ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Александра Червякова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
Александра Червякова
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
преподобничество и мученичество (новомученица Церкви Русской, или Российская)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
13 октября (30 сентября ст. ст.) и в Соборах Бутовских новомучеников и новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
ЖИЗНЬ
Родилась в 1873 году в Курске. Отец ее занимал должность эконома в Дворянском собрании Курска. Получила "низшее" образование.
Неизвестно, в каком монастыре подвизалась Мария и где приняла монашеский постриг, но в начале 1920-х годов, когда многие монастыри были уже разорены, а их насельники рассеяны по городам и весям советской России, она приняла постриг в схиму с именем Александра в память святого благоверного князя Александра Невского. К этому времени схимонахиня Александра уже стала хорошо известна православным как благочестивая и прозорливая старица.
Все последние годы своей жизни она тяжело болела, почти ослепла, приходящих к ней она зачастую могла узнать только по голосу, но все недуги и скорби она переносила с величайшим смирением; для верующих ее долготерпение, неропотливость и смиренное принятие креста Христова были образцом христианского умонастроения. В московский дом, где она поселилась, за советом и с просьбой помолиться приходило множество народа – монахи и священники московских церквей, благочестивые миряне; те, кто жил в других городах, писали ей письма, задавая вопросы, испрашивая благословения и прося помолиться. У нее в квартире останавливались возвращающиеся из ссылки священники и постоянно находилось несколько послушниц, так что образовывалась небольшая монашеская община и служилась литургия.
На вопросы приходящих схимонахиня Александра отвечала, используя куклы. Верующие помогали ей материально, но все, что она получала, она отсылала многим и многим нуждающимся, в которых тогда не было недостатка в обездоленной и страждущей Руси, о чем свидетельствуют многие письма с выражением глубокой благодарности и признательности за оказанную милость.
Одной из старинных благочестивых традиций православных людей было совершение паломничеств к святыням, в частности ко святым источникам. Одним из таких был в то время источник в селе Косино под Москвой, сюда приходило много верующих помолиться и взять воды. Когда спрашивали схимонахиню Александру, куда пойти еще помолиться, чтобы получить исцеление от телесной немощи, то она всегда советовала пойти на святые источники в Косино. Кроме того, и в Филях, где жила схимонахиня, ею были указаны четыре чудотворных источника, из которых она брала воду сама и советовала брать верующим. Властями такие паломничества расценивались как преступление, и впоследствии эти советы схимонахини Александры были поставлены ей в вину.
26 августа 1937 года была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. 2 сентября она была допрошена.
– Вы находитесь без определенных занятий, на какие же средства вы существуете? – спросил следователь.
– Средствами к существованию служат мне приношения, которые я получаю от своих почитателей.
– Следствие располагает данными, что вы среди своих почитателей выдавали себя за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
– Я себя за блаженную и прозорливую не выдавала, но не отрицаю, что меня считали блаженной и прозорливой.
– Следствие располагает данными, что вы среди своих почитателей распространяли различные контрреволюционные провокационные слухи и занимались врачеванием. Вы это подтверждаете?
– Не отрицаю, ко мне обращались за помощью и различными советами, но я больных не врачевала; за советами ко мне обращались больше всего по семейным делам, чтобы я помогла в семейной жизни, у одних муж пьет, у других бросил семью. Я им рекомендовала больше уважать мужей, больше молиться, детей воспитывать в страхе Господнем и учить их слову Божию. О советской власти я говорила, что советская власть послана нам в наше наказание.
Один из дежурных свидетелей, священник, давая показания сотруднику НКВД о схимонахине Александре спустя месяц после ее ареста, сказал: «В присутствии своих почитателей блаженная Александра высказывала и террористические настроения. Так, в моем присутствии возник разговор о героях Советского Союза. Блаженная Александра заявила: "Героем был бы тот, кто с аэроплана бросил бы бомбу на правителей во время их демонстрации, тогда все бы свободно вздохнули. И он был бы национальным героем”».
Схимонахиня Александра была обвинена в том, что являлась активной участницей контрреволюционной церковномонархической группы и в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих, высказывала террористические и фашистские настроения, своих почитателей склоняла к принятию тайного монашества, а у нее на квартире совершались тайные богослужения и тайные пострижения в монашество.
8 октября тройка НКВД по Московской области приговорила схимонахиню Александру к расстрелу за участие в контрреволюционной церковно - монархической группе вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым), схимонахиней Михаилой (Ивановой), Иваном Золотовым, Николаем Гусевым, Аполлинарией Тупицыной, Матреной Конюховой.
13 октября 1937 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой.
Неизвестно, в каком монастыре подвизалась Мария и где приняла монашеский постриг, но в начале 1920-х годов, когда многие монастыри были уже разорены, а их насельники рассеяны по городам и весям советской России, она приняла постриг в схиму с именем Александра в память святого благоверного князя Александра Невского. К этому времени схимонахиня Александра уже стала хорошо известна православным как благочестивая и прозорливая старица.
Все последние годы своей жизни она тяжело болела, почти ослепла, приходящих к ней она зачастую могла узнать только по голосу, но все недуги и скорби она переносила с величайшим смирением; для верующих ее долготерпение, неропотливость и смиренное принятие креста Христова были образцом христианского умонастроения. В московский дом, где она поселилась, за советом и с просьбой помолиться приходило множество народа – монахи и священники московских церквей, благочестивые миряне; те, кто жил в других городах, писали ей письма, задавая вопросы, испрашивая благословения и прося помолиться. У нее в квартире останавливались возвращающиеся из ссылки священники и постоянно находилось несколько послушниц, так что образовывалась небольшая монашеская община и служилась литургия.
На вопросы приходящих схимонахиня Александра отвечала, используя куклы. Верующие помогали ей материально, но все, что она получала, она отсылала многим и многим нуждающимся, в которых тогда не было недостатка в обездоленной и страждущей Руси, о чем свидетельствуют многие письма с выражением глубокой благодарности и признательности за оказанную милость.
Одной из старинных благочестивых традиций православных людей было совершение паломничеств к святыням, в частности ко святым источникам. Одним из таких был в то время источник в селе Косино под Москвой, сюда приходило много верующих помолиться и взять воды. Когда спрашивали схимонахиню Александру, куда пойти еще помолиться, чтобы получить исцеление от телесной немощи, то она всегда советовала пойти на святые источники в Косино. Кроме того, и в Филях, где жила схимонахиня, ею были указаны четыре чудотворных источника, из которых она брала воду сама и советовала брать верующим. Властями такие паломничества расценивались как преступление, и впоследствии эти советы схимонахини Александры были поставлены ей в вину.
26 августа 1937 года была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. 2 сентября она была допрошена.
– Вы находитесь без определенных занятий, на какие же средства вы существуете? – спросил следователь.
– Средствами к существованию служат мне приношения, которые я получаю от своих почитателей.
– Следствие располагает данными, что вы среди своих почитателей выдавали себя за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете?
– Я себя за блаженную и прозорливую не выдавала, но не отрицаю, что меня считали блаженной и прозорливой.
– Следствие располагает данными, что вы среди своих почитателей распространяли различные контрреволюционные провокационные слухи и занимались врачеванием. Вы это подтверждаете?
– Не отрицаю, ко мне обращались за помощью и различными советами, но я больных не врачевала; за советами ко мне обращались больше всего по семейным делам, чтобы я помогла в семейной жизни, у одних муж пьет, у других бросил семью. Я им рекомендовала больше уважать мужей, больше молиться, детей воспитывать в страхе Господнем и учить их слову Божию. О советской власти я говорила, что советская власть послана нам в наше наказание.
Один из дежурных свидетелей, священник, давая показания сотруднику НКВД о схимонахине Александре спустя месяц после ее ареста, сказал: «В присутствии своих почитателей блаженная Александра высказывала и террористические настроения. Так, в моем присутствии возник разговор о героях Советского Союза. Блаженная Александра заявила: "Героем был бы тот, кто с аэроплана бросил бы бомбу на правителей во время их демонстрации, тогда все бы свободно вздохнули. И он был бы национальным героем”».
Схимонахиня Александра была обвинена в том, что являлась активной участницей контрреволюционной церковномонархической группы и в контрреволюционных целях выдавала себя за блаженную, проводила массовый прием верующих, высказывала террористические и фашистские настроения, своих почитателей склоняла к принятию тайного монашества, а у нее на квартире совершались тайные богослужения и тайные пострижения в монашество.
8 октября тройка НКВД по Московской области приговорила схимонахиню Александру к расстрелу за участие в контрреволюционной церковно - монархической группе вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым), схимонахиней Михаилой (Ивановой), Иваном Золотовым, Николаем Гусевым, Аполлинарией Тупицыной, Матреной Конюховой.
13 октября 1937 года была расстреляна на полигоне Бутово под Москвой.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронена в неизвестной (общей) могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставила.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянута.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. Тверь: Булат, 2004.
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. Тверь: Булат, 2004.
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3. Тверь, 2005
База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 12.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий