Сергей Столяров (1911–1969) –актер театра и кино. Член КПСС с 1958 года.
Родился в селе Беззубово Серебряно-Прудского р-на Московской области. Точная дата его появления на свет неизвестна: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения –1 ноября. Его отец был лесником, погиб на фронте в нач. 1-й мировой войны. В семье росло пятеро детей. В тяжелые годы гражданской войны Сергей отправился в «хлебный город Ташкент», но по дороге заболел тифом и после выздоровления попал в Курский детский дом. В нем воспитанники организовали драмкружок, в котором Сергей принимал активное участие и тогда он «заболел» театром. Переехав в Москву, Сергей поступил в Первое ремесленное училище, где приобрел профессии слесаря и машиниста. После окончания работал в депо Киевской ж/д. После работы занимался в театральной студии Алексея Дикого при Доме ученых. Окончил актерский факультет Театральной школы Пролеткульта в 1931 году. В 1932–1934 годах –актер МХАТа, в 1934–1938 годах –ЦТКА, в 1940–1942 годах –Театра имени Моссовета, с 1944 года –Театра-студии киноактера. В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино –летчика Владимира в фильме А. П. Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссер Г. В. Александров сразу без проб пригласил Сергея Столярова на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», завоевавшей главный приз на Парижской выставке в 1937 году. Благодаря фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принес с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР. Независимый, принципиальный характер Сергея Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвиненных в ту тяжелую эпоху 30-х годов, стоили ему наград и отчасти карьеры. Ему был вынесен негласный приговор: не вполне благонадежен. Тем не менее, Столяров продолжил сниматься. В 1938–1944 годах он создал на экране ставший классическим образ русского былинного героя, снявшись в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный». Самыми сложными были годы войны. В кон. 1941 года, вернувшись из ополчения, Сергей Дмитриевич с семьей отправился в Алма-Ату, где находились в эвакуации многие театральные труппы и киностудии. Там он впервые проявил себя как режиссер, поставив пьесу К. М. Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13069 рублей на постройку танка «Русские люди». В благодарность за этот поступок актера ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин. В 1940-е годы Столяров пытался уйти от своего героического амплуа. Он снялся в веселом фильме «Старинный водевиль». Фильм А. Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев». В фильме «Тайна двух океанов» (1955–1956) Сергей Столяров сыграл роль капитана подводной лодки. Фильм имел большой успех у отечественного зрителя. Тогда же Сергей Дмитриевич снялся в другом фильме А. Л. Птушко «Илья Муромец», в роли Алеши Поповича. Фильм вошел в историю мирового кино благодаря такому рекорду: в массовке при съемках батальных сцен приняло участие более 100 тысяч человек (рекорд так и не был побит). Последней актерской работой Сергея Столярова в кино стала роль Дар Ветра в фантастическом фильме «Туманность Андромеды» (1967) по одноименному роману И. А. Ефремова. Эта работа завершила галерею героических образов, созданных Сергеем Столяровым в кино. В кон. 60-х Сергей согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но даже и до окончания работы над картиной. Со женой Ольгой Константиновой познакомился в театре. Она происходила из старинной купеческой семьи и училась в студии Ю. А. Завадского. В 1934 году молодые люди поженились, а в 1937 году у них родился сын Кирилл (1937–2012) – актер.
Родился в селе Беззубово Серебряно-Прудского р-на Московской области. Точная дата его появления на свет неизвестна: метрика была утеряна и Столяров сам выбрал себе дату рождения –1 ноября. Его отец был лесником, погиб на фронте в нач. 1-й мировой войны. В семье росло пятеро детей. В тяжелые годы гражданской войны Сергей отправился в «хлебный город Ташкент», но по дороге заболел тифом и после выздоровления попал в Курский детский дом. В нем воспитанники организовали драмкружок, в котором Сергей принимал активное участие и тогда он «заболел» театром. Переехав в Москву, Сергей поступил в Первое ремесленное училище, где приобрел профессии слесаря и машиниста. После окончания работал в депо Киевской ж/д. После работы занимался в театральной студии Алексея Дикого при Доме ученых. Окончил актерский факультет Театральной школы Пролеткульта в 1931 году. В 1932–1934 годах –актер МХАТа, в 1934–1938 годах –ЦТКА, в 1940–1942 годах –Театра имени Моссовета, с 1944 года –Театра-студии киноактера. В 1935 году Столяров сыграл свою первую заметную роль в кино –летчика Владимира в фильме А. П. Довженко «Аэроград». Увидев его в этой роли, режиссер Г. В. Александров сразу без проб пригласил Сергея Столярова на роль Ивана Мартынова в фильме «Цирк». После выхода «Цирка» Столяров стал не просто знаменитым, а идеалом молодого советского человека. Больше того, образ Сергея Столярова был взят за основу при создании скульптуры рабочего в знаменитой композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», завоевавшей главный приз на Парижской выставке в 1937 году. Благодаря фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман. Герой «Цирка» Иван Мартынов принес с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», ставшую вторым гимном СССР. Независимый, принципиальный характер Сергея Столярова, его участие в защите своих друзей и коллег, несправедливо обвиненных в ту тяжелую эпоху 30-х годов, стоили ему наград и отчасти карьеры. Ему был вынесен негласный приговор: не вполне благонадежен. Тем не менее, Столяров продолжил сниматься. В 1938–1944 годах он создал на экране ставший классическим образ русского былинного героя, снявшись в фильмах-сказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный». Самыми сложными были годы войны. В кон. 1941 года, вернувшись из ополчения, Сергей Дмитриевич с семьей отправился в Алма-Ату, где находились в эвакуации многие театральные труппы и киностудии. Там он впервые проявил себя как режиссер, поставив пьесу К. М. Симонова «Русские люди». Спектакль имел огромный успех. Артисты собрали 13069 рублей на постройку танка «Русские люди». В благодарность за этот поступок актера ему в Алма-Ату прислал телеграмму сам Сталин. В 1940-е годы Столяров пытался уйти от своего героического амплуа. Он снялся в веселом фильме «Старинный водевиль». Фильм А. Л. Птушко «Садко», в котором Столяров сыграл заглавную роль, совершил своеобразный прорыв в мировой кинематограф. Его успех высоко оценили в Венеции (Италия), где ему присвоили приз «Серебряный лев». В фильме «Тайна двух океанов» (1955–1956) Сергей Столяров сыграл роль капитана подводной лодки. Фильм имел большой успех у отечественного зрителя. Тогда же Сергей Дмитриевич снялся в другом фильме А. Л. Птушко «Илья Муромец», в роли Алеши Поповича. Фильм вошел в историю мирового кино благодаря такому рекорду: в массовке при съемках батальных сцен приняло участие более 100 тысяч человек (рекорд так и не был побит). Последней актерской работой Сергея Столярова в кино стала роль Дар Ветра в фантастическом фильме «Туманность Андромеды» (1967) по одноименному роману И. А. Ефремова. Эта работа завершила галерею героических образов, созданных Сергеем Столяровым в кино. В кон. 60-х Сергей согласовал постановку фильма «Когда расходится туман» по собственному сценарию. Но из-за обострения злокачественной опухоли (лимфосаркома) был вынужден лечь в больницу и не дожил не только до премьеры, но даже и до окончания работы над картиной. Со женой Ольгой Константиновой познакомился в театре. Она происходила из старинной купеческой семьи и училась в студии Ю. А. Завадского. В 1934 году молодые люди поженились, а в 1937 году у них родился сын Кирилл (1937–2012) – актер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий