Александр Мелик-Пашаев (1905–1964) – дирижер, композитор, пианист, педагог. Около сорока лет стоял был главным дирижером Большого театра, подлинный расцвет которого связан с его именем. Под его музыкальным руководством создано более тридцати спектаклей русского, советского и зарубежного репертуара, составивших гордость Большого, а всего за годы работы в оперных театрах с участием Мелик-Пашаева осуществлено около пятидесяти новых постановок. Среди лучших спектаклей, ставших легендарными, - «Руслан и Людмила» Глинки, «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Черевички» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Аида», «Фальстаф» Верди, «Кармен» Бизе, «Фиделио» Бетховена, «Вильгельм Телль» Россини и др.
Мелик-Пашаев был блестящим интерпретатором произведений мировой классики. Им оставлено также значительное композиторское наследие. Его большая заслуга еще и в том, что он был великим педагогом, воспитавшим целую плеяду певцов и музыкантов, составивших золотой фонд исполнительского искусства Большого театра. Впервые Мелик-Пашаев встал за дирижерский пульт в восемнадцать лет. Ему поручили дирижировать оперным спектаклем «Лейла» композитора В.Долидзе. А в 1924 году он был приглашен в Армению с целью создать музыкальный театр в Ленинакане. Позже он возвратился в Тбилиси, где самостоятельно ставил спектакли. В этот период он поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерское отделение. Закончив учебу, вернулся в Тбилисскую оперу, где поставил спектакли «Князь Игорь» Бородина, «Пиковую даму» Чайковского. В его пост.х пели гости грузинской оперы – солисты Большого театра. Постепенно его имя стало популярным, а благодаря встрече с выдающимся дирижером В.Лосским, который представил молодого музыканта директору Большого театра, Мелик-Пашаев оказался у пульта главного оперного театра страны. Началась новая веха в его творческой жизни. Он дебютировал, дирижируя оперой «Аида». Выступление имело колоссальный успех. Затем последовали другие спектакли – «Тоска», «Кармен», «Фауст», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан». Маститые музыкальные критики называли Мелик-Пашаева не только «талантливейшим руководителем оркестра», но и «музыкальным зодчим монументального спектакля». А вот как отзывался о дирижере композитор Михаил Чулаки: «Он тщательно прорабатывал традиционную, сложившуюся основу произведения, а свою исполнительскую трактовку возлагал прежде всего на жест, мимику и другие выразительные ресурсы дирижера. Его руки, глаза, выражение лица, весь его облик – вот что давало жизнь спектаклю». Вышеперечисленные пост., да и другие, считаются наиболее репертуарными, а потому являются наиболее заигранными, заштампованными. Но благодаря дирижерскому умению Мелик-Пашаева они обновлялись, звучали по-новому и как бы «очищались» от установленных музыкальных стандартов. В 1930-х годах без подготовки принимает участие в конкурсе дирижеров и становится одним из лауреатов наряду с лучшими мастерами симфонического дирижирования – Мравинским, Рахлиным, Ивановым. В 1939 году он возглавляет первую Декаду культуры и искусства Армении в Москве. Дирижер с удовольствием взялся за это ответственное дело. Перед началом ВОВ Мелик-Пашаев работал над оперой «Ромео и Джульетта». Спектакль был представлен 22 июня 1941 года. В нем были заняты В. Барсова и С. Лемешев. Конечно, война наложила отпечаток и на людей искусства. С первых же дней войны дирижер вступил в ряды охраны порядка при воздушных тревогах. А скоро труппу Большого театра эвакуировали в Свердловск. Но через несколько недель его отозвали обратно: работа Большого театра продолжалась. Интересно, что именно в годы войны у Мелик-Пашаева происходит новая яркая вспышка его композиторского дарования. Когда закончились тяжелые военные годы, Александр Шамильевич стал работать над русской оперой. Его привлекали «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов». «Руслан и Людмила», «Сказание о граде Китеже». Наибольшей удачей в его артистической карьере стала опера «Война и мир» Прокофьева. К лучшим спектаклям дирижера критики относят оперу «Фиделио». Он первым в России поставил единственную оперу Бетховена, в которой блистала Галина Вишневская, считающая, что самый расцвет ее артистической жизни – это творческий союз с Мелик-Пашаевым. Еще два спектакля – «Франческа да Римини» Рахманинова и «Фальстаф» Верди занимают особое место в творчестве выдающегося дирижера. В 1953 году Мелик-Пашаева назначают главным дирижером Большого театра. На его спектаклях все чаще присутствуют зарубежные импресарио, неоднократно предлагавшие ему выступить в их странах. Но в те годы за рубежом мало кто его знал, даже музыканты – только те, кто бывал на его спектаклях в Москве. И они, когда знакомились с его мастерством, изумлялись, что он представляет собой «совершенный тип оперного дирижера». Так постепенно он завоевывал мировое признание: Чехословакия, Венгрия, Польша, Франция, высшие международные награды, присуждавшиеся многим его записям. В 1961 году его пригласили в Англию. Он должен был дирижировать спектаклем в «Ковент-Гарден», поставив на его сцене знаменитую русскую оперу «Пиковая дама». Мелик-Пашаев был первым советским дирижером, кто стал за пульт этого театра. Поездка была очень ответственной и потому, что постановку надо было осуществить за 9 дней. Успех был ошеломляющим. Ни одна из лондонских газет не нашла изъяна в работе дирижера. Британский импресарио откровенно удивлялся и уверял, что не помнит другого такого случая… Следующий год в жизни дирижера оказался нелегким. Его работа в Большом театре пришла к неожиданному концу: он был уволен (так же, как и предыдущие главные дирижеры Большого театра – Самосуд и Голованов) и отстранен от его любимых спектаклей. Об этом в своей книге подробно написала Галина Вишневская. Последний раз Александр дирижировал спектаклем «Кармен».
Мелик-Пашаев был блестящим интерпретатором произведений мировой классики. Им оставлено также значительное композиторское наследие. Его большая заслуга еще и в том, что он был великим педагогом, воспитавшим целую плеяду певцов и музыкантов, составивших золотой фонд исполнительского искусства Большого театра. Впервые Мелик-Пашаев встал за дирижерский пульт в восемнадцать лет. Ему поручили дирижировать оперным спектаклем «Лейла» композитора В.Долидзе. А в 1924 году он был приглашен в Армению с целью создать музыкальный театр в Ленинакане. Позже он возвратился в Тбилиси, где самостоятельно ставил спектакли. В этот период он поступил в Ленинградскую консерваторию на дирижерское отделение. Закончив учебу, вернулся в Тбилисскую оперу, где поставил спектакли «Князь Игорь» Бородина, «Пиковую даму» Чайковского. В его пост.х пели гости грузинской оперы – солисты Большого театра. Постепенно его имя стало популярным, а благодаря встрече с выдающимся дирижером В.Лосским, который представил молодого музыканта директору Большого театра, Мелик-Пашаев оказался у пульта главного оперного театра страны. Началась новая веха в его творческой жизни. Он дебютировал, дирижируя оперой «Аида». Выступление имело колоссальный успех. Затем последовали другие спектакли – «Тоска», «Кармен», «Фауст», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан». Маститые музыкальные критики называли Мелик-Пашаева не только «талантливейшим руководителем оркестра», но и «музыкальным зодчим монументального спектакля». А вот как отзывался о дирижере композитор Михаил Чулаки: «Он тщательно прорабатывал традиционную, сложившуюся основу произведения, а свою исполнительскую трактовку возлагал прежде всего на жест, мимику и другие выразительные ресурсы дирижера. Его руки, глаза, выражение лица, весь его облик – вот что давало жизнь спектаклю». Вышеперечисленные пост., да и другие, считаются наиболее репертуарными, а потому являются наиболее заигранными, заштампованными. Но благодаря дирижерскому умению Мелик-Пашаева они обновлялись, звучали по-новому и как бы «очищались» от установленных музыкальных стандартов. В 1930-х годах без подготовки принимает участие в конкурсе дирижеров и становится одним из лауреатов наряду с лучшими мастерами симфонического дирижирования – Мравинским, Рахлиным, Ивановым. В 1939 году он возглавляет первую Декаду культуры и искусства Армении в Москве. Дирижер с удовольствием взялся за это ответственное дело. Перед началом ВОВ Мелик-Пашаев работал над оперой «Ромео и Джульетта». Спектакль был представлен 22 июня 1941 года. В нем были заняты В. Барсова и С. Лемешев. Конечно, война наложила отпечаток и на людей искусства. С первых же дней войны дирижер вступил в ряды охраны порядка при воздушных тревогах. А скоро труппу Большого театра эвакуировали в Свердловск. Но через несколько недель его отозвали обратно: работа Большого театра продолжалась. Интересно, что именно в годы войны у Мелик-Пашаева происходит новая яркая вспышка его композиторского дарования. Когда закончились тяжелые военные годы, Александр Шамильевич стал работать над русской оперой. Его привлекали «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов». «Руслан и Людмила», «Сказание о граде Китеже». Наибольшей удачей в его артистической карьере стала опера «Война и мир» Прокофьева. К лучшим спектаклям дирижера критики относят оперу «Фиделио». Он первым в России поставил единственную оперу Бетховена, в которой блистала Галина Вишневская, считающая, что самый расцвет ее артистической жизни – это творческий союз с Мелик-Пашаевым. Еще два спектакля – «Франческа да Римини» Рахманинова и «Фальстаф» Верди занимают особое место в творчестве выдающегося дирижера. В 1953 году Мелик-Пашаева назначают главным дирижером Большого театра. На его спектаклях все чаще присутствуют зарубежные импресарио, неоднократно предлагавшие ему выступить в их странах. Но в те годы за рубежом мало кто его знал, даже музыканты – только те, кто бывал на его спектаклях в Москве. И они, когда знакомились с его мастерством, изумлялись, что он представляет собой «совершенный тип оперного дирижера». Так постепенно он завоевывал мировое признание: Чехословакия, Венгрия, Польша, Франция, высшие международные награды, присуждавшиеся многим его записям. В 1961 году его пригласили в Англию. Он должен был дирижировать спектаклем в «Ковент-Гарден», поставив на его сцене знаменитую русскую оперу «Пиковая дама». Мелик-Пашаев был первым советским дирижером, кто стал за пульт этого театра. Поездка была очень ответственной и потому, что постановку надо было осуществить за 9 дней. Успех был ошеломляющим. Ни одна из лондонских газет не нашла изъяна в работе дирижера. Британский импресарио откровенно удивлялся и уверял, что не помнит другого такого случая… Следующий год в жизни дирижера оказался нелегким. Его работа в Большом театре пришла к неожиданному концу: он был уволен (так же, как и предыдущие главные дирижеры Большого театра – Самосуд и Голованов) и отстранен от его любимых спектаклей. Об этом в своей книге подробно написала Галина Вишневская. Последний раз Александр дирижировал спектаклем «Кармен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий