Игнатий Валентей род. в 1895 в г. Цеханов Плоцкой губернии в семье служащих. Военный летчик, участвовал в ПМВ, тяжело ранен и чудом выжил (как рассказывала позже его невестка, Мария Алексеевна Валентей-Мейерхольд, он оказался в морге среди убитых, но кто-то случайно заметил, что он пошевелился, и это спасло ему жизнь). После революции стал одним из организаторов гражданской авиации в СССР. Первым предложил использовать авиацию в сельском хозяйстве – прежде всего для опыления посевов и борьбы с саранчой, стал инициатором постройки первого советского гражданского самолета – трехместного пассажирского биплана «Синяя птица», который был создан на базе трофейного двухместного самолета-разведчика "Шнейдер" по проекту инж. Н. Шварева. Самолет был оснащен двигателем "Бенц" мощностью 220 л.с. В 1922 Валентей с другими летчиками-энтузиастами учредил товарищество "Научно-экспериментальная станция "Авиакультура". Летом того же года «Авиакультура» организовала первый в Советской России полет гражданского самолета по маршруту Москва – Нижний Новгород на самолетах "Юнкерс" F.13: «С первых чисел августа открывается воздушное сообщение Москва – Нижний на металлических самолетах системы «Юнкерс». Организаторами предприятия являются германская фирма «Юнкерс» и инициативная группа русских военных летчиков, организовавшихся в общество «Авиакультура». Общество ставит своей задачей всякое покровительство мирному применению авиации. Общество уже провело первые опыты по борьбе с вредителями сельского хозяйства. В ближайшее время организуются опыты по борьбе с лесными пожарами, и к весне 1923 года будет произведено первое практическое применение самолетов для разведки рыбных стай на Мурманском побережье. Самолеты «Юнкерс» являются последним словом в аэропланостроении. В них имеются пять очень удобных мягких кресел в закрытой каюте для пассажиров. Посредством воздушного сообщения путь от столицы на ярмарку можно будет сделать в 2 часа 30 минут. Нижегородские жители впервые могут получать московские газеты не позднее чем через 13 часов, в день их выхода в Москве… Открываемая линия является первой попыткой частного предприятия в России. От успеха линии будет зависеть, будут ли в ближайшее время осуществляться воздушные сообщения на территории РСФСР». За 1922 пилоты “Авиакультуры” выполнили 85 пассажирских рейсов, которыми воспользовались 400 чел., было перевезено немало почты и грузов. Валентей прославился еще тем, что был автором хроникально-документальных фильмов о советской авиации как оператор и режиссер: фильмы «Всесоюзные воздухоплавательные состязания» (1924), «Бич полей» («Саранча», 1925), «Нижегородская ярмарка» (1925), «Перелет Москва-Токио», (1925), «Перелет Токио-Москва» (1925), «Самолет на службе культуры» (1925) и др. В книге «Стальные птицы» Валентей писал: «Можно предполагать, что авиация в будущем произведет огромное влияние на духовный склад человечества и целый переворот в социальной жизни… Завоевание воздуха открывает нам новую эпоху в истории культуры. И, что самое важное, оно скорее всего укрепит в сознании человека значение понятий человек и человечность». Арестован в 1937, когда работал конструктором-изобретателем на моск. заводе № 213 (завод механических авиаприборов Наркомата авиапромышленности). Через месяц после ареста Комиссия НКВД СССР и прокурора СССР приговорила Игнатия к расстрелу по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации». Ему было 42 года. В 1956 Валентей был реабилитирован.
Комментариев нет:
Отправить комментарий