Нестеров Михаил (1862, Уфа – 1942, Москва), живописец. Учился в МУЖВЗ (1877–81 и 1884–86) у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.М. Прянишникова, в петербургской Академии художеств (1881–84) у П.П. Чистякова. В 1886–89 и с 1911 жил в Москве. В ранний период творчества писал жанровые картины в духе передвижников, работал над историческими темами, уделяя основное внимание изображению быта допетровской Руси («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, ГТГ), выполнял многочисленные заказы московского издателя А.Д. Стулина на книжные иллюстрации, в том числе к «Сказкам» А.С. Пушкина, «Песне о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, к историческому сочинению П.В. Спицина «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» (1886). В конце 1880-х гг. сблизился с С.И. Мамонтовым и его семьей, много работал на натуре в окрестностях Москвы, в том числе в Абрамцеве, где сделал множество подготовительных этюдов к своим наиболее значительным произведениям религиозно-этического содержания – «Пустынник» (1888–89) и «Видение отроку Варфоломею» (1889–90, оба – в ГТГ). В 1908–11 Нестеров выполнил росписи Марфо-Мариинской обители, в композиции «Путь к Христу» в трапезной храма Покрова обратился к теме духовных исканий, стремился раскрыть глубину и особенность национальных форм христианской веры. Собирательный образ народа, складывающийся из совокупности многочисленных исторических и социальных типов, дан в последнем крупном многофигурном произведении Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916, ГТГ). В поздний период творчества Нестеров создал лирические по своему звучанию пейзажи («Река Москва», 1927, Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа), галерею портретов известных московских ученых, мыслителей, художников (двойной портрет С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского «Философы», 1917; портреты: В.М. Васнецова, 1925; П.Д. Корина и А.Д. Корина, 1930; А.Н. Северцова, 1934; С.С. Юдина, 1935; В.И. Мухиной, 1940; все – в ГТГ).
Уроженец Уфы, выходец из купеческой семьи, он окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. Явился создателем своей неповторимой лирической манеры письма. Получил широкую известность как портретист, автор картин на религиозно-исторические темы и церковных росписей, наиболее известными из которых являются росписи Владимирского собора в Киеве и Марфо-Мариинской обители в Москве. В доме на Сивцевом Вражке художник поселился после своего возвращения из Уфы, где его застала гражданская война. В этот период, не имея больше возможности заниматься религиозной темой, художник обращается к портретной живописи. Именно тогда он создает портреты людей искусства и науки (портреты художников П.Д. и А.Д. Кориных (1930), академика И.П. Павлова (1935), скульпторов И.Д. Шадра (1934) и В.И. Мухиной (1940). Художник, не принявший революцию, уединился в творчестве. За все это время у него состоялась лишь одна выставка, носившая закрытый характер. Умер 18 октября 1942 года. Последние 22 года провел в доме в Сивцевом пер.
Уроженец Уфы, выходец из купеческой семьи, он окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. Явился создателем своей неповторимой лирической манеры письма. Получил широкую известность как портретист, автор картин на религиозно-исторические темы и церковных росписей, наиболее известными из которых являются росписи Владимирского собора в Киеве и Марфо-Мариинской обители в Москве. В доме на Сивцевом Вражке художник поселился после своего возвращения из Уфы, где его застала гражданская война. В этот период, не имея больше возможности заниматься религиозной темой, художник обращается к портретной живописи. Именно тогда он создает портреты людей искусства и науки (портреты художников П.Д. и А.Д. Кориных (1930), академика И.П. Павлова (1935), скульпторов И.Д. Шадра (1934) и В.И. Мухиной (1940). Художник, не принявший революцию, уединился в творчестве. За все это время у него состоялась лишь одна выставка, носившая закрытый характер. Умер 18 октября 1942 года. Последние 22 года провел в доме в Сивцевом пер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий