ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Иоанн Чернов
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
-
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
мученичество (новомученик Церкви Русской, или Российский)
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминский район - село Алексеевка и Котово; Северный край
ГЕОГРАФИЯ
Московская область: г. Наро-Фоминск и Наро-Фоминский район - село Алексеевка и Котово; Северный край
ДНИ ПАМЯТИ
10 апреля (28 марта ст. ст.) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Родился в 1880 году в селе Алексеевка Верейского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Чернова.
Начавшиеся после прихода к власти безбожников гонения на Церковь не только не изменили отношения Ивана к гонимой Матери Церкви, но еще более укрепили его в ревности исповедания православной веры; при Петровской церкви он исполнял должность псаломщика. Власти, не добившись того, чтобы он прекратил посещать храм Божий, уволили его с Наро-Фоминской фабрики, где он одно время работал. Дочь Ивана избрала монашеское житие, зачто стала подвергаться гонениям и арестам.
В 1937 году должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР - высший законодательный орган власти в стране. Иван Алексеевич, не имея возможности встретиться с кандидатом от Наро-Фоминского округа, в состав которого входила деревня Алексеевка, опустил в урну для голосования вместе с бюллетенем письмо. "Добрый день тебе, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович... - написал он. - Мы граждане Советской Республики считаем себя свободными гражданами По сталинской конституции, можем свободно свои нужды выявлять. Мы от лица верующих в Бога и Святую Церковь просим посодействовать за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за вас, чтобы нам под вашим руководством проводить тихую, мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов. Вот что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть. А нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться, отпеть усопшего. Вот нам это дороже всего земного богатства, это все на земле временно, а загробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость. Нам нужно псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа - глас Божий. Дорогой друг! Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим в Бога и неверующим. Будь ко всем равным"
Письмо не было подписано, и арестовали Ивана не сразу. Зимой 1938 года верующие выбрали его ходатайствовать за открытие храма в селе Котово. Было составлено прошение властям: "Мы, нижеподписавшиеся жители деревни Алексеевка, желаем быть прихожанами Введения Пресвятой Богородицы церкви села Котово, и желаем иметь священника, который будет выполнять наши требы, и желаем продолжить Божественную службу, и просим передать ключи от церкви группе верующих".
Эта просьба была оставлена властями без внимания. При встречах с односельчанами Иван не стеснялся говорить о вере, напоминал людям о Боге и Его Церкви, о вечности и Божием Суде. Безбожные власти решили арестовать Ивана Алексеевича и начали вызывать на допросы односельчан. Один из них показал: "10-11 декабря 1937 года перед днем голосования в Верховный Совет СССР Чернов ходил по домам деревни Алексеевки, среди колхозников говорил, чтобы не ходили на выборы, говоря: нам колхозникам не нужно ходить голосовать и выбирать советскую власть, нам нужно в первую очередь избирать церковный совет и открыть церковь, а советская власть нам не нужна. Будем молиться Богу, будем лучше жить, как жили раньше. В феврале и в марте 1938 года Чернов ходил по деревне и собирал подписи на открытие церкви при селе Котово, в связи с чем среди колхозников проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости верить в Бога и улучшение жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем ходить и молиться. В конце мая 1938 года Чернов среди колхозников распространял контрреволюционную провокацию, говоря: вот видите, колхоз ники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы было помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот мы до чего дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало, раньше мы были сами по себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого спросись да доложись".
Подобные показания дали и прочие свидетели, среди которых был псаломщик Иван Протасов, являвшийся штатным свидетелем и подписывавший любые показания, которые требовал следователь.
28 июня 1938 года Иван был арестован. Он содержался сначала в тюрьме в Наро-Фоминске, а затем был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве.
- Скажите, вы писали в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года письмо на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова? Если писали, то куда вы его дели? - спросил следователь.
- Да, в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года я писал письмо на имя товарища Петрова. Содержаниеписьма религиозного характера, без моей подписи. Это письмо я опустил при голосовании в урну в конверте вместе с бюллетенем...
- Кем вы служили в Петровской церкви?
- Я в Петровской церкви официально не служил, а временами исполнял должность псаломщика.
Следователь провел три очные ставки со свидетелями, в том числе и с псаломщиком Протасовым, но Иван Алексеевич твердо отвечал: "Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь".
19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана к 5 годам заключения в исправительно трудовом лагере.
Начавшиеся после прихода к власти безбожников гонения на Церковь не только не изменили отношения Ивана к гонимой Матери Церкви, но еще более укрепили его в ревности исповедания православной веры; при Петровской церкви он исполнял должность псаломщика. Власти, не добившись того, чтобы он прекратил посещать храм Божий, уволили его с Наро-Фоминской фабрики, где он одно время работал. Дочь Ивана избрала монашеское житие, зачто стала подвергаться гонениям и арестам.
В 1937 году должны были пройти выборы в Верховный Совет СССР - высший законодательный орган власти в стране. Иван Алексеевич, не имея возможности встретиться с кандидатом от Наро-Фоминского округа, в состав которого входила деревня Алексеевка, опустил в урну для голосования вместе с бюллетенем письмо. "Добрый день тебе, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович... - написал он. - Мы граждане Советской Республики считаем себя свободными гражданами По сталинской конституции, можем свободно свои нужды выявлять. Мы от лица верующих в Бога и Святую Церковь просим посодействовать за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за вас, чтобы нам под вашим руководством проводить тихую, мирную жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе отправления религиозных обрядов. Вот что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть. А нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться, отпеть усопшего. Вот нам это дороже всего земного богатства, это все на земле временно, а загробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость. Нам нужно псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа - глас Божий. Дорогой друг! Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим в Бога и неверующим. Будь ко всем равным"
Письмо не было подписано, и арестовали Ивана не сразу. Зимой 1938 года верующие выбрали его ходатайствовать за открытие храма в селе Котово. Было составлено прошение властям: "Мы, нижеподписавшиеся жители деревни Алексеевка, желаем быть прихожанами Введения Пресвятой Богородицы церкви села Котово, и желаем иметь священника, который будет выполнять наши требы, и желаем продолжить Божественную службу, и просим передать ключи от церкви группе верующих".
Эта просьба была оставлена властями без внимания. При встречах с односельчанами Иван не стеснялся говорить о вере, напоминал людям о Боге и Его Церкви, о вечности и Божием Суде. Безбожные власти решили арестовать Ивана Алексеевича и начали вызывать на допросы односельчан. Один из них показал: "10-11 декабря 1937 года перед днем голосования в Верховный Совет СССР Чернов ходил по домам деревни Алексеевки, среди колхозников говорил, чтобы не ходили на выборы, говоря: нам колхозникам не нужно ходить голосовать и выбирать советскую власть, нам нужно в первую очередь избирать церковный совет и открыть церковь, а советская власть нам не нужна. Будем молиться Богу, будем лучше жить, как жили раньше. В феврале и в марте 1938 года Чернов ходил по деревне и собирал подписи на открытие церкви при селе Котово, в связи с чем среди колхозников проводил религиозную пропаганду, говоря о необходимости верить в Бога и улучшение жизни через милость Божию, когда откроем церковь и будем ходить и молиться. В конце мая 1938 года Чернов среди колхозников распространял контрреволюционную провокацию, говоря: вот видите, колхоз ники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, нам нужно бы было помолиться Богу, а то вот ничего не родится, мы и будем работать даром, с голоду умрем. Вот мы до чего дожили при советской власти, ни у кого ничего не стало, раньше мы были сами по себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать, все у кого спросись да доложись".
Подобные показания дали и прочие свидетели, среди которых был псаломщик Иван Протасов, являвшийся штатным свидетелем и подписывавший любые показания, которые требовал следователь.
28 июня 1938 года Иван был арестован. Он содержался сначала в тюрьме в Наро-Фоминске, а затем был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве.
- Скажите, вы писали в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года письмо на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова? Если писали, то куда вы его дели? - спросил следователь.
- Да, в день выборов в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года я писал письмо на имя товарища Петрова. Содержаниеписьма религиозного характера, без моей подписи. Это письмо я опустил при голосовании в урну в конверте вместе с бюллетенем...
- Кем вы служили в Петровской церкви?
- Я в Петровской церкви официально не служил, а временами исполнял должность псаломщика.
Следователь провел три очные ставки со свидетелями, в том числе и с псаломщиком Протасовым, но Иван Алексеевич твердо отвечал: "Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь".
19 сентября 1938 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Ивана к 5 годам заключения в исправительно трудовом лагере.
Наказание он был отправлен отбывать на Беломорско Балтийский канал, куда прибыл с этапом 8 ноября 1938 года.
10 апреля 1939 года он умер в одном из Беломорско-Балтийских лагерей.
10 апреля 1939 года он умер в одном из Беломорско-Балтийских лагерей.
ЗАХОРОНЕНИЕ
Место захоронения ныне неизвестно.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников 30 июля 2003 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.
АФОРИЗМЫ
АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Не произнесены.
Не разработана.
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.
ХРАМЫ
ХРАМЫ
Не посвящены.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
Православная энциклопедия, т. 23
База данных ПСТГУ "Новомученикип и исповедники Русской Церкви".
Состояние на 6.02.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий