понедельник, 31 октября 2016 г.

Николай Агафоников


ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Николай Агафоников

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (новомученик и священномученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ

19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Киров и Ивановская область; г. Москва и Московская область: г. Подольск и Подольский район - села Ворсино и Ерино, г. Серпухов

ДНИ ПАМЯТИ

5 ноября (23 октября ст. ст.), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских) и Бутовских новомучеников

ЖИЗНЬ

Родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника, и супруги его Марии, дочери псаломщика Андрея и Пелагии Трониных. Мария обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трёхсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на Василия и его старших братьев Николая и Александра.

"По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у неё будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен..."

В их доме царили мир и покой. Они вели примерную семейную жизнь, оба отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью ко всему живому, старались воспитать эти качества и в своём сыне. Мать Коли обладала редкой добротой, глубокой набожностью и старалась с детства приучить его к искренней молитве, приводя в пример слова Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства Коля приобщился к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. В своих воспоминаниях о. Николай пишет: «...Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие...». В это же время он так серьёзно и ответственно несёт послушание пономаря, что прихожане удивлены смышлёности мальчика, усердию и аккуратности в исполнении своих обязанностей, внимательности, с какой помогает при богослужении.

Обучался в Медянском мужском земском начальном училище, в училище его отдали в возрасте семи лет.

Затем обучался в Вятском духовном училище. Сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс.

В 1897 году окончил Вятскую духовную семинарию. Женился на Нине, урожденной Федоровой. Отец Николай был очень начитанным, любил музыку. Играл на скрипке, рояле, имел прекрасный голос. У него было 4 сына: Герман, Серафим, Владимир, Николай и 2 дочери: Варвара и Лидия. Все дети были музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. И впоследствии, почти все дети пели в церковном хоре. Два сына были регентами в храме. Отец Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы. После отца Николая осталось большое литературное наследие. Наиболее ранний образец его литературного творчества представляет дневник ученика 1-го класса семинарии, который он довольно аккуратно вел на протяжении всего учебного года.

17 сентября 1899 года был рукоположен в дьякона к Никольской церкви города Слободской Вятской губернии. В том же году был рукоположен в священника в село Загарье Вятского уезда.

10 июня 1900 года отец Николай снова начал вести записи, озаглавленные Мои записки и дневник. Они содержат довольно подробные сведения о его пастырском служении, миссионерской деятельности, диспутах с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 г., о паломничестве по обету к мощам Феодосия Черниговского отца Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев.

В 1910 году был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.

16 августа 1916 года был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда. С 1 сентября 1916 года утвержден в должности законоучителя Вятского IV начального училища.

8 сентября 1916 года был определен к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов.

С 15 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре.

С 8 ноября 1918 года был завхозом Вятского Народного университета. 23 января 1923 года был избран в состав епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления.

В феврале 1923 года был арестован в Вятке по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Потом был переведен в Таганскую тюрьму. Пробыл в тюрьме 4, 5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик.

Осенью 1923 года получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке.

Отец Николай знал несколько языков: греческий, французский, татарский. В 1926 году он переписал ряд остросатирических произведений Бориса Самсонова (Записки товарища Баррикадова и другие). В конце 1926 года отец Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжелый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, будто бы он в свое время был в тесных сношениях собновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от "врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А. Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов).

В 1927 году служил в селе Ворсино Подольского района Московской области.

В 1928 году стал служить в Покровской церкви села Ерино Подольского района Московской области, в 1930 году стал настоятелем. Назначен благочинным Подольского округа. Здесь отец Николай начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы отца Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды отца Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже 19-20 веков.

16 октября 1937 года арестован по обвинению в тесной связи с контреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности. Из обвинительного заключения: Агафоников, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - Агафониковым А., Фишер Е. и Подузовым В., ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения.

Отец Николай виновным себя ни в чем не признал. Заключен в тюрьму в городе Подольске, Серпухове, а затем был переведен в Москву, в Таганскую тюрьму.

3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

5 ноября 1937 был расстрелян.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Похоронен в неизвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

Семейная хроника.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящены.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.

КАРТИНЫ

Не написаны.

ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ


База данных: "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века" Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Состояние на 03.01.2017

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий