понедельник, 4 октября 2021 г.

Бабаджанян Арно

Арно Бабаджанян (1921–1983) – композитор, пианист, педагог. Член КПСС с 1956 года. Родился в Ереване в семье преподавателя. Первое музыкальное произведение написал уже в 9 лет. Его талант был замечен А. И. Хачатуряном. В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной и классу композиции у В. Я. Шебалина. После окончания училища поступил в МГК имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано Б. М. Берлина). В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 году – МГК имени П. И. Чайковского (класс фортепиано К. Н. Игумнова). В 1946–1948 годах совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского в Доме культуры Армянской ССР в Москве. В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном. В 1950–1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. С 1956 года жил и работал в Москве. Композитор обрел популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым (песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»). Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чертово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербеневым («Лучший город земли»). «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн». Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце». Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), Фортепианное трио (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1959), «Шесть музыкальных картин» (1965), в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского в качестве обязательного произведения. Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия»; «Праздничная» – с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве. Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, Ж. Тер-Меркерян, Давид Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на пленки, изданы на аудиодисках. Умер в Ереване.

Комментариев нет:

Отправить комментарий