Тамара Макарова (1907 – 1997) – актриса кино, педагог. Член ВКП(б) с 1943 года.
Тамара Макарова родилась в Петербурге в семье военного врача. В возрасте 14 лет, увлекавшаяся театром и балетом, Тамара создала собственную труппу, собрав в ней соседских детей. Дворовый театр радовал спектаклями жителей окрестностей; его даже зарегистрировали, и ребята стали получать паек. В 1924 году Тамара Макарова, окончив школу, поступила в актерскую мастерскую МАСТФОР. Там она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым. В кино Макарова дебютировала в 1927-м году фильмом «Чужой пиджак». На фабрику «Совкино», выпускающую этот фильм, она попала случайно, буквально с ул.: ее привел ассистент Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. На съемках этой картины она вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. Вся дальнейшая творческая деятельность Макаровой была связана с мужем. По его совету в 1927 году она поступила на киноотделение Техникума сценических искусств (окончила в 1930). В фильме Герасимова Макарова впервые появилась в 1934-м году. Это была картина «Люблю ли тебя?», к сожалению не сохранившаяся. К тому времени Макарова уже успела поработать с такими режиссерами как В. И. Пудовкин и И. А. Пырьев, нередко снималась с мужем. Всесоюзный успех пришел к ним в 1936-м году с выходом на экраны фильма «Семеро смелых». Далее последовала череда удачных совместных работ – «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад». Последняя картина была закончена перед самой войной. Темы ВОВ и блокады занимают большое место в творчестве Макаровой. Супруги оставались в городе до 1943 года. Макарова участвовала в организации обороны Ленинграда, работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой. Их совместной работой в этот период стал фильм «Непобедимые» о героической борьбе советского народа. Фильм был поставлен Герасимовым совместно с Михаилом Калатозовым, и Макарова сыграла в нем одну из главных ролей. Всего на киностудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 1942 годы). Затем чета отправилась в глубокий тыл, в Ташкент. Там у них появился приемный ребенок – сын Артур, ставший впоследствии известным писателем и кинодраматургом. Военной тематике, тылу посвящена следующая работа супругов – лента «Большая земля». Возвращаться из эвакуации в Ленинград семья не стала, они перебрались в Москву. С 1944 года Макарова преподает во ВГИКе, который теперь носит имя ее супруга. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Вели преподавание они с мужем совместно, руководили общей мастерской. Среди их учеников такие прославленные артисты как С. Ф. Бондарчук, И. В. Макарова, Т. М. Лиознова, Л. М. Гурченко, З. М. Кириенко, Н. Н. Фатеева, Ж. А. Болотова, Н. Н. Губенко, Е. И. Жариков, Л. А. Лужина, С. П. Никоненко, Г. А. Польских, Л. Н. Федосеева-Шукшина, Н. У. Аринбасарова, Н. Н. Белохвостикова, Н. С. Бондарчук, Н. Ф. Гвоздикова, Н. Н. Еременко-младший, и этот перечень далеко не полный. Делу преподавания Герасимовы отдавались до кон., были одной семьей со студентами, любили задействовать их в своих фильмах. Пожалуй, самый яркий пример тому – «Молодая гвардия». Фильм вывел на орбиту целую плеяду молодых актеров – студентов ВГИКа: И. В. Макарову, Н. В. Мордюкову, С. С. Гурзо, С. Ф. Бондарчука, В. В. Тихонова, К. С. Лучко, В. А. Авдюшко и многих других. Над картиной также работали и студенты других кинематографических специальностей: оператор В. М. Шумский и оператор и режиссер И. В. Шатров. На съемках фильма проходили практику ставшие впоследствии знаменитыми режиссеры Ю. П. Егоров, Ю. С. Победоносцев и Т. М. Лиознова; художники И. М. Каплан и Б. С. Маневич; оператор В. А. Гинзбург. Стоит также отметить, что Макарова и Герасимов не были профессионально зависимы друг от друга. Тамара Федоровна была не менее успешна в фильмах других режиссеров («Каменный цветок», «Клятва»), да и Сергей Апполинариевич был самостоятельной творческой единицей. Несмотря на родственные связи, жена появляется только в четвертом его фильме, да и в дальнейшем он частенько обходился без нее («Тихий Дон», «У озера», «Красное и черное»). С начала 50-х Макарова снимается значительно реже, в основном в фильмах своего мужа. Она также является соавтором сценария дебютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либретто фильма «Люди и звери».
Тамара Макарова родилась в Петербурге в семье военного врача. В возрасте 14 лет, увлекавшаяся театром и балетом, Тамара создала собственную труппу, собрав в ней соседских детей. Дворовый театр радовал спектаклями жителей окрестностей; его даже зарегистрировали, и ребята стали получать паек. В 1924 году Тамара Макарова, окончив школу, поступила в актерскую мастерскую МАСТФОР. Там она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым. В кино Макарова дебютировала в 1927-м году фильмом «Чужой пиджак». На фабрику «Совкино», выпускающую этот фильм, она попала случайно, буквально с ул.: ее привел ассистент Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга. На съемках этой картины она вновь встретилась с Герасимовым. Молодые люди сблизились и поженились. Вся дальнейшая творческая деятельность Макаровой была связана с мужем. По его совету в 1927 году она поступила на киноотделение Техникума сценических искусств (окончила в 1930). В фильме Герасимова Макарова впервые появилась в 1934-м году. Это была картина «Люблю ли тебя?», к сожалению не сохранившаяся. К тому времени Макарова уже успела поработать с такими режиссерами как В. И. Пудовкин и И. А. Пырьев, нередко снималась с мужем. Всесоюзный успех пришел к ним в 1936-м году с выходом на экраны фильма «Семеро смелых». Далее последовала череда удачных совместных работ – «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад». Последняя картина была закончена перед самой войной. Темы ВОВ и блокады занимают большое место в творчестве Макаровой. Супруги оставались в городе до 1943 года. Макарова участвовала в организации обороны Ленинграда, работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей, медсестрой. Их совместной работой в этот период стал фильм «Непобедимые» о героической борьбе советского народа. Фильм был поставлен Герасимовым совместно с Михаилом Калатозовым, и Макарова сыграла в нем одну из главных ролей. Всего на киностудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 1942 годы). Затем чета отправилась в глубокий тыл, в Ташкент. Там у них появился приемный ребенок – сын Артур, ставший впоследствии известным писателем и кинодраматургом. Военной тематике, тылу посвящена следующая работа супругов – лента «Большая земля». Возвращаться из эвакуации в Ленинград семья не стала, они перебрались в Москву. С 1944 года Макарова преподает во ВГИКе, который теперь носит имя ее супруга. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Вели преподавание они с мужем совместно, руководили общей мастерской. Среди их учеников такие прославленные артисты как С. Ф. Бондарчук, И. В. Макарова, Т. М. Лиознова, Л. М. Гурченко, З. М. Кириенко, Н. Н. Фатеева, Ж. А. Болотова, Н. Н. Губенко, Е. И. Жариков, Л. А. Лужина, С. П. Никоненко, Г. А. Польских, Л. Н. Федосеева-Шукшина, Н. У. Аринбасарова, Н. Н. Белохвостикова, Н. С. Бондарчук, Н. Ф. Гвоздикова, Н. Н. Еременко-младший, и этот перечень далеко не полный. Делу преподавания Герасимовы отдавались до кон., были одной семьей со студентами, любили задействовать их в своих фильмах. Пожалуй, самый яркий пример тому – «Молодая гвардия». Фильм вывел на орбиту целую плеяду молодых актеров – студентов ВГИКа: И. В. Макарову, Н. В. Мордюкову, С. С. Гурзо, С. Ф. Бондарчука, В. В. Тихонова, К. С. Лучко, В. А. Авдюшко и многих других. Над картиной также работали и студенты других кинематографических специальностей: оператор В. М. Шумский и оператор и режиссер И. В. Шатров. На съемках фильма проходили практику ставшие впоследствии знаменитыми режиссеры Ю. П. Егоров, Ю. С. Победоносцев и Т. М. Лиознова; художники И. М. Каплан и Б. С. Маневич; оператор В. А. Гинзбург. Стоит также отметить, что Макарова и Герасимов не были профессионально зависимы друг от друга. Тамара Федоровна была не менее успешна в фильмах других режиссеров («Каменный цветок», «Клятва»), да и Сергей Апполинариевич был самостоятельной творческой единицей. Несмотря на родственные связи, жена появляется только в четвертом его фильме, да и в дальнейшем он частенько обходился без нее («Тихий Дон», «У озера», «Красное и черное»). С начала 50-х Макарова снимается значительно реже, в основном в фильмах своего мужа. Она также является соавтором сценария дебютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либретто фильма «Люди и звери».
Комментариев нет:
Отправить комментарий