-допрос еп. Макария… Окончил высшую Духовную Академию в г. Киеве. С 1914 года состою епископом, первый раз был в Нижнем Новгороде, где состоял викарием. В г. Вязьме с июля 1917 года. …Находится или нет в г. Вязьма Союз Русского народа я не знаю и к таковому не принадлежу. Но есть Христо-Рождественское братство. Количество точно не знаю, но думаю больше 1000 человек. Председателем которого являюсь я, епископ Макарий. Общество братства существует с Рождества 1917 года. Это общество возникло по моей инициативе, цель которого исключительно религиозная. О политике мы не имели права говорить согласно нашего устава. …К Декрету об отчуждении Государства от Церкви отношусь по принципу сочувственно, так как эта идея была еще в Москве. Разговоров против Советов никогда не было и относительно набата ничего не знаю, так как и раньше говорил, что нужно больше мира и согласия. Больше ничего добавить не могу. Подпись: Епископ Макарий».

После допроса владыка поступил в Вяземскую земскую больницу. Выписка из истории болезни епископа Макария №1298 госпиталя №9 Вяземского Всероссийского Земского Союза: «Поступил 23 августа 1918, выбыл 31 августа. Диагноз – атеросклероз. Общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие. Взят под конвоем из госпиталя».

В защиту епископа в органы местной власти поступали прошения с многочисленными подписями граждан.

4 сентября 1918 был осужден за "контрреволюционную и антисоветскую деятельность" и приговорен к расстрелу.

Расстрелян в том же году (в день приговора?) в Смоленске. По другим данным, владыка Макарий, скорее всего был убит в Катынском лесу около д. Катынь. По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Осужденные в числе 14 человек (священнослужители, монахини и миряне) были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917. Сост. А. Степанов, А. Иванов. Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 
Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26).

Состояние на 21.01.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий