суббота, 25 декабря 2021 г.

Маркиш Перец

 Еврейский поэт, романист и драматург Перец Маркиш род. в 1895 в Волынской губ. Семья его была бедна – мать Хая торговала селедкой покусочно, отец Давид был мудр и учен, но денег ему за это не платили. Отец Хаи был портным, относительно обеспеченным человеком. Давида взяли в семью за ученость, в качестве «зятя на хлебах. Целый день Давид сидел над Талмудом, предоставив заботу о хлебе насущном для 7 детей Хае с ее селедочным бизнесом. Семья, наверное, пошла бы по миру, если б не помощь портного Шимшон-Бера. Когда в 3 года Маркиша определили в хедер, самостоятельно отправиться он не мог: на дворе стояла зима, а ботинок и пальто у Переца не было. Давид, однако, настаивал, чтобы не по возрасту смышленый мальчик начал учиться. Тогда семилетний Меир, старший брат Переца и обладатель сапог, завернул младшего в одеяло и понес на спине в хедер, где учился и сам. Юность провел в странствованиях по городам юга России и дольше всего прожил в Одессе. В 1916 мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 после ранения оказывается в военном госпитале в Екатеринославе, куда перебралась его семья. Там его застала Февральская революция. Революционные события он воспринял положительно. Маркиш писла стихи, прозу, пьесы и статьи на идиш. Судьба еврейского народа, испытания, выпадающие на его долю, были главной темой. В первые годы революции открывается множество периодических изданий и альманахов на идиш, в которых Маркиш участвует. В стихах звучит пафос обновления жизни, надежды на будущее в экспрессивно-символических образах мира, природы, души и сознания человека. В 1921 уехал в Европу, посетил Палестину, заезжал и в СССР. В 1926 вернулся в Советский Союз. Литература на идиш наиболее активно развивалась именно в СССР. В Москве, Ленинграде, других крупных городах, в том числе Киеве и Харькове, большими тиражами издавались еврейские газеты, журналы, альманахи. Существовало несколько издательств, специализировавшихся на публикации литературы на идиш. Первые годы прожил в Харькове, затем переехал в Москву. Он был готов выполнять «социальный заказ», обращаться к темам революции, построения нового общества, классовой борьбы. Все эти темы он раскрыл в поэмах, романах и пьесах. Только в лирике Маркишу удалось сохранить черты художественной индивидуальности и творческой манеры. Скоро поэт стал одним из наиболее значимых еврейских писателей СССР и вошел в круг знаменитостей. Тесные узы связали его с Государственным еврейским театром (ГОСЕТ) – руководитель театра Соломон Михоэлс и актеры стали его близкими друзьями. Для ГОСЕТа Маркиш сочинил несколько шедших с успехом пьес: «Ди эрд» («Земля», 1930), «Нит гедайгет» («Не унывать», 1937), «Мишпохе Овадис» («Семья Овадис», 1946). Ставились эти пьесы и на сценах русских театров. В 1934 стал делегатом Первого съезда советских писателей, затем руководителем еврейской секции созданного на съезде Союза писателей и секретарем его ревизионной комиссии. В 1934 году Маркиш с женой и детьми поселился в доме писателей в Нащокинском пер. Здесь его соседями стали Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Илья Ильф, Евгений Петров, Всеволод Иванов, Самуил Галкин, Исаак Нусинов. У Анны Ахматовой, оказавшейся в доме Мандельштамов в день ареста Осипа Эмильевича, есть характерная: «Навестить Надю [Надежду Яковлевну Мандельштам] из мужчин пришел один Перец Маркиш». В 1939 был единственным из еврейских писателей кавалером ордена Ленина, тогда же получил квартиру в этом доме. В 1940, когда любые нападки на Германию были запрещены, Маркиш, потрясенный преследованиями евреев в Германии, написал поэму «Танцерн фун гето» («Танцовщица из гетто», издана лищь в 1942). В первые дни войны Перец Маркиш отправился на призывной пункт и записался добровольцем в народное ополчение. Его жена: «Какое-то «высокое начальство», просматривая списки Народного ополчения и понимая, что все ополченцы погибнут под Москвой в боях с отборными гитлеровскими дивизиями, вычеркнул Маркиша. Его в приказном порядке отозвали в штаб Военно-морского флота, присвоили ему звание капитана второго ранга и до поры до времени отпустили с миром домой – писать стихи. Впоследствии он был отправлен в действующую армию, воевал на одном из крейсеров Черноморского флота. Крейсер был потоплен при попытке прорваться к осажденному Севастополю, и только чудо спасло тогда Переца Маркиша от гибели. Его товарищи, еврейские писатели, попавшие в ряды Народного ополчения, не ушли от своей судьбы. Меир Виннер, Годинер, Росин – все они погибли под Москвой». В 1942 он вошел в президиум Еврейского антифашистского комитета под рук. Соломона Михоэлса, это событие оказалось для него роковым. В 1943 Маркиш как представитель ЕАК должен был вместе с Михоэлсом отправиться в пропагандистскую поездку по Америке, Канаде и Англии, но в последний момент его заменили Ициком Фефером. Молва приписывает Маркишу слова: «Гитлер хотел нас уничтожить физически, а Сталин хочет духовно». В послевоенные годы написал эпическую поэму «Война», завершил роман «Трот фун дойрес» («Поступь поколений»), несколько циклов лирических стихов. В 1948 в Минске по приказу Сталина был убит Соломон Михоэлс. Это событие стало сигналом к разворачиванию открытой антисемитской кампании. Под видом борьбы с «буржуазным национализмом и космополитизмом» под корень уничтожалась еврейская культура, закрывались газеты, журналы, издательства, печатавшие книги на идиш, проходила «чистка» культурных, научных, образовательных учреждений, откуда изгонялись евреи. Министр госбезопасности Абакумов: «Руководители Еврейского антифашистского комитета, являясь активными националистами и ориентируясь на американцев, по существу проводят антисоветскую националистическую работу». В 1948 ЕАК был распущен. ГОСЕТ лишился финансовой поддержки, возможности расширять репертуар и постоянной публики: люди боялись посещать театр. Маркиш написал цикл из 7 стихов «Михоэлсу – неугасимый светильник». В этих стихах поэт говорил о совершенном убийстве, подчеркивал символическую связь смерти Михоэлса с трагической судьбой его народа. В 1949 Переца увели из дома под видом «вызова к министру», затем начался обыск. Следствие по делу ЕАК велось жестокими методами. Из подследственных выбивали признания в страшных преступлениях, заговорах, замыслах, заставляли оговаривать друг друга. Следствие длилось более 3-х лет, однако во время судебного рассмотрения все обвиняемые отказались от данных под пытками показаний, что помешало Сталину осуществить замысел публичного суда над деятелями еврейской культуры. В 1952 Перецу вынесен смертный приговор и он был расстрелян. В 1955 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила приговор в отношении членов Еврейского антифашистского комитета. После убийства Маркиша пострадала и его семья: жена Эстер Лазебникова-Маркиш (1912-2010) с 2 сыновьями Симоном и Давидом сосланы в Казахстан. Та же участь постигла и старшую дочь от первого брака Ольгу Рапай-Маркиш (1929-2012). Она после ареста матери, переводчицы Зинаиды Йоффе (1901-74) жила в семье отца, затем училась в Киевском художественном институте, где была арестована после расстрела Маркиша, провела в заключении 3 года. Освободившись, окончила художественный институт и стала скульптором

Комментариев нет:

Отправить комментарий