понедельник, 31 октября 2016 г.

Амвросий Полянский

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

 Амвросий Полянский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

исповедничество (священномученик, новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

Рязанская область, г. Москва; г. Казань,  Урал и Сибирь, Соловецкие острова, Ямало-Ненецкий Автономный округ; Украина; Казахстан

ДНИ ПАМЯТИ

  20 декабря (7 декабря ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Рязанских святых и новомучеников и исповедников Соловецких

ЖИЗНЬ
Александр родился 12 ноября 1878 года в селе Пителино Тамбовской губернии (ныне Рязанская область). Происходил из старинного священнического рода. Окончил церковно-приходскую школу в родном селе.

В 1887 году поступил в Шацкое духовное училище Тамбовской губернии.

В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию, в том же году поступил в Казанскую духовную академию.

В 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в иеродиакона, в 1902 году - в иеромонаха.

После окончания Казанской духовной академии в 1903 году со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской лавры в звании соборного иеромонаха.

В 1906 году был назначен ректором Киевской семинарии и возведен в сан архимандрита. Отличался глубоким благочестием и смирением, пользовался уважением как учеников семинарии, так и священноначалия, в частности митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии Амвросия в сан епископа, но, ценя его благочестие и труды на поприще подготовки юношей к церковному служению, митрополит Флавиан всякий раз в этом случае говорил: "Он мне нужен".

22 октября 1918 года был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.

С 1922 года - правящий епископ Каменец-Подольский и Брацлавский.
Вскоре обновленческий Подольский архиепископ Пимен Пегов предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. После отказа Амвросия, Пимен и товарищ председателя обновленческого ВЦУ подали доклады в ОГПУ, на основании которых Амвросий был арестован по ложному обвинению в том, что якобы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников.

В 1923 году был выслан из Украины и поселился в Москве, после чего Подольская епархия при поддержке советских властей была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

В конце сентября 1923 года был участником собрания 27 архиереев, в Московском монастыре Донской иконы Божией Матери обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. Амвросий, высказалось против примирения и объединения с обновленцами.

В 1924 году снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал.

12 апреля 1925 года принимал участие в погребении св. Патриарха Тихона. Подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру Полянскому.

В этом же году был вновь назначен управляющим Каменец-Подольской епархией, но выехать в нее не успел.

В конце ноября 1925 года в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митрополиту Петру Полянскому в управлении Русской Православной Церкви, среди них был и епископ Амвросий. Ему, как и епископу Герману Ряшенцеву, было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского Синода". Во время следствия содержался в Бутырской тюрьме.

21 мая 1926 года Особым Совещением при Коллегии ОГПУ СССР епископ был к 3 годам концлагерей, по обвинению, что он являлся деятельным участником церковно-монархической группы, поставившей себе целью использование церкви в целях нанесения ущерба соввласти, путем концентрации антисоветского элемента. Вместе с архиепископом Херсонским сщмч. Прокопием Титовым был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).

В июле 1926 года года принимал участие в составлении "Памятной записки соловецких епископов".
30 ноября 1928 года епископу Амвросию и архиепископу Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую область. 7 апреля они прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апреля епископы вновь были арестованы и заключены в Тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца.

С началом судоходства они были доставлены в город Обдорск (ныне Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц епископ Амвросий был отправлен в деревню Шурышкары Остяко-Вагульского района, где пробыл до 5 июля 1931 года, после чего был возвращен в Обдорск.

30 июля 1931 года епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.

В сентябре 1931 года следствие по делу Амвросия и архиепископа Прокопия было закончено, архиереи отправлены в Тобольскую тюрьму.

14 декабря 1931 года Особое Совещание при коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.

По некоторым данным, весной 1932 года епископ Амвросий находился в Алма-Ате.

В начале сентября 1932 года прибыл в город Туркестан. Там владыке сказали, что местом жительства ему определено село Сузак, в 120 км от Туркестана. В дороге епископ получил сильные солнечные ожоги и едва добрался до места ссылки.
По приезде в Сузак он попал в больницу, где скончался 20 декабря 1932 года. По другой версии, умер в 1934 году от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение Сузак. Из устных рассказов известно, что Владыка, облаченный в черную рясу, ехал по раскаленной солнцем степи на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: "Поп, слезай с верблюда!". Ответа не последовало - владыка был мертв
ЗАХОРОНЕНИЕ
Неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина "О граде Божием".

АФОРИЗМЫ
Нет.

ИКОНОГРАФИЯ
Не разработаны.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
Дамаскин (Орловский), игум. Амвросий (Полянский Александр Алексеевич) // Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.2: Алексий, человек Божий-Анфим Анхиальский. М.: "Православная энциклопедия", 2001
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1
Левитин, Шавров. Очерки смуты. 1978. Ч. 2
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1
Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6
Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2)
Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн. 2
Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917
Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2002
Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.
Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998
За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006
ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Т.1. Л.142-142об.
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.73.
Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Арх. № 2612
ГАРО. Ф. Р-6775. Коллекция по истории религии. Оп. 1. Д. № 75. [Мат-лы (справки, биогр. данные, переписка) о нмч. Рязанской земли. Еп. Амвросий (Полянский Александр Сергеевич)].

Состояние на 19.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий