понедельник, 31 октября 2016 г.

Александр Пересвет

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Александр Пересвет и Андрей Ослябя

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Радонежские

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

преподобничество

ВРЕМЯ

14 век

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва, Московская область, Тульская область

ДНИ ПАМЯТИ

20 сентября (7 сентября ст. ст.) и в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

ЖИЗНЬ
Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр. Ослябя был любутским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Андрей.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева.

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. "Ничейный" исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Но есть версия, что Андрей Ослябя остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно несших службу у митрополитов.
МОЩИ
Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви Рождества Богородицы "на старом Симонове". Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в 19 веке обустроены приделом.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году.
Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве - древнейший известный рассказ "О побоище, иже на Дону", а также летописная "Повесть о Куликовской битве" сообщают о его гибели на Куликовом поле.

Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших.

Лишь "Задонщина", изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит "Повесть о Мамаевом побоище".

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В 17 веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша". В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").

 В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставили.

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Изображения преподобных Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии преподобного Сергия 16 века, в Лицевом летописном своде 2-й половины 16 века, на житийной иконе преподобного Сергия 1680 года, а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона святых Александра и Андрея (совместно с преподобным Сергием и благоверным князем Димитрием) была написана в 1980 году.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

ХРАМЫ
Не посвящены.

МОНАСТЫРИ
Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.

КАРТИНЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в 19 веке урезан, а в 20 веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

 В 2006 году храму Рождества Богородицы в Симонове был возвращен посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
ФОТО
Сень над надгробиями святых в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове
Икона святых у их надгробий в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове
ИСТОЧНИКИ
ПСРЛ, т. 4, ч. 1, вып. 1-2; 6; 15
Повести о Куликовской битве, М., 1959
Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в., Л., 1984
Памятники Куликовского цикла, М., 1998
Добролюбов, И., свящ., Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, Рязань, 1885, т. 2
Иероним (Алякринский), архим., Рязанские достопамятности, Рязань, 1889, 27, прим. 246.
Токмаков, И. Ф., Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря, М., 1892, вып. 1, 48.
Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, вып. 1: сент.
Барсуков, Источники агиографии, стб. 430-431.
Троицкий патерик, Серг. П., 1896 (репринт 1992)
Куликовская битва и подъем национального самосознания, Л., 1979 (ТОДРЛ, т. 34)
Куликовская битва в литературе и искусстве, М., 1980
Моисеев, Н. [Феофилакт (Моисеев), архим.], "600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.," БТ, 1981, сб. 22, 178-237
Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины, М., 1983
Минея (МП), июль, ч. 1
Дмитриев Л. Сказание о Мамаевом побоище. СККДР, вып. 2, ч. 2.
Андроник Трубачев, игум. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские. Православная энциклопедия, т. 1.


Состояние на 07.01.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий