СТАТУС
Село в Ногинском районе.
Входит в состав Мамонтовского сельского поселения.
ОПИСАНИЕ
Село находится в 13 км от райцентра (Ногинска) и в 50 км от Москвы (МКАД).
До Щелковского шоссе от села - 6 км.
Село находится недалеко от границы с Владимирской областью среди лесов, болот и заливных лугов.
ПРОЕЗД ИЗ МОСКВЫ
1. На электричке: с Курского вокзала (Нижегородское направление) до Ногинска, затем на автобусе № 158 до Новосергиева. Ехать минут 40, но вот только ходит автобус всего 2-3 раза в сутки (так что сначала надо узнать расписание в инете);
2. На автобусе: № 322 от метро "Партизанская" до Ногинска, затем на автобусе № 158 до Новосергиева;
3. На машине: по Горьковскому шоссе до Ногинска, затем по навигатору.
СХЕМА ПРОЕЗДА
СРЕДСТВА НА ПОЕЗДКУ
ТОПОНИМИКА
ИСТОРИЯ
Село Новосергиево известно со времен Ивана Калиты как поселение Погостище. Ногинские краеведы Петр Копышев и Николай Солонин, занимавшиеся изучением Богородского края, предполагают, что, возможно, еще до 14 века, во времена господства речных путей, пустошь Погостище была местом сбора княжеской дани или оброка с жителей местных поселений. В церковной летописи соседнего села Филиповского записана легенда о том, что когда-то в этой окрестности произошла битва с монголо-татарскими завоевателями. После сражений осталось много убитых, похороненных на этом месте. Этим объясняется название деревни. Вероятность этого предания подтверждается тем, что и в настоящее время заметны два бугра. При произведенных в начале 1900-х годов выборках грунта на месте древнего могильника археологи обнаружили человеческие кости. И местные жители также находили при обработке земли фрагменты ратного оружия – наконечники копей, части древних мечей, кольца старинных кольчуг.
Когда-то Погостище принадлежало Стромынскому мужскому монастырю, основанному в 1381 году, и являлось вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. Княгиня Московская Софья передала эти земли монастырю в 1444 году и до 1764 года село входило в состав вотчины. Но даже после того, как Погост стал относиться к Покровскому уезду Владимирской губернии численность населения не возрастала.
С развитием мануфактуры развивались и торговые пути. Важнейшим таким путем стал сухопутный Стромынский тракт, соединяющий Москву и Суздаль. Стромынка была древним путем и проходила она в суздальскую землю через Киржач. Везли обозы промышленников продукты земледелия, бумажные изделия Московского мануфактурного округа, шелка и прочие товары из подмосковной местности. Из Владимира и Суздаля переправлялись по этой дороге в столицу съестные яства. Отряды татар и местных разбойников часто нападали на торговые караваны. От этих набегов страдали и жители всей окрестности, включая и село Погостище. А позже жители стали страдать и от набегов польских войск, после которых село оказывалось сплошным пепелищем. Но жизнь замирала ненадолго, и после короткого времени строились новые дома, количество которых постепенно росло.
До 1839 года все деревни, которые сейчас составляют Ново-Сергиевский приход, относились к церкви села Филипповское. Но по причине неудобства из-за дальности расстояния было решено построить и освятить свою церковь и образовать свой отдельный приход.
При Анатолии Демидове (1812-1870), хозяине Погостища, стараниями местных благотворителей и окрестных жителей в 1839 году в деревне была заложена каменная церковь. Освятить храм решили в честь преподобного Сергия Радонежского, поскольку все эти места связаны с именем этого святого и в память того, что до 1764 года деревня принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. В том же 1839 году была освящена трапеза, а главный храм был освящен в 1845 году.
Основным благотворителем и жертвователем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Макин. В 1840 году, основав в селе ручное ткачество бархата, он стал родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Федотов, в конце 19 века стал крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотов, когда-то имел 5 шелкоткацких светелок. На их месте внук в 1898 году построил каменную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда.
В 1859 году по данным центрального статистического комитета министерства внутренних дел Российской империи в Новосергиевском погосте проживало мужского пола – 124 человека, женского пола – 131 человек. В селе находились 2 ярмарки, особые торжки проходили в дни храмовых праздников.
В 1867 году в селе появилось «Народное училище» - земская трехклассная школа, куда было записано 60 крестьянских детей. Однако из записавшихся трехлетний курс окончили всего два мальчика. Остальные крестьянские дети были забраны родителями с первого или второго года обучения.
По переписи 1900 года в селе проживало 517 жителей.
В советские времена в названии села исчезло слово «погост», и оно стало называться просто Ново-Сергиево.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ
ХРАМ
НАЗВАНИЕ
преподобного Сергия Радонежского
Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла
ИСТОРИЯ
В 1839 году тщанием окрестных жителей в деревне Погост начали строить церковь. По преданию, около этой деревни когда-то происходило сражение, после которого здесь было похоронено много убитых воинов.
Церковь освятили в 1845 году в честь преподобного Сергия Радонежского, т.к. до 1764 года эта деревня, вошедшая в приход нового храма, принадлежала Троице-Сергиевой Лавре. Здание церкви выстроено из кирпича, оштукатурено, украшено белокаменной отделкой и портиками на боковых фасадах.
В 1876 году была расширена трапезная, устроены два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла.
Есть сведения о Любимове Василии, который родился 22 февраля 1864 года в селе Ивановское Суздальского района. В 1894 году окончил Владимирскую духовную семинарию и в 1896 году служил диаконом в Новосергиевской церкви. В 1904 году его рукоположили во священника. В 1924 году был арестован, затем освобожден. В 1930 году он служил священником в Введенском храме города Вязники. В 1937 году вновь арестовали и приговорили к расстрелу. Отец Василий был расстрелян в городе Иваново.
Священник Михаил Сахаров окончил Владимирскую духовную семинарию в 1907 году. Был переведен в Новосергиево в 1922 году. Сколько он служил в храме и в каком сане пока неизвестно. В 1938 году был расстрелян.
Сторож храма Федор Быстров был арестован в 1937 году. Ему было инкриминировано участие в контрреволюционной группе кулаков и церковников. Тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила сторожа к высшей мере наказания. 26 февраля 1938 года он был расстрелян и погребен в одном из рвов Бутовского полигона НКВД.
Староста храма Марфа Кондратьева была обвинена в том, что она проводила антисоветскую агитацию среди населения, распространяла клевету в отношении коммунистов и руководителей советской власти. Она была арестована по доносу и приговорена к лишению свободы на 7 лет с лишением прав на 5 лет и конфискацией имущества. Марфа умерла в возрасте 53 лет от пневмонии 12 ноября 1943 года в Мариинском концлагере в Новосибирской области.
Церковь была закрыта в 1937-1939 годах. В ней помещалось зернохранилище.
В 1991 году храм был передан православной общине, в нем начались богослужения.
Настоятелем храма был назначен священник Александр Торик. Начались богослужения и одновременно реставрация храма, затянувшаяся более чем на десятилетие. Следующим настоятелем стал священник Андрей Туранский – в 2002-2003 годах.
В 2003 - 2010 годах при настоятельстве священника Виталия Бабушина в храме проводились реставрационные работы, в результате которых были восстановлены разрушенные своды трапезной части храма, реконструирована и введена в эксплуатацию система отопления, укреплен цоколь здания храма, полностью восстановлена кровля, заменены ветхие окна, отреставрирован фасад, восстановлены фронтоны портиков боковых фасадов, частично благоустроена территория вокруг храма и кладбища; осуществлены малярно-штукатурные работы в трапезной части храма. За исключением центрального алтаря в храме восстановлены полы. Установлены временные иконостасы.
В 2010 году настоятелем храма стал священник Павел Цоголов.
Во второй половине 2010 года была оштукатурена и окрашена центральная часть храма.
В данный момент планируется реставрация колокольни, восточных каменных врат и церковной ограды. Намечается строительство приходского дома. Разработан проект строительства часовни на источнике преподобного Сергия Радонежского.
В 2010-е годы были так же отреставрированы старые ворота и церковная ограда.
Храму приписаны часовни:
- в деревне Ново – в честь пророка Илии.
- в деревне Зубцово - в честь апостолов Петра и Павла.
- в деревне Боровково – в честь преподобного Сергия Радонежского.
- в деревне Щекавцево – в честь Успения Пресвятой Богородицы.
ЛИЧНОСТИ
АРХИТЕКТУРА
Здание церкви построено из кирпича, оштукатурено, украшено белокаменными деталями.
Архитектурный облик церкви традиционен для сельских церквей позднего классицизма.
Композиция храма проста: кубический объем увенчан купольной ротондой, на которой высится главка в виде чаши с высоким шпилем. С востока к четверику примыкает полукруглая в плане апсида, с запада - трапезная и колокольня на массивном квадратном основании.
Внешнее убранство церкви довольно строгое: единственным декоративным акцентом служат портики тосканского ордера на боковых фасадах. Объем колокольни расчленен на три яруса выступающими карнизами, декорирован парными пилястрами.
ДУХОВЕНСТВО
Настоятель: священник Павел Цоголов
ИНТЕРЬЕР, СВЯТЫНИ
Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Но под куполом сохранился весьма обширный фрагмент прежней росписи.
СВЯТЫНИ
икона преподобного Сергия Радонежского с частицами мощей; частица мощей священномученика Константина Богородского; вновь обретенные иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» и великомученика Иакова Персянина, находившиеся в храме до закрытия; чтимые образы святителя Тихона Задонского и святителя Митрофана Воронежского.
6 марта 2011 года в храм вернулась икона, которая пребывала здесь до закрытия и разорения в советское время. История возвращения этой иконы связано с именем Ходателевой Анфисы, которая жила в деревне Зубцово. По рассказу внуков она была глубоко верующим человеком. Однажды ей приснился сон, в котором она получила указание пойти в храм в селе Новосергиево и найти там икону Воскресения Христова. Эта икона должна была лежать на полу ликом вниз. Поначалу Анфиса не придала этому значения и никуда не пошла. Но спустя некоторое время сон повторился с той же детальной точностью. Тогда она поспешила в храм и действительно нашла ту самую икону, которую видела во сне, лежащей ликом вниз. Это были 1960-е годы. Анфиса преставилась, и теперь ее внуки решили вернуть икону в храм, в котором она пребывала.
РЕЖИМ РАБОТЫ
Богослужение в храме совершается по выходным дням и в праздники.
Суббота: 10.00 - молебен с акафистом преподобному Сергию Радонежскому.
16.00 - всенощное бдение и исповедь
Воскресенье: 8.30 - молебен.
9.30 - Божественная литургия
Накануне праздников в 16.00 совершается вечернее богослужение и Таинство Исповеди. В сам день праздника богослужение начинается в 8.30.
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (прихрамовые строения, деятельность прихода)
В храме возрождается традиция древнерусского богослужебного пения.
Действует воскресная школа.
Проводятся приходские праздники и благотворительные ярмарки.
Совершаются паломнические поездки.
Приход духовно окормляет Электростальское и Ногинское отделение ветеранов войны в Афганистане и Чечне «Боевое братство», Электростальское отделение Всероссийского Общества глухих, электростальский интернат для глухих и слабослышащих.
Вблизи храма установлен мемориальный Поклонный крест в память погибших воинам-интернационалистам.
У храма есть сайт на платформе «Приход» – довольно скоромный, но вполне ничего для провинциального храма - основная инфа есть.
ПРОЧИЕ ОБЪЕКТЫ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
ПУНКТЫ ПИТАНИЯ
С продуктами тут проблема; здание магазина у храма стоит, но вот сам магазин не работает, так что лучше запастить продуктами заранее перед поездкой.
ПУНКТЫ ОТДЫХА
Отдохнуть можно только в храме.
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (современность)
ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ
Анатолий Демидов - заводчик и благотворитель.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ, ПРАЗДНИКИ
престольные праздники храма преподобного Сергия Радонежского; 30 апреля 1812 года - рождение одного из владельцев усадьбы Анатолия Демидова.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
От бывшей здесь в 18-19 веках усадьбы заводчиков Демидовых (из которых известен прежде всего Анатолий Демидов) сохранилось несколько старых усадебных лип. Всё остальное - только в памяти, а особенно в документах и книгах.
ФОТО
Храм в 1987 году
Мало что изменилось и в 1998 году, только фото цветное
Еще одно фото 1998 года
Состояние на 11.01.2017
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий