Ангелина Степанова (1905–2000) родилась в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента (отец) и зубного врача (мать). Ангелина, росла болезненной, ее старались не напрягать занятиями, но тем не менее она много читала, училась музыке и французскому языку. Знала множество стихов и обожала их декламировать. Лине было три года, когда Степановы переехали в Москву. Супруги заделались заядлыми театралами – и иногда брали на спектакли Лину. Она буквально заболела балетом: ходила по квартире на пальцах, пыталась делать балетные па… В семь лет Лину отдали в гимназию Ржевской. Она училась средне, особенно тяжело было с математикой, однако на гимназических вечерах Лина Степанова прекрасно читала стихи, в спектаклях играла главные роли, а на уроках танца, которые вел бывш. артист Большого театра Чудинов, была лучшей ученицей. В 1921 году Ангелина поступила в 3-ю Студию МХТа (курс набирал Е.Б.Вахтангов). Дебют Степановой на сцене состоялся в знаменитом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот». Роль была крохотная, без слов – только танец. На 2-м курсе началась работа над учебным спектаклем по повести Диккенса «Битва жизни». Режиссером был Николай Горчаков. Левые критики нападали на пьесу, зато ее посмотрела вся театральная Москва. Видел спектакль и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он рассказал о «Битве» Станиславскому. Тот только что вернулся в Москву после двухлетней гастрольной поездки Художественного театра по Западной Европе и США и задался целью построить новый репертуар и омолодить труппу МХТ. Станиславский перенес спектакль на Малую сцену и позвал в Художественный театр Ангелину Степанову и Николая Горчакова. Задатки характерной актрисы у Лины обнаружились еще в Студии. Роли княжны Мстиславской в «Царе Федоре Иоанновиче» и Софьи в «Горе от ума», которые она сыграла во МХТе в сезоне 1924-1925 года, обнаружили в таланте Степановой лирическое нач.: тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы – да порой и потом – только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского: нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Время тогда было тяжелое и Ангелина питалась очень скудно. Однако, хотя денег было очень мало, Лина одевалась у лучшей портнихи Москвы Надежды Ламановой – с нею Лину познакомила актриса Лидия Коренева. По негласным правилам МХТ все актеры театра должны были и вне сцены «держать форму». Летом 1925 года МХТ поехал на трехмесячные гастроли по Кавказу и югу России. Все это время Степанову опекал режиссер Николай Горчаков, и вскоре Ангелина Степанова стала его женой. После небольшой роли Мариньки, невесты декабриста князя Голицына, в спектакле «Николай I и декабристы» (1926) Станиславский вынес вердикт: «Вы становитесь актрисой». Ему же принадлежат слова: «У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит большая будущность». Многому научившись в ранние годы у Станиславского, Степанова всегда об этом помнила: «К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал из меня эту актрису К.С.Станиславский». Степанова в совершенстве владела мастерством интеллектуальной отделки роли, умела «оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времен своим насмешливым, умным скепсисом». Она тяготела к скупости и определенности жеста, проявляла интерес к характерности (мечтала сыграть одну из ведьм в шекспировском Макбете), сочетала лиризм со сдержанностью, эмоциональность с рациональностью и жесткостью, порою саркастическими. Роль Бетси в «Анне Карениной», сделала Степанову ведущей актрисой Художественного театра. Премьера состоялась в апреле 1937 г., спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после родов, громко зазвучало в театральном мире. Ее Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи актрисы. Летом 1937 года Степанова впервые выехала за границу – на гастроли в Париж. Ее Бетси очаровала и французскую критику. Но не только этим запомнились Лине гастроли. В Париже она познакомилась с писателем Александром Фадеевым, с которым ей было суждено прожить вместе почти двадцать лет. Весной 1941 году, когда началась война, Художественный театр был эвакуирован, Степанова из-за болезни с театром не выехала и эвакуировалась с семьей в Чистополь. В Чистополе Степанова сразу же организовала художественную бригаду из актеров местной труппы, писательских жен и артистов, оказавшихся в городе. Успех был огромный, но Лина все равно чувствовала себя оторванной от настоящей жизни. Узнав, что в Саратове Художественный театр продолжает активно выступать, она в августе 1942 года уезжает из Чистополя. Уже осенью МХТ вернулся в Москву. Там, среди разрухи, холода, постоянных налетов, театр продолжал работать. В послевоенные годы, после смерти Немировича-Данченко, театр стал слабеть. Степанова по-прежнему много играла, создавая примерно по одной новой роли в сезон, но ситуация в театре перестала ее удовлетворять После самоубийства мужа Ангелина Степанова прибегла к испытанному лекарству «от разбитого сердца»: ушла с головой в работу. Уже через два дня после похорон она вышла на сцену и никто не знает, чего ей стоило выглядеть невозмутимой и спокойной. Ее спасла постановка «Марии Стюарт», ставшая своеобразной актерской дуэлью между Степановой (королевой Елизаветой) и Аллой Тарасовой (королевой Марией). В 1962 году Степанова начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из последних оставшихся в труппе «стариков», пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Этот дуэт станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. И это при том, что в то же самое время эту же пьесу (хотя и в другом переводе) в Театре имени Моссовета играли Ростислав Плятт и Любовь Орлова. Была создана телеверсия спектакля – ее показывают до сих пор. В 1994 году Степанова решила уйти из театра. Новых ролей не было, старые спектакли, в которых она была занята, одряхлели. «В театре мне стало неинтересно», – сказала она, подавая заявление об уходе. Ее особо не удерживали, и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским. В 1995 году во МХАТе отметили ее 90-летие – скромно и очень красиво. Было много цветов, заполнивших небольшую трехкомнатную квартиру. Ангелина Иосифовна попросила отвезти цветы на Новодевичье кладбище – на могилы Александра Фадеева и мхатовцев. Во МХАТе было прожито почти семьдесят лет. Театр забирал в ее жизни все. Она жила в состоянии тайного напряжения перед спектаклем, перед репетицией, которое разрешалось только на сцене или в репетиционном зале. Все желания вытеснялись, если впереди был спектакль или репетиция, все отбрасывалось в сторону, если это нужно было театру. Судьба подарила Степановой МХАТ его лучших лет и привела во мхатовский порядок строй ее жизни раз и навсегда. Ставшая легендой при жизни, последняя из мхатовцев, выходивших на сцену вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова в старости отличалась молчаливостью, подчас переходившей в скрытность, отказывалась давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября 1998 на сцене МХАТа в Камергерском пер. (не одобряя раздела театра, она тем не менее осталась в труппе Ефремова) на праздновании столетия со дня открытия Художественного театра. В кино Ангелина Степанова создала ряд острохарактерных образов. Ее героини – женщины сильные, жесткие, принципиальные. Дебютировав на экране в 1932 г. (курсистка в фильме «Мертвый дом» по Достоевскому), она продолжила сниматься только с 50-х годов, и появлялась на съемочной площадке крайне редко. Среди ролей в кино выделяются Ольга Буткевич («Незабываемый 1919-й год»), Бетси Тверская («Анна Каренина»), Анна Павловна Шерер («Война и мир»), сумасшедшая старуха («Судьба барабанщика»), миссис Шамуэй («Бегство мистера Мак-Кинли»), старуха («Объяснение в любви»), мать Лагутина («Скорость») и др. Последняя работа в кино – фильм «Запомните меня такой», где Ангелина Степанова сыграла главную роль-завещание. Вместе с М. Прудкиным Степанова участвовала в цикле телепередач «Театральные мемуары», снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа «Милый лжец» и «Чрезвычайный посол». Степанова много работала на радио (запись рассказов о старом МХАТе, стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.). Являлась профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала «Театр»; автор ряда заметок и статей по театральной тематике в периодической печати. Весьма критически отнеслась в 1960-е годы к сценическим новациям реж. А.В.Эфроса. Первый муж Ангелины – режиссер Николай Горчаков. После свадьбы Ангелина переехала к мужу. Их соседями по коммунальной квартире в Кривоарбатском пер. были сценарист Николай Волков и его жена, актриса Бэлла Казароза. У Волковых бывали Мейерхольд и Зинаида Райх, Исаак Бабель, Юрий Олеша, влюбленный в Лину Борис Пильняк. Именно у них в 1928 году Степанова познакомилась с писателем и драматургом Николаем Эрдманом, находившимся на вершине славы. Роман Степановой и Эрдмана начался сразу и продолжался 7 лет. Им приходилось скрывать свои отношения, поскольку оба были несвободны. Отличие между ними заключалось лишь в том, что Лина могла развестись в любой момент, а Николай вовсе не собирался бросать свою жену, красавицу-балерину Дину Воронцову. Эрдмана арестовали летом 1933 года в Гаграх, на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал в соавторстве с Владимиром Массом. Его сослали в Енисейск, причем ехать туда пришлось сначала в арестантском вагоне, а потом на перекладных через глухую тайгу. Только в разлуке Степанова поняла, как много Эрдман значит для нее. Ради любимого Лина была готова на все, но прежде она развелась с Горчаковым – не хотела навредить ему. В те годы общение с ссыльными могло навлечь кару. Тем не менее Горчаков продолжал любить Степанову. Лина добилась у всемогущего Авеля Енукидзе свидания с Эрдманом и разрешения на поездку к нему. Летом 1934 года она навестила Николая в Енисейске, что в те времена было равносильно подвигу. Свидание потрясло Ангелину: она своими глазами увидела, в каких тяжелых условиях живет Эрдман. Скрепя сердце, Степанова обратилась к влиятельному партийному деятелю, имя которого никому никогда не раскрывала. Таинственный «вельможа» (в свое время их познакомил Енукидзе) давно искал ее внимания, и она уступила его домогательствам – в обмен на перевод Эрдмана в Томск. В этом крупном сибирском городе был театр, где Николай мог занять место заведующего литературной частью. Весной 1935 года их семилетний роман сошел на нет. А в декабре 1936 года Степанова родила сына Шурика. С его отцом (тем самым могущественным партийцем, который помог Эрдману) она тоже рассталась. Материнство сильно изменило Степанову. Не было больше страдающей Ангелины! Ее заменила жесткая, сильная Лина, которая ради своего сына могла горы свернуть. Едва оправившись от родов, Степанова стала блистательной Бетси Тверской в «Анне Карениной». Волна славы вознесла ее на вершину театрального Олимпа. Вторым мужем Ангелины стал писатель Александр Фадеев, с ним она прожила почти двадцать лет. Они поженились в новогоднюю ночь 1938 года, в Художественном театре. Фадеев и Степанова поначалу жили очень дружно, но им редко удавалось подолгу быть вместе: она все время в театре, на гастролях, он тоже постоянно в делах, разъездах – Фадеев был руководителем Союза писателей. Хозяйством занималась Мария Владимировна, мать Лины. Денег было мало, но Ангелина и Александр чувствовали себя счастливыми. А нехватку личного общения им заменяли письма… Александр Фадеев, обладавший страстной натурой, был большим любителем женщин, у него постоянно были романы на стороне. Ангелина Иосифовна предпочитала не замечать развлечений мужа, но прекрасно о них знала. В годы войны, когда Степанова была в эвакуации, поэтесса Маргарита Алигер родила ему дочку. В отношениях с мужем появилась трещина. Даже рождение сына Миши в 1944 году не помогло. По мере продвижения по служебной лестнице Александр Фадеев все больше и больше уходил в себя, стал пить, и жить с ним рядом было тяжело. Он болел – печень, сердце. Постоянно болели и дети, особенно Миша. Но Степанова давно приучила себя к мысли, что ее личные дела -это прежде всего театр и лишь потом все остальное, хотя и муж, и дети значили в ее жизни многое. Весть, которую никто не решался сообщить Ангелине, пришла 14 мая 1956 года в Белград, где тогда гастролировал МХАТ. Правду о том, что Александр Фадеев застрелился (это произошло 13 мая 1956 года на даче в Переделкино) Ангелина узнала из газет в аэропорту в Киеве. Александр оставил письмо, которое Степановой не показали. Что там было написано, она узнала вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев обвинял советское правительство в уничтожении советской литературы, геноциде лучших ее представителей. О Лине не было почти ничего – только просьба простить его… После ухода из театра в 1994 году Ангелина Степанова целиком отдалась семье. В ее доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух. Она не позволяла себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Через неск. лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный, непутевый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно красивый, добрый чел., последние годы он жил за городом с женой Надей, внучкой Сталина, и множеством собак. Миша, младший, умолил мать не ходить на похороны. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала смерть сына. Она часами молча сидела за столом и курила. В ее жизни больше не было театра, где она могла залечить любые раны. В последние годы жизни она вообще редко общалась с людьми, на ул. почти не выходила, пустых разговоров не вела, телефонную трубку брала лишь в определенные часы, их знали только самые близкие ей люди. 13 мая, в день смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Каким-то таинственным образом Ангелина Иосифовна сохранила и свое женское очарование, и трезвый ум, и даже жизненную энергию. В конце жизни у нее спросили, можно ли назвать ее счастливой. Она ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу – да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую». Умерла Ангелина 17 мая 2000 года – во сне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий