ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Корнилий Комельский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Вологодский чудотворец
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
Корнилий Комельский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Вологодский чудотворец
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество
ВРЕМЯ
15-16 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; Вологодская область)
ДНИ ПАМЯТИ
1 июня (19 мая ст. ст.) - кончина и в Соборе Тверских святых
ЖИЗНЬ
ВРЕМЯ
15-16 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва; Вологодская область)
ДНИ ПАМЯТИ
1 июня (19 мая ст. ст.) - кончина и в Соборе Тверских святых
ЖИЗНЬ
Родился в 1457 году и происходил из знатного ростовского боярского рода Крюковых. Его дядя Лукиан служил при дворе благочестивой великой княгини Марии, супруги великого князя московского Василия Темного, куда и устроил юного Корнилия. Тогдашний великокняжеский двор не уступал в строгом исполнении всех правил церковного устава ни одной иноческой обители и отрок, получив лучшее по тем временам образование, сохранил чистоту сердца и нравов.
Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырь преподобного Кирилла Белозерского, за ним последовал и двадцатилетний Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической созерцательной жизни.
Приняв постриг, юный Корнилий с кротостью предал себя воле прозорливого многоопытного в духовной жизни старца Геннадия. Он начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне. Он носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг.
Проходя вся более тяжелые послушания и ревнуя о высшем совершенстве, преподобный Корнилий, испросив благословения своего духовного наставника, посетил многие обители близ Кирилло-Белозерского монастыря, стараясь приобретать духовную пользу из всего, что видел и слышал. Побывав во всех ближайших обителях, Корнилий направился к Новгороду, славившемуся тогда множеством иноческих обителей.
В Новгороде святитель Геннадий пытался удержать его при себе, но подвижник уклонился от почестей и поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода, потом жил в безмолвии в пустынях новгородских и тверских, претерпевая «труды многие: и жажду, и глад, студень же и зной Христа ради». Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, около пересечения рек Нурма и Талица неподалеку от Вологды, где из заброшенной разбойничьей хижины устроил себе келию.
После четырех лет уединения к месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и со временем убеждать его построить храм. Тогда и святой понял что пора отшельничества прошла и настало время послужить братии. В 1501 году на этом месте был построен деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий устав, написанный русским святым для монашествующих.
С годами увеличилось число иноков братии, появилась необходимость в строительстве большего храма. Предводимые своим игуменом, комельские отшельники сами принялись за работу, строили стены, плотничали, создавали иконы, переписывали церковные книги и изготовляли своими руками необходимую для храма утварь. В 1515 году по благословению митрополита Варлаама новый храм был возведен и освящен также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через некоторое время были достроены трапезная церковь, странноприимный дом и богадельня.
Преподобный Корнилий Комельский отличался особенной щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого, к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители.
Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря, заложив здесь основу новой обители. Затем он отправился в паломничество, некоторое время он подвизался в затворе в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Чераз несколько лет подвижник наконец повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию, а сам затворился в своей келии.
Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Братья вместе с наставником молились о спасении обители, и Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском. Вернувшись вторично в свою пустынь, преподобный Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. На четвертой Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Тайн и, благословив братию, отошел ко Господу в возрасте 82 лет, 19 мая 1537 года.
Приняв постриг, юный Корнилий с кротостью предал себя воле прозорливого многоопытного в духовной жизни старца Геннадия. Он начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне. Он носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг.
Проходя вся более тяжелые послушания и ревнуя о высшем совершенстве, преподобный Корнилий, испросив благословения своего духовного наставника, посетил многие обители близ Кирилло-Белозерского монастыря, стараясь приобретать духовную пользу из всего, что видел и слышал. Побывав во всех ближайших обителях, Корнилий направился к Новгороду, славившемуся тогда множеством иноческих обителей.
В Новгороде святитель Геннадий пытался удержать его при себе, но подвижник уклонился от почестей и поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода, потом жил в безмолвии в пустынях новгородских и тверских, претерпевая «труды многие: и жажду, и глад, студень же и зной Христа ради». Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, около пересечения рек Нурма и Талица неподалеку от Вологды, где из заброшенной разбойничьей хижины устроил себе келию.
После четырех лет уединения к месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и со временем убеждать его построить храм. Тогда и святой понял что пора отшельничества прошла и настало время послужить братии. В 1501 году на этом месте был построен деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий устав, написанный русским святым для монашествующих.
С годами увеличилось число иноков братии, появилась необходимость в строительстве большего храма. Предводимые своим игуменом, комельские отшельники сами принялись за работу, строили стены, плотничали, создавали иконы, переписывали церковные книги и изготовляли своими руками необходимую для храма утварь. В 1515 году по благословению митрополита Варлаама новый храм был возведен и освящен также в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Через некоторое время были достроены трапезная церковь, странноприимный дом и богадельня.
Преподобный Корнилий Комельский отличался особенной щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе. За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого, к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители.
Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря, заложив здесь основу новой обители. Затем он отправился в паломничество, некоторое время он подвизался в затворе в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Чераз несколько лет подвижник наконец повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию, а сам затворился в своей келии.
Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Братья вместе с наставником молились о спасении обители, и Господь внял их молитвам. Татары неожиданно отступили в паническом бегстве, приняв покинутый монастырь за грозно вооруженную крепость с многочисленным войском. Вернувшись вторично в свою пустынь, преподобный Корнилий опять затворился и стал готовиться к исходу. Он завещал инокам строго соблюдать монастырский устав, жить в мире и согласии друг с другом. На четвертой Неделе по Пасхе святой был в церкви, причастился Святых Тайн и, благословив братию, отошел ко Господу в возрасте 82 лет, 19 мая 1537 года.
МОЩИ
Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Тело преподобного Корнилия при огромном стечении народа и всеобщем плаче было погребено близ Введенского храма.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
О святости преподобного свидетельствовал и сонм его учеников также прославившихся святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илозерский, Адриан Пошехонский, Лаврентий и Кассиан Комельские.
Общецерковное празднование преподобному Корнилию совершаемое 19 мая было установлено 25 января 1600 года патриархом Иовом и собором епископов.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Святые мощи его были впоследствии прославлены многочисленными чудесами.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Устав
АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Не отмечено.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 4
От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь, житейския молвы оставил еси, преподобне, ревнитель Антонию Великому быв, безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником. Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, спастися душам нашим.
Другой тропарь, глас 8
Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобне, слезами же мысленнаго фараона потопил еси и вместо скорби радость обрел еси, предстоя Христови в лице святых, поминай, молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш.
Кондак, глас 8
Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.
Молитва
О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче Корнилие! К тебе с верою и любовию усердно прибегающе, умиленно просим тя, небеснаго предстателя нашего: яви нам, смиренным и грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не дерзаем, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о нужных нам на потребу, но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем, верующе несомненно, яко вся благая имееши нам испросити у благости Его, аще токмо восхощеши. Испроси убо нам, угодниче Божий, у Всещедраго и Человеколюбца Бога, веру праву, благочестие непоколебимое, покаяние совершенное, жития исправление решительное, да прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей и сподобимся прощения грехов наших от Него получити. Умоли, чудотворче святый, Царя царствующих и Господа господствующих даровати мир и благостроение стране нашей, яко познают вся противляющиеся ей, яко с нами Бог и святии угодницы Его. Сохрани, святче Божий, молитвами твоими Церковь Христову от ересей и расколов, суеверия и неверия человеческаго, да цветет в ней святое Православие во всей силе и приносит плоды спасительныя душам. Соблюди от всякаго зла и обитель тобою созданную, и вся живущия и подвизающияся в ней по твоим уставам, да целы и невредимы пребудут от искушений врага спасения человеческаго. Призри милостивно и на предстоящия тебе и молящияся люди, иже в обитель твою приходят на поклонение, и вся прошения их во благо исполни: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим вспоможение скоро подаждь. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище Христовом у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имея велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа, сего ради крепко на тя уповаем и на святыя твоя молитвы зело надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в небурное пристанище спасения и наследники покажеши нас всесветлого Царствия Христова. Не посрами же, святче отче наш, упования нашего и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.
ХРАМЫ
От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь, житейския молвы оставил еси, преподобне, ревнитель Антонию Великому быв, безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу, бдением, и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником. Темже молися Господеви, Корнилие блаженне, спастися душам нашим.
Другой тропарь, глас 8
Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобне, слезами же мысленнаго фараона потопил еси и вместо скорби радость обрел еси, предстоя Христови в лице святых, поминай, молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш.
Кондак, глас 8
Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови, и Тому измлада, яко Ангел, послужил еси, блаженне, и силою Его пустыню, яко град сотворил еси, множество же ученик в ней собрал еси, ихже Богодухновенными ученьми просветил еси. Тем вопием ти: радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение.
Молитва
О священная главо, земный Ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче Корнилие! К тебе с верою и любовию усердно прибегающе, умиленно просим тя, небеснаго предстателя нашего: яви нам, смиренным и грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не дерзаем, с свободою чад Божиих, просити Господа и Владыку нашего о нужных нам на потребу, но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем, верующе несомненно, яко вся благая имееши нам испросити у благости Его, аще токмо восхощеши. Испроси убо нам, угодниче Божий, у Всещедраго и Человеколюбца Бога, веру праву, благочестие непоколебимое, покаяние совершенное, жития исправление решительное, да прочее не прогневляем Господа нарушением святых Его заповедей и сподобимся прощения грехов наших от Него получити. Умоли, чудотворче святый, Царя царствующих и Господа господствующих даровати мир и благостроение стране нашей, яко познают вся противляющиеся ей, яко с нами Бог и святии угодницы Его. Сохрани, святче Божий, молитвами твоими Церковь Христову от ересей и расколов, суеверия и неверия человеческаго, да цветет в ней святое Православие во всей силе и приносит плоды спасительныя душам. Соблюди от всякаго зла и обитель тобою созданную, и вся живущия и подвизающияся в ней по твоим уставам, да целы и невредимы пребудут от искушений врага спасения человеческаго. Призри милостивно и на предстоящия тебе и молящияся люди, иже в обитель твою приходят на поклонение, и вся прошения их во благо исполни: болящим исцеление, скорбящим утешение, бедствующим вспоможение скоро подаждь. Всем же нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, тихое и богоугодное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на страшном судище Христовом у Всемилостиваго Бога исходатайствуй, яко воистину имея велие к Нему дерзновение. Ей, отче, вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Вседержителя Господа, сего ради крепко на тя уповаем и на святыя твоя молитвы зело надеемся, яко ты приведеши нас предстательством твоим в небурное пристанище спасения и наследники покажеши нас всесветлого Царствия Христова. Не посрами же, святче отче наш, упования нашего и сподоби нас вкупе с тобою блаженства райскаго наслаждатися, да славим, хвалим и величаем великую милость к нам Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое благое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.
ХРАМЫ
Не посвящены.
МОНАСТЫРИ
МОНАСТЫРИ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых.
Состояние на 11.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий