Анатолий Папанов (1922–1987) – актер театра и кино, педагог, участник ВОВ.
Родился в Вязьме в Смоленской области). Отец – военнослужащий Дмитрий Папанов (1897–1982), русский; мать – полька Елена Росковская (1901–1973), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру. Отец будущего актера участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем – бывш. актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). Как вспоминает Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актерские способности его отца. К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети. В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актеры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой, – его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем. В 1937 году Папанов впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре». С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжелое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Папанов шесть месяцев провел в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с палочкой. Вернувшись в Москву, поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найденова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль – Зеленые Штаны». После окончания ГИТИСа Папанов получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр. С 1946 года был актером Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева. В 1948 году по предложению режиссера Андрея Гончарова Папанов перешел в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова. Анатолий участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!». Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен. С 20 мая 1945 года был женат на актрисе Надежде Каратаевой, однокурснице по ГИТИСу; в этом браке в 1954 году родилась дочь, Елена Папанова, ставшая позже актрисой Театра им. Ермоловой. За год до смерти как режиссер поставил спектакль «Последние» по одноименной пьесе Максима Горького. Будучи верующим человеком, он очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, Папанов нашел радиозапись молитвы в исполнении Федора Шаляпина и вставил ее в финал. Последняя роль в театре – Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры. Последняя кинороль – «Холодное лето пятьдесят третьего…». Умер в 64 года, вернувшись домой со съемок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер в ванной от сердечного приступа.
Родился в Вязьме в Смоленской области). Отец – военнослужащий Дмитрий Папанов (1897–1982), русский; мать – полька Елена Росковская (1901–1973), модистка, католичка, тайно принявшая православную веру. Отец будущего актера участвовал в театральной самодеятельности: играл в труппе, организатором которой был Николай Сергеевич Плотников, а руководителем – бывш. актриса императорских театров Лучезарская (жена командира вяземского гарнизона). Как вспоминает Анатолий Дмитриевич, Лучезарская выделяла актерские способности его отца. К этому времени и относятся первые появления юного Папанова на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети. В 1930 году вместе с родителями он переехал в Москву, где семья поселилась на улице Малые Кочки (ныне улица Доватора), работал в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода (литейщиком), одновременно занимался в популярной театральной студии при заводе «Каучук». Этим полупрофессиональным театральным коллективом руководили в то время актеры Театра им. Вахтангова во главе с Василием Кузой, – его Анатолий Папанов и считал своим первым учителем. В 1937 году Папанов впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Ленин в Октябре». С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. В июне 1942 года получил тяжелое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало на ней два пальца. Папанов шесть месяцев провел в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с палочкой. Вернувшись в Москву, поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую артистов МХАТа Марии Орловой и Василия Орлова. Успешно сдал государственные экзамены 11 ноября 1946 года, сыграв молодого Константина в «Детях Ванюшина» Сергея Найденова и глубокого старика в комедии Тирсо де Молины «Дон Хиль – Зеленые Штаны». После окончания ГИТИСа Папанов получил приглашения и во МХАТ, и в Малый театр, но вместе со всем курсом уехал в Клайпеду, создавать новый театр. С 1946 года был актером Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева. В 1948 году по предложению режиссера Андрея Гончарова Папанов перешел в Театр Сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова. Анатолий участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди!». Преподавал в ГИТИСе, выпустил диск как исполнитель песен. С 20 мая 1945 года был женат на актрисе Надежде Каратаевой, однокурснице по ГИТИСу; в этом браке в 1954 году родилась дочь, Елена Папанова, ставшая позже актрисой Театра им. Ермоловой. За год до смерти как режиссер поставил спектакль «Последние» по одноименной пьесе Максима Горького. Будучи верующим человеком, он очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, Папанов нашел радиозапись молитвы в исполнении Федора Шаляпина и вставил ее в финал. Последняя роль в театре – Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры. Последняя кинороль – «Холодное лето пятьдесят третьего…». Умер в 64 года, вернувшись домой со съемок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер в ванной от сердечного приступа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий