понедельник, 31 октября 2016 г.

Иларион Троицкий

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Иларион Троицкий, Верейский

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: Наро-Фоминский район: г. Верея, Серпуховский район - село Липицы, Соловецкие острова; Узбекистан

ДНИ ПАМЯТИ

  28 декабря (15 декабря ст. ст.)кончина, 24 июля (11 июля ст. ст.)обретение мощей и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Соловецких, Московских и Санкт-Петербургских святых

ЖИЗНЬ

Владимир Троицкий родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии (про это село см. страницу Липицы на это сайте) в семье священника местного храма. Был чтецом в храме, где служил его отец.
В 1900 году он окончил Тульское духовное училище, в 1906 году – Тульскую духовную семинарию, в 1910 – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а потом в МДА преподавал Священное Писание.
28 марта 1913 года Владимир был пострижен в монашество с именем Иларион. Вскоре был рукоположен в дьякона и священника, потом возведен в сан архимандрита. С 1913 г. был инспектором МДА, воспитывал студентов. Талантливый лектор и проповедник. Был против западного схоластического богословия и за развитие истинно-православного церковного учения и церковности всей жизни человека.
На Соборе 1917-1918 гг. был активным сторонником возвращения патриаршества, о чем произнес речь. Сам был одним из кандидатов в патриарха, а потом  стал секретарем и помощником по богословским вопросам избранного Патриарха Тихона.
С 1919 г. святитель жил в основном в Москве, совершал богослужения, проповедовал, читал лекции в противовес антирелигиозной пропаганде. В 1919 году был арестован на станции Пушкино после богослужения в храме при Вознесенской мануфактуре по обвинению в произнесении антисоветской проповеди. Был помещен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден.
С осени 1919 года участвовал (как проректор МДА) в организации перенесенных в Москву занятий с учащимися МДА.
В 1920 года архимандрит Иларион стал епископом Верейским и назначен наместником московского Сретенского монастыря. При этом он жил на ул. Сретенка, 29 на квартире своего товарища по МДА, священника Владимира Страхова и продолжал читать лекции студентам МДА.
В 1922 году владыка был приговорен к 1 году высылки в Архангельский край за сопротивление декрету об изъятии церковных ценностей. При этом он писал из ссылки письма против обновленцев.
После возвращения в Москву в 1923 году он был возведен в сан архиепископа и вновь стал ближайшим помощником патриарха Тихона; являлся фактически управляющим Московской епархией, его имя возносилось за богослужениями в храмах Московской епархии вслед за именем Патриарха; продолжил борьбу с обновленцами, составил чин покаяния бывших обновленцев, многих обновленцев принял обратно в Церковь через исповедь; при нем в Патриаршую Церковь вернулось и много московских приходов; вел переговоры с начальником 6-го отделения Секретного отдела ГПУ Е. Тучковым, добиваясь смягчения политики государства в отношении Церкви.
В этом же году архиепископа Илариона снова осудили и приговорили к 3 годам концлагерей на Соловках. Здесь он трудился сетевязальщиком, рыбаком, лесником, сторожем; ходатайствовал перед лагерным начальством о смягчении режима для заключенных  и часто добивался этого; воспринимал  для себя ссылку как школу добродетели, в общении с другими всегда проявлял приветливость и позитивный настрой, заключенные его взаимно любили.
Святителя Илариона перевели в ярославскую тюрьму-изолятор и здесь Тучков пытался склонить его на сторону обновленцев, но не смог. Тогда, незадолго до освобождения, в 1926 году, свт. Иларион был приговорен еще к 3 годам заключения в концлагере на Соловках.
Иларион признавал митрополита Сергия законным преемником высшей церковной власти и осуждал тех, кто порывали с ним каноническое общение из-за его "Декларации".
Последние 2 года пребывания на Соловках Иларион жил не на территории лагеря, а отдельно, в окруженной лесом избе.
После окончания второго лагерного срока в октябре 1929 года особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку Илариона к 3 годам ссылки в Каракалпакию.
По дороге к месту ссылки он заболел тифом. В Ленинграде он был снят с поезда, помещен в тюрьму, потом отправлен в эпидемиологическую больницу им. Гааза, где он скончался.
МОЩИ
Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. В больницу доставили белое архиерейское облачение и белую митру. Покойного облачили и перевезли в церковь ленинградского Новодевичьего монастыря. Он очень изменился. В гробу лежал жалкий, весь обритый, седой старичок. Одна из родственниц покойного, увидевшая его в гробу, упала в обморок.

Похоронили св. Илариона на кладбище Новодевичьего монастыря.

Обновленцы не переставали клеветать на св. Илариона и после его кончины. В журнале "Церковное обновление" было написано, что он сочувствовал обновленцам.

Архиепископ Иларион был выдающийся ученый и церковный писатель и церковных деятель, оратор.

24 июля 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Сретенский монастырь Москвы.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
В 1999 году прославлен как местночтимый святой.
Прославлен Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Есть несколько свидетельств помощи святителя Илариона при обращении к нему верующих.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Оставил около 90 публикаций-статей, из которых особенно известны работы, посвященные разным аспектам учения о Церкви и о спасении.
Основные творения:

О церковности духовной школы и богословской науки. Сергиев Посад, 1912.
Триединство Божества и единство человечества. М., 1912.
Христианство или Церковь. Сергиев Посад, 1912 и 1913 гг.
История Плащаницы. Сергиев Посад, 1913.
Наука и жизнь. М., 1913.
О необходимости историко-догмат. апологии девятого члена Символа Веры. Сергиев Посад, 1913.
Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве. М., 1913.
Замечания, поправки и дополнения к Православному догматическому богословию прот. Н. Малиновского, тт. 3 и 4. Сергиев Посад, 1914.
Прогресс и преображение. Сергиев Посад, 1914.
Священное Писание и Церковь. М., 1914.
Единство идеала Христова. Письмо к другу. Сергией Посад, 1915.
Христианства нет без Церкви. Сергиев Посад, 1915.
Богословие и свобода Церкви. (О задачах освободительной войны в области русского богословия) (в "Богословском вестнике", 1915, октябрь)
Проф. Митрофан Дмитриевич Муретов (Некролог) (в "Богословском вестнике" 1918, март)
Библиография на книгу священника Д. Рождественского. "Учебное руководство по Св. Писанию", ч. 1, Петроград, 1915.
Лев Толстой и воскресение Христово. (в газете "Московские церковные ведомости". 1913. № 18)
Обновление академического храма и пострижение в монашество (в "Богословском вестнике" 1913, декабрь)
Краеугольный камень (Мф. 16, 13-18) (Юбилейный сборник). Год издания неизвестен.
Единство Церкви и всемирная конференция христианства (в "Богословском вестнике" 1917, январь)
Открытие Всероссийского Церковного Собора (в "Богословском вестнике" 1917, август-сентябрь)
Почему необходимо восстановить патриаршество? (Речь на Соборе). (в "Богословском вестнике" 1917, август-сентябрь)
Восстановление патриаршества. (в "Богословском вестнике" 1917, октябрь, декабрь)
Письмо о Западе. (в журнале "Христианин", 1915, март-июль)
Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету (в "Богословском вестнике" 1911, июль-август)
Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской духовной академии (1 октября 1909 г.). (в "Богословском вестнике" 1909, октябрь)
Из академической жизни. Посещение Академии обер-прокурором Св. Синода В. Саблером. (в "Богословском вестнике" 1911, май)
О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского. (в "Богословском вестнике" 1916, январь)
 Понятие о Церкви в противоидейской полемике первых двух веков. (в "Богословском Вестнике" 1912, май, июнь)
Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом оптат Милевийский. (в "Богословском вестнике" 1912, сентябрь)
Вопрос о Церкви в полемике блаж. Августина против донатистов. (в "Богословском вестнике" 1912, октябрь)
Воплощение и смирение. (в газете "Московские церковные ведомости" 1913, № 51-52)
Воплощение и Церковь. (в газете "Московские церковные ведомости" 1914, № 51-52)
Пасха Нетления. (в газете "Московские церковные ведомости" 1915, № 12-13)
Вифлеем и Голгофа. (в журнале "Отдых христианина" 1916, № 12)
Грех против Церкви (думы об интеллигенции). Петроград, 1916.
Постное и пост. (чтения в Обществе любителей духовного просвещения). 1914. №3
Богословие и свобода Церкви: О задачах освободительной войны в области русского богословия. М.: Сардоникс, 2005.

АФОРИЗМЫ
Типикон - эта сводка всего лучшего, что было в продолжение веков в разных странах.
Прогресс требует, чтобы вся энергия человека была посвящена ему одному. А христианство требует от человека внутреннего подвига даже до крови, направляет энергию внутрь. Вот почему так часто смотрят на веру, как на помеху для прогресса. Это так и есть на самом деле.
В нашей церковной жизни неблагополучно, но корень этого неблагополучия - не в недостатке реформ, а в том, что духовенство наше ничего не желает делать и под церковными интересами понимает только свои сословные.

ИКОНОГРАФИЯ

Иконы написаны на основе многочисленным фотографий святителя 1920-х гг. (в портретном стиле). Он изображается в возрасте 35-40 лет, в архиерейском облачении, с длинными, слегка вьющимися русыми волосами, правильными чертами лица и окладистой бородой. Есть рисунок с профильным изображением свт. Илариона во время Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг.

Первая икона, написанная к прославлению свт. Илариона в 1999 г., находится в трапезной Сретенского монастыря в Москве и выносится в храм в дни памяти святого (поясной образ святого на серо-зеленом фоне, в богослужебном облачении - красном саккосе с золотым орнаментом, светлом омофоре и золочено митре, на груди - панагия, в правой руке - крест-распятие, в левой - закрытое Евангелие.

Еще одна икона святого 1999 года находится над его мощами в соборе Сретенского монастыря (он представлен в рост, вполоборота вправо, стоит на орлеце; облачен в зеленый саккос, красный омофор и палицу, на голове митра, в правой, прижатой к груди руке держит крест, в левой - жезл.
Поясные изображения святителя в византийско-древнерусском стиле созданы иконописцами школы МДА на рубеже 20-21 веков (для Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии; для храма в г. Верее).

Икона святого с частицей его мощей в соборе московского Иоанно-Предтеченского монастыря представляет собой список первой иконы, но на золотом фоне изображен 5-главый храм, между куполами которого написан стих канона святому: «Днесь радуется обитель Сретенская, таковаго имущи помощника Илариона чюднаго».

В верхней части иконы святителей Тихона Московского и Илариона Троицкого (в одном из храмов Северодвинска) представлен весь Сретенский монастырь, который осеняет Владимирская икона Божией Матери, между святыми изображен храм Христа Спасителя, в котором Иларион сослужил Патриарху Тихону.

На другом типе иконографии святой изображается погрудно, иногда вполоборота, в темно-лиловой архиерейской мантии и черном клобуке с крестом, на груди панагия, десницей благословляет, в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом: «Без церкви несть спасения». Он показан не только как архиерей, но и как ученый богослов, защитник Церкви и Православия. Одна из таких икон находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме.

На иконе «Собор новомучеников и исповедников Российских» в храме Христа Спасителя, созданной ведущими иконописцами ПСТБИ, Иларион написан в богослужебном облачении в левой группе святителей (списки этого образа - в храмах Воскресения Христова в Кадашах, Казанской иконы Божией Матери в Реутове и др.).

Иларион включен в группу святителей в композиции Собора Российских новомучеников из храма свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, в городе Московском города Москвы.

В монументальной живописи святой изображен в росписи над входом в притвор собора Сретенского монастыря в одном из 3-х медальонов, окруженных растениями (вместе со Христом и прп. Марией Египетской) - в молении, без головного убора.
Существуют также живописные портреты св. Илариона.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4: 

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкве несть спасения.

Другой тропарь, глас 4:

Святителю Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, разум божественный стяжав, пред безбожники Христа дерзновенно исповедал еси, Егоже ради страдания претерпевая, людем верным возглашал еси: без Церкве несть спасения.

Кондак, глас 6:

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик российских, Руси святыя похвало, ты Церкви нашея слава и утверждение.

Другой кондак, глас 2:

Славу мира сего оставив, Христу доблественне последовал еси и, святительское служение восприим, венцем мученичества украсился еси, и ныне, Престолу Божию предстоя, молися, Иларионе, иерарше премудре, спастися душам нашим.

Молитва:

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Акафист святому Илариону есть, однако, он Церковью пока не утвержден (можно использовать только для домашнего чтения).

ХРАМЫ
Не посвящено.
Планируется строительство храма в честь святого в Черемушках (Научный проезд).


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Есть и утверждена Священным Синодом в июле 2013 года. Но служба дана только на день кончины святого в декабре, а на день обретения его мощей особой службы нет (вероятно, можно совершить в этот день службу такую же, как и в день его кончины).

КАРТИНЫ
Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
Центром почитания в Москве является Сретенский монастырь, который некоторое время он возглавлял и где ныне находятся его мощи.
Про святителя написано много статей в периодике и книгах.

ПРОПОВЕДИ
В 2008 и 2013 гг. Патриарх Кирилл произнес проповеди в день памяти святителя в Сретенском мон-ре.
Проповеди в честь святителя произносили сретенские иеромонахи Симеон Томачинский, Арсений Писарев и Игнатий Шестаков, а также архиепископ Феогност Сергиево-Посадский, схиигумен Валаамского мон-ря Серафим Покровский.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Был самым молодым архимандритом РПЦ в то время.

ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия. Тт. 7 и 22.
ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 125. Л. 44-46; Ф. 3431. Оп. 1. Д. 163. Л. 122-115; Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-34970; РГБ ОР. Ф. 172. Карт. 143. Ед. хр. 2; ЦА ФСБ. Д. Н-1780, Р-43193, Р-43791.
Гностицизм и Церковь в отношении к Новому завету // БВ. 1911. Т. 2. № 7/8; Очерки из истории догмата о Церкви. Серг. П., 1912. М., 1997Р; Христианство или Церковь? Серг. П., 1912; История плащаницы // БВ. 1912. Т. 1. № 2; № 3; Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков // Там же. Т. 2. № 5; № 6; Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом // Там же. Т. 3. № 9; Вопрос о Церкви в полемике блж. Августина против донатистов // Там же. № 10; О церковности духовной школы и богословской науки // Там же. Т. 4. № 11; Триединство божества и единство человечества // Голос Церкви. М., 1912. № 10; О необходимости историко-догматической апологии 9-го члена Символа веры // БВ. 1913. Т. 1. № 2; Покаяние в церкви и покаяние в католичестве // Голос Церкви. 1913. № 3; Священное Писание и Церковь // Там же. 1914. № 4; Прогресс и преображение // Там же. Т. 3. № 10/11; Единство идеала Христова: Письмо к другу // Христианин. 1915. Янв.; Христианства нет без Церкви. Серг. П., 1915; Богословие и свобода Церкви: (О задачах освободительной войны в области рус. богословия) // БВ. 1915. Т. 3. № 9; Грех против церкви: Думы о рус. интеллигенции: Вступ. чтения в МДА 26 авг. 1916 г. Пг., 1916; Новый Завет во II веке // Христианин. 1916. Март; Единство Церкви и Всемирная конференция христианства: Письмо г. Роберту Гардинеру, секретарю комиссии для устройства мировой конференции христианства. Серг. П., 1917; Открытие Всероссийского церковного Собора // БВ. 1917. Т. 2. № 8/9; Почему необходимо восстановить патриаршество? // Там же. № 10/12; Церковь как союз любви. М., 1998; Без церкви нет спасения: «Да не будут тебе бози инии…» М.; СПб., 2001; Письмо Д. А. Хомякову / Публ.: А. Петров // ЖМП. 2004. № 9; Творения: В 3 т. М., 2004; Христианства нет без Церкви: Сб. М., 2007.
Московские епархиальные ведомости. 1999, № 5-6. Созыкина Н. Образ нмч. Илариона (Троицкого): Формирование иконографии // Начала. СПб., 2008. № 18. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3; Иоанн Снычев. Церковные расколы и сщмч. Иларион, архиеп. Верейский: Житие и свидетельства. М., 2002; Польский. Ч. 1; Акты свт. Тихона; Волков С. Последние у Троицы: Воспоминания о МДА (1917-1920). М.; СПб., 1995; За Христа пострадавшие. Кн. 1; Цыпин. История РЦ; Августин Никитин. Архиеп. Иларион (Троицкий) (1886-1929): (К предстоящей канонизации) // Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6: Канонизация святых на Руси; Голубцов С. Материалы к биографиям профессоров и преподавателям МДА: Архиеп. Иларион (Троицкий) // БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 3; Дамаскин Орловский. Кн. 4; Кривошеева Н. Деятельность сщмч. Илариона (Троицкого) на Свящ. Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 // ЕжБК. 2000; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000; Асмус В. Архиепископ Иларион Троицкий и православное богословие // БСб. 2001. Вып. 7; Сафонов Д. Академическое служение сщмч. Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством: (По мат-лам публ. диспутов в Политехническом музее) // БВ. 2005. № 5/6 и Публичные диспуты сщмч. Илариона с обновленцами в 1923 г. // Альфа и Омега. 2005. № 2(43); Сщмч. Иларион, архиеп. Верейский: Жизнеописание. М., 2005; Религиозные диспуты в Москве в 1923 году // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История, история РПЦ. 2006. № 2(19); Гнедич П. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М., 2007; Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 2008; Свидетельства архим. Илариона (Троицкого) и свящ. Павла Флоренского о прекращении существования старой «Академии у Троицы» // БВ. 2009. № 8/9. База данных ПСТГУ "Новомученикип и исповедники Русской Церкви". Московские церковные ведомости. М., 1913, № 50. ЖМП. 1935, № 23-24. Православный собеседник. 1915, сентябрь. Известия Казанской епархии. 1913, №№ 27-28, 30. ЖМП. 1963, № 3. Вестник Священного Синода. 1923, № 4. Вестник русского студенческого христианского движения. Париж, 1930, № 11. Именной список ректоров и инспекторов Духовных Академий и семинарий на 1917 год. Елевферий, митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. Тодорович Т. К сорокалетию пастырства. Т. I. Архимандрит Иоанн Снычев. Церковные расколы. Заметки и дополнения Е.М. № 116.. ФПС III. ФАМ I, № 107. НЭС. Т. XIX, стб. 184. M. Pol'skij, Novye muceniki I; II. Prav. Put' 1980. Regel'son. Vest. russ. chr. dv. 134(1981). Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, passim; II. Ev. Theologie, 1975

Состояние на 26.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий