ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Иоанн Калабухов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Ступинский район - село Толбино, г. Коломна и Коломенский район - село Протопопово; Архангельская область, Северный край
ГЕОГРАФИЯ
г. Москва и Московская область: Ступинский район - село Толбино, г. Коломна и Коломенский район - село Протопопово; Архангельская область, Северный край
ДНИ ПАМЯТИ
26 февраля (13 февраля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников
ЖИЗНЬ
Родился 13 ноября 1873 года в селе Толбино Серпуховского уезда (После революции - с. Толбино Михневского р-на Серпуховского округа Московской области) в семье священника.
С 1900 года работал в Москве в булочной фирме приказчиком.
В 1908 года переехал в Архангельск, где год работал весовщиком на железнодорожной станции, а после приказчиком у частного булочника.
В 1915 году поступил в Архангельскую духовную семинарию, которую закончил экстерном.
В апреле 1917 года был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Холмогорского уезда.
В 1920 году перешел служить в село Смотраковское Шенкурского района той же губернии. С 1919 по 1920 годы Архангельская губерния находилась под властью белых.
В 1920 году отец Иоанн судом города Шенкурска был приговорен к 3 месяцам лишения свободы за антисоветскую проповедь.
В Шенкурском районе отец Иоанн прослужил до 1925 года. В соседнем селе Боголюбском поселился высланный советской властью священник Георгий Беляев, по рекомендации которого отец Иоанн поехал на его место в село Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Среди верующих Протопопова отец Георгий пользовался авторитетом, поэтому на приходском собрании отец Иоанн был единогласно избран кандидатом на занятие вакантного священнического места в Троицкий храм. После утверждения его кандидатуры правящим епископом отец Иоанн стал здесь служить, как и отец Георгий, заботясь о благолепии храма. Верующие добровольно собирали средства для текущего ремонта и закупки всего необходимого. После отбытия срока ссылки отец Георгий в 1925 году по благословению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был пострижен епископом Коломенским Феодосием (Ганецким) в монашество с именем Никон и назначен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь Коломны. Несколько раз до своего нового ареста и ссылки отец Никон вместе с отцом Иоанном совершали богослужение в Троицком храме села Протопопова.
В конце 1920-х годов советская власть снова начала беспощадные гонения на Церковь. В сентябре 1929 года в Протопопове умерла пожилая женщина. Её дети жили со своими семьями отдельно, с ней проживала только старшая дочь, которая была активной безбожницей. Узнав, что остальные родственники пригласили отца Иоанна совершить отпевание, дочка покойной пришла в дом к священнику и запретила ему приходить, так как желала проводить гражданские похороны с оркестром и не хотела, чтобы мать была предана земле по православному. При этом она подчеркнула, что её мать была неверующей. Отец Иоанн знал, что умершая была верующей, так как сам её недавно исповедовал и причащал, знал он и о том, что она, будучи больным старым человеком, всецело находилась в материальной зависимости от неверующей дочки и поэтому старалась не проявлять своего отношения к Церкви. На требование пришедшей отец Иоанн ответил, что в дом к ней не пойдёт, но если родственники принесут гроб в церковь, то отпевать будет. Узнав о случившемся, родственники умершей добились по совету отца Иоанна письменного разрешения от местного сельсовета на церковное погребение. Вечером 21 сентября он пришёл в дом для совершения заупокойного богослужения. У гроба почившей отца Иоанна встретила дочка-безбожница.
– Зачем ты пришел? – спросила она священника.
– Вот, ваши родственники дали мне письменное разрешение от власти, я и пришёл, – ответил отец Иоанн.
Дочь начала плакать. Мужчины, бывшие в это время в доме, вывели её в соседнюю комнату.
26 сентября уполномоченный коломенского отдела ОГПУ Чесноков завёл следственное дело на священника. В вину ему ставилось то, что "Калабухов всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово". В этот же день отца Иоанна арестовали и допросили.
Следователь поинтересовался об отношении священника к советской власти. "После революции 1917 года с переходом власти к советам моё отношение к советской власти не было сочувственное, – ответил отец Иоанн. – Причиной этого было следующее: в церковь врывались без всякого соблюдения порядка и приличия, входили в шапках, курили и чуть ли не устраивали танцы. На меня, как на человека религиозного, это действовало отрицательно, и приход советской власти мною не был встречен сочувственно. В дальнейшем советскую власть я рассматривал как и всякую власть – от Бога".
В качестве свидетельницы 1 октября была допрошена учительница села Протопопова, которая сказала: "Религиозная работа церковников в селе чувствуется на учащихся. Среди детей моей группы замечаются иногда выражения недовольства против введения каких-либо новшеств, были случаи ученики высказывали недовольство против занятий в воскресенье. Двое учеников долгое время в церкви прислуживали священнику, и только, когда весь класс стал над ними смеяться, один из них прислуживание прекратил... Многие из учеников ходят петь на клиросе, бывает так: начинаются занятия, а часть ребят поют в церкви... Кроме того, неоднократно мне со стороны учеников были заявления, что священник при встрече кого-либо из них или при обходе с молебнами домов заставлял, убеждал обязательно ходить в церковь... С неделю тому назад мне была подброшена анонимная записка, следующего содержания: «Не хотим учиться в воскресенье и отдыхать во вторник. Долой вторник, да здравствует воскресенье»".
1-2 октября состоялись заседания церковного совета Троицкого храма. Собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому за него надо хлопотать о его освобождении. Чтобы не навлечь подозрений на церковный совет, было принято решение в ближайшее время провести собрание всего прихода. На нём верующие сами выступили с этой инициативой.
Через несколько дней ОГПУ были также арестованы псаломщик, заместитель председателя церковного совета, а также церковный староста Иван Летников. Всё время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме.
23 декабря 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к 3 годам заключения в концлагерь, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года.
С 1900 года работал в Москве в булочной фирме приказчиком.
В 1908 года переехал в Архангельск, где год работал весовщиком на железнодорожной станции, а после приказчиком у частного булочника.
В 1915 году поступил в Архангельскую духовную семинарию, которую закончил экстерном.
В апреле 1917 года был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Холмогорского уезда.
В 1920 году перешел служить в село Смотраковское Шенкурского района той же губернии. С 1919 по 1920 годы Архангельская губерния находилась под властью белых.
В 1920 году отец Иоанн судом города Шенкурска был приговорен к 3 месяцам лишения свободы за антисоветскую проповедь.
В Шенкурском районе отец Иоанн прослужил до 1925 года. В соседнем селе Боголюбском поселился высланный советской властью священник Георгий Беляев, по рекомендации которого отец Иоанн поехал на его место в село Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Среди верующих Протопопова отец Георгий пользовался авторитетом, поэтому на приходском собрании отец Иоанн был единогласно избран кандидатом на занятие вакантного священнического места в Троицкий храм. После утверждения его кандидатуры правящим епископом отец Иоанн стал здесь служить, как и отец Георгий, заботясь о благолепии храма. Верующие добровольно собирали средства для текущего ремонта и закупки всего необходимого. После отбытия срока ссылки отец Георгий в 1925 году по благословению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был пострижен епископом Коломенским Феодосием (Ганецким) в монашество с именем Никон и назначен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь Коломны. Несколько раз до своего нового ареста и ссылки отец Никон вместе с отцом Иоанном совершали богослужение в Троицком храме села Протопопова.
В конце 1920-х годов советская власть снова начала беспощадные гонения на Церковь. В сентябре 1929 года в Протопопове умерла пожилая женщина. Её дети жили со своими семьями отдельно, с ней проживала только старшая дочь, которая была активной безбожницей. Узнав, что остальные родственники пригласили отца Иоанна совершить отпевание, дочка покойной пришла в дом к священнику и запретила ему приходить, так как желала проводить гражданские похороны с оркестром и не хотела, чтобы мать была предана земле по православному. При этом она подчеркнула, что её мать была неверующей. Отец Иоанн знал, что умершая была верующей, так как сам её недавно исповедовал и причащал, знал он и о том, что она, будучи больным старым человеком, всецело находилась в материальной зависимости от неверующей дочки и поэтому старалась не проявлять своего отношения к Церкви. На требование пришедшей отец Иоанн ответил, что в дом к ней не пойдёт, но если родственники принесут гроб в церковь, то отпевать будет. Узнав о случившемся, родственники умершей добились по совету отца Иоанна письменного разрешения от местного сельсовета на церковное погребение. Вечером 21 сентября он пришёл в дом для совершения заупокойного богослужения. У гроба почившей отца Иоанна встретила дочка-безбожница.
– Зачем ты пришел? – спросила она священника.
– Вот, ваши родственники дали мне письменное разрешение от власти, я и пришёл, – ответил отец Иоанн.
Дочь начала плакать. Мужчины, бывшие в это время в доме, вывели её в соседнюю комнату.
26 сентября уполномоченный коломенского отдела ОГПУ Чесноков завёл следственное дело на священника. В вину ему ставилось то, что "Калабухов всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово". В этот же день отца Иоанна арестовали и допросили.
Следователь поинтересовался об отношении священника к советской власти. "После революции 1917 года с переходом власти к советам моё отношение к советской власти не было сочувственное, – ответил отец Иоанн. – Причиной этого было следующее: в церковь врывались без всякого соблюдения порядка и приличия, входили в шапках, курили и чуть ли не устраивали танцы. На меня, как на человека религиозного, это действовало отрицательно, и приход советской власти мною не был встречен сочувственно. В дальнейшем советскую власть я рассматривал как и всякую власть – от Бога".
В качестве свидетельницы 1 октября была допрошена учительница села Протопопова, которая сказала: "Религиозная работа церковников в селе чувствуется на учащихся. Среди детей моей группы замечаются иногда выражения недовольства против введения каких-либо новшеств, были случаи ученики высказывали недовольство против занятий в воскресенье. Двое учеников долгое время в церкви прислуживали священнику, и только, когда весь класс стал над ними смеяться, один из них прислуживание прекратил... Многие из учеников ходят петь на клиросе, бывает так: начинаются занятия, а часть ребят поют в церкви... Кроме того, неоднократно мне со стороны учеников были заявления, что священник при встрече кого-либо из них или при обходе с молебнами домов заставлял, убеждал обязательно ходить в церковь... С неделю тому назад мне была подброшена анонимная записка, следующего содержания: «Не хотим учиться в воскресенье и отдыхать во вторник. Долой вторник, да здравствует воскресенье»".
1-2 октября состоялись заседания церковного совета Троицкого храма. Собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому за него надо хлопотать о его освобождении. Чтобы не навлечь подозрений на церковный совет, было принято решение в ближайшее время провести собрание всего прихода. На нём верующие сами выступили с этой инициативой.
Через несколько дней ОГПУ были также арестованы псаломщик, заместитель председателя церковного совета, а также церковный староста Иван Летников. Всё время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме.
23 декабря 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к 3 годам заключения в концлагерь, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года.
В 1932 году по отбытии наказания в Котласе священник Иоанн Калабухов вернулся в Протопопово и восстановил служение в Троицком храме. При выдаче паспорта ему, как бывшему заключенному, запретили проживание в режимной зоне и с 1933 года он переселился в село Озерицы Луховицкого района и служил в Ильинском храме.
16 февраля 1938 года был арестован и сразу же допрошен.
– В 1937 году на праздник Ильин день вы говорили в церкви проповедь о том, что настало смутное время и со стороны коммунистов идет гонение на Церковь, потерпите, скоро придет конец. Говорили вы такую проповедь?
– Нет, такой проповеди я не мог говорить и не говорил, и вообще я проповедей не говорил совсем.
– В январе 1938 года вы ходили в деревне Ивняги с молебном по домам или нет?
– Нет, не ходил. На это нужно разрешение сельсовета. Я один раз попробовал, обратился в 1936 году в сельсовет за разрешением, но сельсовет разрешения не дал, и я больше не обращался и с молебнами по приходу не ходил.
– Что это за проповедь письменная отобрана у вас под заглавием "Христос Воскресе", зачем она у вас, кто её писал и для чего?
– Эта проповедь оставлена моим предшественником, эта проповедь – огласительное пасхальное слово Иоанна Златоустого.
– Признаёте себя виновным в том, что вы вели агитацию среди населения в церкви и по домам колхозников против коммунистов и существующего строя или нет?
– Нет, такой агитации я не вёл, да и вести не мог, так как хорошо знаю, что это делать нельзя. К советской власти я совершенно лоялен.
17 февраля 1938 года отец Иоанн был переведён в Коломенскую тюрьму, а оттуда в Таганскую.
21 февраля тройкой НКВД по Московской области он был приговорён к смертной казни за "антисоветскую агитацию среди прихожан церкви".
26 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово.
16 февраля 1938 года был арестован и сразу же допрошен.
– В 1937 году на праздник Ильин день вы говорили в церкви проповедь о том, что настало смутное время и со стороны коммунистов идет гонение на Церковь, потерпите, скоро придет конец. Говорили вы такую проповедь?
– Нет, такой проповеди я не мог говорить и не говорил, и вообще я проповедей не говорил совсем.
– В январе 1938 года вы ходили в деревне Ивняги с молебном по домам или нет?
– Нет, не ходил. На это нужно разрешение сельсовета. Я один раз попробовал, обратился в 1936 году в сельсовет за разрешением, но сельсовет разрешения не дал, и я больше не обращался и с молебнами по приходу не ходил.
– Что это за проповедь письменная отобрана у вас под заглавием "Христос Воскресе", зачем она у вас, кто её писал и для чего?
– Эта проповедь оставлена моим предшественником, эта проповедь – огласительное пасхальное слово Иоанна Златоустого.
– Признаёте себя виновным в том, что вы вели агитацию среди населения в церкви и по домам колхозников против коммунистов и существующего строя или нет?
– Нет, такой агитации я не вёл, да и вести не мог, так как хорошо знаю, что это делать нельзя. К советской власти я совершенно лоялен.
17 февраля 1938 года отец Иоанн был переведён в Коломенскую тюрьму, а оттуда в Таганскую.
21 февраля тройкой НКВД по Московской области он был приговорён к смертной казни за "антисоветскую агитацию среди прихожан церкви".
26 февраля 1938 года был расстрелян на полигоне Бутово.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в общей ныне неизвестной могиле на полигоне Бутово в Московской области.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
7 мая 2003 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не произнесены.
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 23
База данных ПСТГУ "Новомученикип и исповедники Русской Церкви"
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.: Зачатьевский монастырь, 1997
Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005.
Состояние на 19.03.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий