Труден и тернист был творческий путь композитора и современника и друга М. Глинки Александра Даргомыжского (1813-1869).
Из Тульской обл. Народные песни были для него живым, поэтическим языком родины. «Нет в мире народа лучше русского, и ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России», - писал композитор в 1845 г. Его произведения, полные горячего сочувствия к простым людям, нередко направленные против несправедливости и угнетения, глубоко реалистические и проникнутые народностью, встречали холодное, враждебное отношение у руководства императорских театров. Даргомыжский с горечью рассказывал о безуспешных попытках добиться пост. своей оперы «Эсмеральда», написанной по мотивам романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»: «восемь лет напрасного ожидания, и в самые кипучие года жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность удалось мне выхлопотать себе, в виде милости, дозволение на постановку Эсмеральды в Москве. Она дана была в первый раз, с большим успехом, на московском театре, 5-го декабря 1847 года».
Композитор приехал в Москву на постановку и принимал участие в репетициях. В это время он часто встречался с А. Н. Верстовским и участниками спектакля. «Ободренный успехом в Москве, успехом настоящим, - писал композитор, - я в 1848 году поспешил окончить Торжество Вакха и представил его в дирекцию». «Торжество Вакха», написанное по мотивам одноименного стихотворения А. С. Пушкина, было первой оперой-балетом в русской музыке. Оно было встречено руководством императорской сцены с тем же недоброжелательством. По словам Даргомыжского, «дирекция положительно отказала мне в постановке... не объявив даже причины этого отказа». «Торжество Вакха» было впервые поставлено также в Москве, но лишь через двадцать лет после своего создания, в 1868 г., за год до смерти композитора. Вторично Москва увидела Даргомыжского в 1858 г., когда он приехал для участия в постановке оперы «Русалка». Она шла в бенефис ведущей артистки московской сцены Е. А. Семеновой, первой в Москве исполнительницы Эсмеральды и Наташи. Для исполнения партии Княгини из Петербурга приехала выдающаяся певица того времени Д. М. Леонова. Даргомыжский остановился у своей ученицы, известной певицы-любительницы М. В. Шиловской, имевшей дом на Тверской дом № 22б. Она была в дружеских отношениях и с М. И. Глинкой. Даргомыжский часто посещал Е. Семенову (Б. Дмитровка, 6, дом не сохранился), проводил много времени на репетициях. Пост. «Русалки» вполне удовлетворила Даргомыжского. Он сообщал сестре о последней репетиции: «Шло весьма хорошо. Семенова на репетиции была так хороша, что и высказать не могу. Декорации превосходные в полном смысле слова». В 1860-е годы Даргомыжскому также приходилось бывать в Москве. Как предполагают, он останавливался опять у М. В. Шиловской, в доме которой постоянно бывали крупнейшие деятели литературной и музыкальной Москвы. Известный декоратор московских театров К. Ф. Вальц вспоминает: «Там я встречал и Тургенева, и Даргомыжского, и Серова, и Островского, и Рубинштейна, и Чайковского».
Умер в Петербурге в 55 лет.
Из Тульской обл. Народные песни были для него живым, поэтическим языком родины. «Нет в мире народа лучше русского, и ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России», - писал композитор в 1845 г. Его произведения, полные горячего сочувствия к простым людям, нередко направленные против несправедливости и угнетения, глубоко реалистические и проникнутые народностью, встречали холодное, враждебное отношение у руководства императорских театров. Даргомыжский с горечью рассказывал о безуспешных попытках добиться пост. своей оперы «Эсмеральда», написанной по мотивам романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери»: «восемь лет напрасного ожидания, и в самые кипучие года жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность удалось мне выхлопотать себе, в виде милости, дозволение на постановку Эсмеральды в Москве. Она дана была в первый раз, с большим успехом, на московском театре, 5-го декабря 1847 года».
Композитор приехал в Москву на постановку и принимал участие в репетициях. В это время он часто встречался с А. Н. Верстовским и участниками спектакля. «Ободренный успехом в Москве, успехом настоящим, - писал композитор, - я в 1848 году поспешил окончить Торжество Вакха и представил его в дирекцию». «Торжество Вакха», написанное по мотивам одноименного стихотворения А. С. Пушкина, было первой оперой-балетом в русской музыке. Оно было встречено руководством императорской сцены с тем же недоброжелательством. По словам Даргомыжского, «дирекция положительно отказала мне в постановке... не объявив даже причины этого отказа». «Торжество Вакха» было впервые поставлено также в Москве, но лишь через двадцать лет после своего создания, в 1868 г., за год до смерти композитора. Вторично Москва увидела Даргомыжского в 1858 г., когда он приехал для участия в постановке оперы «Русалка». Она шла в бенефис ведущей артистки московской сцены Е. А. Семеновой, первой в Москве исполнительницы Эсмеральды и Наташи. Для исполнения партии Княгини из Петербурга приехала выдающаяся певица того времени Д. М. Леонова. Даргомыжский остановился у своей ученицы, известной певицы-любительницы М. В. Шиловской, имевшей дом на Тверской дом № 22б. Она была в дружеских отношениях и с М. И. Глинкой. Даргомыжский часто посещал Е. Семенову (Б. Дмитровка, 6, дом не сохранился), проводил много времени на репетициях. Пост. «Русалки» вполне удовлетворила Даргомыжского. Он сообщал сестре о последней репетиции: «Шло весьма хорошо. Семенова на репетиции была так хороша, что и высказать не могу. Декорации превосходные в полном смысле слова». В 1860-е годы Даргомыжскому также приходилось бывать в Москве. Как предполагают, он останавливался опять у М. В. Шиловской, в доме которой постоянно бывали крупнейшие деятели литературной и музыкальной Москвы. Известный декоратор московских театров К. Ф. Вальц вспоминает: «Там я встречал и Тургенева, и Даргомыжского, и Серова, и Островского, и Рубинштейна, и Чайковского».
Умер в Петербурге в 55 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий